Top.Mail.Ru
30 сентября 2018 09:20
Дороги и транспорт

Из Ижевска до Сочи на самолете: «Ижавиа» расширит направления для полетов осенью

Кто занимается новой схемой полетов и как именно выстраивается цена на рейс?

Амир Закиров
Амир Закиров

Обсуждая развитие аэропорта, мы чаще всего обсуждаем заслуги его руководителя, забывая, что за каждым новым шагом стоит целая команда единомышленников. В конце октября «Ижавиа» запускает новую схему полетов, благодаря которой жители Удмуртии смогут свободно летать на юг и восток нашей страны. Одно из ключевых подразделений, которое занималось нововведением, – управление производственно-коммерческой деятельностью авиакомпании под руководством Михала Кутенева.

Экономика рейсов

Задача Михаила Кутенева и его команды, состоящей примерно из 10 человек, – заработать деньги. Причем как от авиационной, так и от неавиационной деятельности. К неавиационной деятельности относится реклама, парковка и прочие вещи, приносящие прибыль. Авиационная деятельность – это все, что касается продажи билетов, окупаемости рейсов, поиск новых направлений, закрытие старых (если они невыгодны). Проще говоря, задача коммерческого отдела рассчитать, при какой загрузке рейс принесет прибыль и как эту загрузку повысить.

У каждого направления есть определенное количество мест на один рейс, которые мы должны продать. Мы постоянно отслеживаем продажи и в зависимости от загрузки принимаем решение повышать или понижать стоимость билетов. Это называется оперативное управление доходностью рейса.
Михаил Кутенев, руководитель управления производственно-коммерческой деятельностью «Ижавиа»

Так, тарифная сетка «Ижавиа» состоит из 20 тарифов, три из которых – бизнес-класс, 17 – эконом. Наибольшее число билетов приходится на сегмент «эконом-стандарт». Это средний тариф, 100% продажа которого окупит рейс и принесет прибыль. У компании есть также распродажные тарифы (самые дешевые) с минимальным количеством мест, их скупают очень быстро.

– В конце, перед самым рейсом места продаются по более дорогим тарифам, выше среднего. Их бывает по 10-15 на рейсе. Даже если по рейсу мы не добираем выручку, то продажа этих билетов меняет экономику и выводит его [рейс] на окупаемость, – добавил Кутенев.

За каждым направлением закреплен отдельный менеджер, который отслеживает ситуацию на протяжении всего процесса продажи билетов. На практике, если рейс не продается или продается очень плохо (менее 40%), то принимается решение или отменить его, или, если в этом направлении несколько рейсов, объединить с другим. Такие решения согласовываются с руководством аэропорта, но на практике их принимают довольно редко.

– Мы стараемся не отменять рейсы именно из-за экономики. Чаще всего это происходит по иным причинам, – отмечает собеседник.

Про оптимизацию рейсов

Бывает и так, что приходится не просто отменять один рейс, а закрывать целое направление. Не так давно компания оптимизировала транзитный рейс Нижневартовск – Ижевск – Краснодар.

– В основном загрузка была только от Ижевска до Краснодара и обратно. Туда-обратно у нас получалось около 30 проданных билетов [из 118 в самолете]. И, чтобы не нести лишние издержки, мы закрыли направление, – рассказал Михаил Кутенев.

Из регулярных рейсов у «Ижавиа» остались лишь рейсы до Москвы и Санкт-Петербурга. Однако скоро их станет гораздо больше.

В планах «Ижавиа» сделать рейс до Санкт-Петербурга ежедневным

Новая схема полетов

Коммерческий отдел также занят разработкой новой схемы полетов, которая появится у «Ижавиа» уже к концу октября. Запуску предшествовало несколько месяцев переговоров, подтверждения «слотов» – согласования времени прилета и вылета в аэропортах других городов.

Теперь из ижевского аэропорта можно будет регулярно летать не только в Санкт-Петербург и Москву, но и по южному и восточному направлениям. В ближайшее время мы планируем открыть новые маршруты в Сочи, Минеральные Воды, Краснодар и Симферополь, Екатеринбург, Челябинск, Сургут, Нижневартовск, Новосибирск, Омск и Тюмень. Хабовыми городами – городами для пересадки – станут Ижевск и Самара. По словам Михаила Кутенева, продажи билетов стартуют уже этой осенью.

– Такая обширная транзитная схема более выгодная в нашей ситуации, чем прямые рейсы. Прямой рейс надо загружать от точки А до точки Б, а здесь у нас есть возможность набрать полный самолет уже в нескольких точках. Мы посчитали, что в Ижевске нам нужно будет продать всего 15-20 кресел [из 118] и уже можно отправлять пассажиров. При старой схеме такой рейс себя бы точно не окупил, – отметил Кутенев.

Рейсы будут выполняться двумя бортами, которые будут летать параллельно друг другу. Например, один из них полетит по направлению Симферополь – Краснодар, другой – Минеральные Воды, Сочи, а пунктом трансфера станет либо Ижевск, либо Самара. По словам Кутенева, стыковки будут длиться час-полтора. Это будет быстрее, чем перелет, например, через Москву.

– Пока что летать будем на ЯК-42. Но вообще в планах у нас есть «Боинги». Постепенно мы намерены обновлять авиапарк. Может быть, это будет «Сухой Суперджет», – добавил собеседник.

В стоимости билетов «Ижавиа» будет ориентироваться на конкурентов. Но цены будут демократичными.

«Почти не видел Ижевск»

Сейчас Михаилу Кутеневу 38 лет, и ровно половину из них он посвятил авиации. После окончания Авиационно-транспортного колледжа в Санкт-Петербурге работал в аэропорту «Кольцово» (международный аэропорт Екатеринбурга). Параллельно с этим получал экономическое образование. Дипломную работу писал по авиакомпании «Уральские авиалинии», после чего получил работу там. Руководил агентством авиационного транспорта.

«Главный по продажам билетов на самолеты» пришел на работу в «Ижавиа» в августе этого года. Но признается, что изучить Ижевск пока не успел.

– Я все время нахожусь на работе в аэропорту. На выходные уезжаю домой в Екатеринбург. Город пока не удалось посмотреть, хотя центр видел, в центре мне понравилось, – рассказал Кутенев.

Фото: Амир Закиров

Кстати, для человека, который всю сознательную жизнь посвятил себя авиации, летает Михаил Кутенев не очень часто.

– Раньше летал очень часто. Были вылеты перед навигацией. Неделю летали, два дня отдыхали. И потом снова в путь. А последнее время летаю раз-два в год, – добавил руководитель управления.

Новое место работы в другом регионе – это вызов. Но вызов очень интересный.

– Я не скажу, что на «Ижавиа» тяжелее, тут интересно. Я рад, что многое надо менять, есть куда развиваться, стремиться, если чем заниматься. Передо мной поставлены определенная задача, она мне понятна, и мы ее достигнем, – подытожил собеседник.

На правах рекламы