Top.Mail.Ru
14 августа 2018 15:23
Дороги и транспорт

От ларьков до вай-фая: как менялись остановки общественного транспорта в Ижевске?

Примеры решения проблемы за последние 5 лет

Сергей Грачев
Сергей Грачев

В Ижевске вновь предложили новый проект остановок общественного транспорта. Они будут оборудованы освещением, точками доступа wi-fi, видеонаблюдением (2-3 камеры на комплекс). А содержать их будет один подрядчик.

За два года это уже третий вариант решения проблемы. Во сколько обойдется установка и содержание этих конструкции и какие остановки хотят видеть жители города?

История «остановочной революции» Ижевска

Всего в Ижевске, по официальным данным, числится 684 остановки общественного транспорта. Из них 156 с торговыми ларьками, 47 площадок находятся в аренде у предпринимателей (которые и отвечают за их содержание). Оставшиеся содержат МУП «Горсервис» (211 навесов и 188 посадочных площадок) и МУП ДРЭУ (322 посадочные площадки).

Последние 5 лет в Ижевске шла настоящая «остановочная революция». Старые павильоны, стоявшие на протяжении 1990-х и 2000-х годов, начали сносить. Ларьки исчезали вместе с ними.

2014-2015 годы – власти Ижевска активно начинают борьбу с торговлей алкоголем. Ларьки, где незаконно торгуют спиртным, сносятся вместе с остановочными комплексами. На их месте появляются новые конструкции, но они жителей не удовлетворяют, потому что «продувает со всех сторон».

Фото: архив редакции

Зима 2016 года – начинается установка новых остановочных комплексов, выкрашенных в красный цвет. Главное отличие – стеклянные стенки с трех сторон конструкции. Всего на обновление павильонов город выделяет 10 млн рублей, планируется заменить 50 штук. Работы по сносу и замене начались весной. 

Фото: автора

Весна-осень 2016 года – первые павильоны страдают от рук вандалов, которые бьют стекла и портят металлические конструкции. По данным пресс-службы администрации Ижевска, в неделю разбивалось до 50 стекол. Позже во время ремонта начали использовать доски, некоторые из них остались и на сегодняшний день. С начала 2016 года в Ижевске повредили 21 павильон. Замена одного стекла оценивали в 2 тыс. рублей без учета материалов.

В 2017 году власти обещают заменить 24 остановки. Озвучена идея установки в центре Ижевска закрытой остановки с wi-fi (на 14 августа 2018 года ее так и не открыли. – Прим. ред.).

Лето 2017 года – Появляются две остановки на солнечных батареях. Уже зимой 2018 года с одной из них батарею украли.

Фото: Артем Митюков (vk.com)

Апрель 2018 года – презентовали новые антивандальные остановки. Стоимость их установки – 300-350 тысяч рублей.

Фото: Администрация Ижевска

Июль 2018 года – Так и не реализовав предложенный проект антивандальных остановок, в Ижевске появилось предложение делать очередные «новые», с wi-fi, освещением и видеонаблюдением.

Фото: Константин Сунцов

Кстати, в 2018 году, по данным администрации города, в Ижевске установят 10 остановочных павильонов. Когда это произойдет, неизвестно. Источник финансирования работ не определен до сих пор. 

Какими они будут, тоже пока непонятно, определили только места, где они появятся:

  • «Магазин Жигули» – по ходу в сторону ул. Ленина;
  • «Поликлиника Нефтяников» – по ходу в сторону ул. Петрова;
  • «Городок Металлургов»;
  • «Торговый центр «Меркурий»» – ул. Клубная, по ходу в центр;
  • «Механизаторская» – по ходу из центра;
  • «Ж/д больница»;
  • «Комсомольская» – ул. Выставочная, по ходу в центр;
  • «Огнеупорная»;
  • «Татьяны Барамзиной» – по ходу из центра;
  • «Центральный рынок» – по ходу в сторону ул. М. Горького.

Кстати, кроме неразберихи с проектами остановок, остается еще одна самая обсуждаемая проблема: когда на месте снесенных ларьков с остановками появятся новые павильоны. Ярким примером стала остановка «Городок Металлургов». Городские власти за подобные «подвисшие» вопросы не раз критиковало и правительство Удмуртии, но ситуация так и не разрешилась. 

Остановки-«долгожители»

Несмотря на такую бурную деятельность по развитию остановок, есть среди павильонов настоящие «долгожители». Их за многие годы не коснулись ни вандалы, ни снег с дождем, ни особо ретивые чиновники:

  • Остановки «Удмуртский государственный университет» по обеим сторонам ул. Удмуртской;
  • Остановка «Электротехника в быту» в сторону «Малахита» и дальше остановка «Северный микрорайон»;
  • Остановка «Администрация Ленинского района», ул. Азина.

Кроме «преклонного возраста» их объединяет тот факт, что там использованы крупные металлические конструкции и нет стекол и других легко ломающихся элементов.

Остановки-«долгожители» содержатся за счет арендаторов или владельцев ларьков, которые там установлены

– Основные затраты на содержание таких остановок – покраска, уборка и вывоз мусора, но это копейки, – рассказал ранее главный инженер Службы благоустройства и дорожного хозяйства Ижевска Фирдаус Харисов.

После закрытия в 2014 году автобусного маршрута №14 (Завод пластмасс – гор. Металлургов) на улице Кирова осталось стоять четыре остановочных комплекса. Фото: Алена Селезнева

Народу – остановки, бизнесу – заработок

В 2018 году озвучили очередные планы по обновлению остановок в городе. При этом их установка и содержание ляжет на плечи инвесторов. По словам советника главы Удмуртии по инвестиционному развитию Ижевска Константина Сунцова, он встречался с предпринимателями, готовыми вложиться в строительство и содержание новых комплексов. Сейчас есть два варианта:

1. Инвестор готов направить 40 млн рублей в течение года на установку 100 остановок в Ижевске и в дальнейшем заняться их обслуживанием. 80 из них появятся в местах, где комплексов не было никогда.

2. Еще одна компания готова взять «под свое крыло» 200 остановочных комплексов. Содержать их за свой счет, убирать мусор, мыть, чистить снег.

Обе компании взамен хотят стать «владельцами» рекламных площадей остановок

По словам Константина Сунцова, стоимость одной новой остановки около 336 тысяч рублей.

– Дизайн будет меняться, инвестиционная составляющая тоже. Будет несколько вариантов в зависимости от трафика, доступности для жилых домов, – отметил Константин Сунцов.

Недавно на инвестиционном совете Ижевска защитился еще один потенциальный инвестор, который готов вкладываться в строительство остановок. В итого есть три компании, среди которых могут разыграть тендер, тем самым выбрать самый выгодный вариант.

– Я видела эскизы этих остановок. Рано пока что-то говорить и комментировать о недостатках. Пока проекта нет, то и обсуждать нечего, – прокомментировала увиденные эскизы урбанист Любовь Варламова.

Ежегодно Ижевск тратит 17 миллионов бюджетных рублей на содержание остановок

Кто платит?

Содержание обычного павильона в Ижевске колеблется в районе 17 тысяч, прибавить к этому содержание видеонаблюдения (по данным сайта blogsb.ru) – около 2 450 руб./месяц, заложим два разбитых стекла – 24 тысячи рублей, содержание общественного wi-fi – около 400 руб./месяц (на 100 новых остановок 400 тысяч руб./месяц). Итого: содержание остановки, общественного wi-fi и видеонаблюдения обойдется владельцу от 20 до 44 тысяч рублей.

Если проект одобрят, то все затраты возьмет на себя выигравший тендер инвестор, но ему нужно будет их как-то окупить.

Учитывая, что стоимость размещения рекламы находится в районе 20-30 тысяч рублей в месяц, то остановки вполне окупаемы, но при условии полной их сохранности, и тут вскрывается другая проблема.

– Если стекла бить не будут, то размещаться на остановках вполне нормально и выгодно. Но если битье не прекратится, стоимость размещения рекламы может начать неприятно колебаться. Сейчас многие остановки стоят наполовину в стекле, наполовину зашиты досками. Не очень хочется на таких местах размещаться. Вот и двойное дно: город сэкономил на стекле и потерял прибыль от рекламы. Поэтому все упирается в сохранность остановок, – рассказал один из ижевских бизнесменов.

Такого же мнения придерживаются маркетолог одной из крупных компаний Ижевска.

– Я считаю, что реклама на остановках – «дичь», как и на транспорте. Это портит облик города. Но такую возможность предоставляют. И если не мы, если не вы, то это сделают другие. Исходя из этого, спрос на размещение рекламы на более-менее красивых стеклянных остановках будет, – отметил собеседник.

Фото: Сергей Грачев

Что хотят жители?

Многие уже устали от бесконечных предложений и требуют уже самого простого: сухости и защиты от ветра. Раньше остановки выполняли свою функцию, но на замену им пришли новые, остекленные, с щелями в ногах и под крышей. Красиво? Да, но крайне непрактично в наших реалиях.

– Не сходите с ума. Какие павильоны «чтоб греться», какие розетки для зарядки? Это Россия, а не Дубай. Розетки сломают, в павильоне нагадят. Необходимо самые примитивные и максимально вандалоустойчивые комплексы, чтоб ничего нельзя было сломать и испортить, – предложил ижевчанин Александр Колоколов.

– Защита от ветра и дождя, летом – защита от солнца. Все, больше не надо ничего. Рано пока еще у нас ставить инновационные остановки, – сказал ижевчанин Артем Митюков.

Недавно было предложение ставить антивандальные остановки стоимостью в 400 тысяч рублей. Бывший начальник Управления благоустройства и транспорта Ижевска Артем Богданов, представлявший их в марте 2018 года, не смог прокомментировать, что сейчас с проектом.

Опыт регионов

Опыт зачастую печальный. Известный пример новой модернизированной остановки в Рыбинске: в мае 2018 года там установили современный остановочный комплекс, который оснастили светильниками, информационным табло и устройством для зарядки смартфонов. Уже в июле его атаковали вандалы. Они подтягивались на остановке, пинали ногами ее стены, вырвали провод для зарядки и оторвали обшивку. Нанесенный ущерб оценивается в 20 тысяч рублей.

Фото: gre4ark.livejournal.com

Что касается использования антивандальных остановок, то ситуация не лучше. В Смоленске один из таких комплексов был перевернут неизвестными. 

В Москве с этим лучше, там используются остановки, где вместо железных листов – сетки, наподобие рыбьей чешуи. Их сложно порвать или сломать, также они защищают от косого дождя.

– Удобная остановка не может быть антивандальной, таковой получится стать только у неудобной и некрасивой, такой вот парадокс. Чтобы изменить ситуацию, нужны большие программы и воспитание, – отметила Любовь Варламова.

Фото: Сергей Грачев

Кто отвечает в Ижевске за остановки?

– За содержание конструкции (кровлю, стены, стекла и урны) отвечает МУП «Горсервис». Телефон диспетчерской: 45-24-76.

– За сбор и вывоз мусора отвечает Служба благоустройства и дорожного хозяйства Ижевска. Уборка проходит раз в три дня и находится под контролем инспекторов Службы. Но если вы видите, что мусор долгое время не убирается, то обращайтесь по телефону диспетчерской: 78-72-78.

Кроме того, в городе остаются остановки с торговыми комплексами, за их содержание полностью отвечают владельцы ларьков. А недавние изменения в Правилах благоустройства увеличили их обязанности. Таких остановок в городе насчитывается порядка 144 штук.

Те остановки, которые не имеют ни ларьков, ни навесов, находятся в ведении МУП ДРЭУ.