Top.Mail.Ru
12 ноября 2019 10:42
Дороги и транспорт

Изменения маршрутов, тарифов и контрактов с перевозчиками: чем грозят Ижевску транспортные «эксперименты»?

Чиновники, общественники и перевозчики пока не пришли к единому мнению, как развивать городской транспорт

Амир Закиров
Амир Закиров

Систему перевозок в Ижевске в ближайшее время ждут большие перемены: городские власти предлагают изменить маршрутную сеть, а также сократить срок обслуживания маршрутов транспортными компаниями до 1 года.

Как предстоящие изменения скажутся на работе общественного транспорта Ижевска? Эти вопросы обсудили на круглом столе в медиагруппе «Центр» городские власти, общественники и перевозчики.

Круглый стол  Фото: Амир Закиров

Меняют направления

Городские власти заявляют, что 2020 год для общественного транспорта станет «переходным» и «экспериментальным». Во-первых, изменения коснутся маршрутной сети. Ее анализом занималось агентство дорожной информации «Радар» из Перми, выигравшее аукцион в этом году. Главный вывод: маршрутная сеть в Ижевске – комфортная, безопасная, она удовлетворяет потребности всех групп населения. Такая оценка не противоречит и мнению горожан. Уже много лет Ижевск занимает высокие строчки в рейтингах удовлетворенности жителей общественным транспортом, который проводит федеральный портал domofond.ru. По итогам 2018 года, например, наш город на 5 месте из 200.

90% поездок на общественном транспорте горожане совершают без пересадок

– Недостатки выявили в нескольких периферийных районах Ижевска. Маршруты перераспределены по магистралям с учетом пропускной способности. Также учитывались пожелания жителей и строительство новых микрорайонов, – прокомментировал Алексей Полуэктов, заместитель начальника Управления благоустройства и охраны окружающей среды администрации Ижевска.

Среди рекомендаций, данных экспертами:

  • Удлинить маршрут №49 до Оранжерейного комплекса
  • Продлить маршрут №71 до Машиностроителя и уменьшить интервалы между автобусами
  • Сократить маршрут №15 до остановки «Собор Александра Невского»
  • Продлить маршрут №16 до остановки «Парк им. Кирова»
  • Сделать крюк для маршрута №31, чтобы он забирал жителей с улицы Сабурова и улицы Берша.

Отметим, единый документ со всеми рекомендациями и изменениями город получил впервые. И сейчас его планируют взять за основу при формировании обновленной сети маршрутов для перевозчиков.

Фото: Диля Ахмадишина

Сократили до года

Но если маршрутная сеть города изменится незначительно, то условия контрактов на оказание перевозок, наоборот, планируют серьезно поменять. В 2019 году закончатся предыдущие договоры по обслуживанию общественного транспорта. Администрация Ижевска должна будет вновь провести аукцион, чтобы определить подрядчиков на обслуживание пассажирских маршрутов. Но в этот раз срок контракта на социальные маршруты, которые работают по регулируемому тарифу, решили сократить с 5 лет до 1 года.

– Лотов будет два или три. Благодаря исследованиям мы выяснили, какие маршруты являются рентабельными, а какие – нет. Каждый лот будет с окупающимися и неокупающимися маршрутами, – объяснил Игорь Сальников, замглавы города Ижевска.

Фото: архив редакции

Чем это грозит?

Именно срок в 1 год является самым спорным вопросом для перевозчиков. Сейчас большую часть (около 90%) всех перевозок в Ижевске обслуживают два крупных предприятия – ИПОПАТ и ИжГЭТ. Срок контракта длиной всего в 1 год лишит их возможности получать банковские кредиты на покупку нового транспорта.

– Мы закупаем только автобусы класса М3: они безопасные и вывозят большое количество пассажиров в часы пик. За один год такие автобусы не окупятся, поэтому договор должен быть лет на пять, а лучше – семь-восемь. В итоге мы будем вынуждены ездить на том, что есть. И новые перевозчики в город не зайдут, потому что и для них ситуация – аналогичная, – заявил во время круглого стола Дмитрий Пивош, председатель совета директоров ИПОПАТ.

10 млн рублей стоит большой автобус класса М3

По мнению специалистов, именно большие и привычные ижевчанам автобусы с двигателями на газе – оптимальный вариант в части экологической и транспортной безопасности, а также комфорта для пассажиров. Такой автобус вмещает до 108 пассажиров, что аналогично 5 маршруткам.

Фото: Амир Закиров

– Условия контракта не смогут обеспечить привлечение инвестиций банков, – прокомментировала председатель Общественной палаты Ижевска Анастасия Власова. – Значит, город останется без новых автобусов, а старый транспорт – это больше поломок, невыходов на линию, нарушений графика и вопросы к безопасности. Сейчас в предлагаемых изменениях я вижу больше рисков, чем плюсов.

Участники круглого стола отметили, что сложности могут возникнуть и с соблюдением правил перевозки пассажиров.

– С 1 ноября везде должны быть установлены тахографы, водители должны ежедневно проходить медосмотр. Этим требованиям сейчас соответствует только ИПОПАТ. В конкурсной документации должен четко просматриваться момент безопасности. Мы разыгрываем не просто маршруты, а безопасный проезд гражданина от одной точки до другой, – считает Наиль Зиятдинов, член Общественной палаты Ижевска и Общественного совета Миндортранса Удмуртии.

Пока вопрос со сроками контрактов остается открытым. Городские власти заявляют, что окончательное решение еще не принято.

КСТАТИ

Вырастут ли тарифы?

Еще одной темой круглого стола стали тарифы. В Ижевске они самые низкие в ПФО и не менялись уже 4 года. При этом затраты на топливо и запчасти выросли на десятки процентов. Из-за этого транспортникам все сложнее обновлять парк, выплачивать зарплаты сотрудникам и ремонтировать подвижной состав.

В Ижевске один из самых низких тарифов на проезд в ПФО  Фото: презентация администрации Ижевска

На сегодняшний день тариф рассматривается на основе затрат предыдущих периодов. В затраты также входят инвестиционные кредиты, взятые еще пять лет назад. Безусловно, какая-то часть состава транспорта стареет, что приводит к увеличению объемов ремонта. Постоянный ремонт – это постоянные расходы. Поэтому надо принять просто нормальный и логичный тариф. С одной стороны, мы должны обновлять общественный транспорт и если в этом году мы не закупим 100 автобусов, то в 2020 году сумму обновления парка составит около миллиарда рублей. С другой стороны, мы не можем постоянно повышать тариф, так как пассажиры просто перестанут пользоваться нашими услугами
Дмитрий Пивош, председатель совета директоров ИПОПАТ

Дмитрий Пивош также пояснил, что у региона есть право установить на любой период стоимость проезда на регулируемые маршруты.

В Ижевске всего три рентабельных маршрута. Все остальные – убыточные 
Тариф – это боль транспортников. У нас растет плата за электроэнергию, поэтому тарифы должны индексироваться, должно быть движение в этом вопросе. Если мы говорим об ИжГЭТ, то, например, один троллейбус стоит примерно 12 млн рублей, а трамвай – 27 млн. У нас, конечно, есть свои идеи по обновлению электротранспорта, но без участия города или республики тарифные решения принять невозможно
Андрей Батов, генеральный директор МУП «ИжГЭТ»

На данный момент автопарк общественного транспорта изношен на 50%

В цифрах

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: