Top.Mail.Ru
23 марта 2020 17:40
ЖКХ

Жители многоэтажки в Ижевске три года не могут отремонтировать подъезды из-за должников

Почти 30 квартир не платят взносов за капремонт

Сергей Грачев
Сергей Грачев

Плати – не плати, все равно дом остается должен. В одной из многоэтажек на Удмуртской почти 30 квартир не платят взносы за капремонт. Из-за этого у совета дома нет возможности выполнить все нужные работы. В другом же доме долг жильцов перевалил уже за три миллиона и поэтому ремонта в многоэтажке не было уже много лет. IZHLIFE разбирался в том, как в такой ситуации могут поступить добросовестные жильцы и получится ли у них добиться ремонта.

Суд за судом

В доме на Удмуртской около 30 квартир несколько лет не платят взносы за капремонт. За это время долг накопился приличный – почти 600 тысяч рублей. С должниками пытается бороться совет дома, но безуспешно. О том, как, рассказала один из членов совета Людмила Коростелева.

– В одной квартире долг 470 тысяч рублей, из года в год тянется. Все доходит до судебных приставов, но потом ничего не двигается, – рассказывает женщина. – У нее трое детей, мать-одиночка, официально не работает.

С должницей постоянно пытаются договориться. Но ответ всегда один – платить не буду. Тогда в ход идут жалобы и воздействие со стороны УК. Но даже подключив весь административный ресурс, справиться с ситуацией не получилось.

Долг некоторых квартир копится еще с 2016 года

– Они посылают должнику повестки, люди не реагируют. И двери не открывают. Нам судебный пристав отчет как членам совета дома не дает, мы картины этой не видим. А если должник из 400 тысяч одну тысячу внес, считается, что он заплатил и нужно заново подавать в суд. А все судебные издержки включены в содержание жилья, – сетует Людмила.

Банковских счетов у должников нет, списывать деньги неоткуда. В квартирах живут дети – поэтому выселить семью нельзя. А общий долг накопился такой большой, что его могло бы хватить на ремонт трех подъездов, который сейчас сделать не получается. Не хватает и на замену лифтов, которые скоро могут просто отключить.

– В доме нужно менять лифты. Один лифт заменить стоит два миллиона. А в доме шесть подъездов. 12 миллионов чтобы собрать, нужно брать по 23 рубля с каждого квадратного метра, и то не один год, – рассказывает Людмила Павловна.

Деньги на капремонт жители хранят на спецсчете. Пока, даже несмотря на должников, совету дома удается его контролировать. Поэтому хотя бы теми деньгами, что на него поступают, жители распоряжаться могут. А вот в четырехэтажках на Воткинском шоссе у жителей нет даже такого права.

В доме нужно провести ремонт, но из-за долга фонд капремонта отказывается его делать  Фото: Сергей Грачев

Деньги впустую?

Из-за долга в три миллиона рублей фонд капремонта отказался проводить в доме вообще какие-то ни было работы. Спецсчета нет, а даже если бы и был, то его рано или поздно в судебном порядке все равно бы перевели в «общий котел». Почти 80% квартир в принципе не платят по счетам, но оставшиеся 20% задаются вопросом – их деньги тратятся впустую?

Ремонта в доме не было уже 10 лет

За советом для жителей мы обратились к председателю Объединения советов домов Удмуртии Александру Евсееву. Он рассказал, что с такой ситуацией так или иначе сталкиваются сотни домов, и они либо решаются очень долго, либо не решаются совсем.

Если у квартиры, в которой живет многодетная безработная женщина, большой долг, то закрыть его она уже вряд ли сможет. Поэтому через 3 года ее задолженность в бухгалтерии УК запишут в графу «убытки». За долги по «коммуналке» УК, конечно, может попробовать отключить электричество. Но на практике такое происходит редко.

А что могут сделать жители?

С должниками, по словам Александра Евсеева, должны работать судебные приставы. В теории они запрашивают все документы неплательщика – от наличия банковских счетов до зарегистрированных автомобилей и земельных участков. Отказывается платить – конфискуют и выставляют на торги. Вырученными деньгами покрывают долг. Только на практике так получается далеко не всегда. Иногда у людей просто ничего нет. Ни машин, ни счетов, ни квартир. Тогда надеяться на возврат долга бессмысленно. А иногда случается так, что приставы не могут (или не хотят) найти это имущество. В этом случае собственники могут сами «помочь» им.

Фото: Сергей Грачев

– Собственники могут взять список должников, понаблюдать за ними. Если человек ездит на машине, значит, она у него есть. В таком случае можно обратиться к судебным приставам и попросить их дополнительно поработать по этому человеку, – комментирует Александр Евсеев.

Если жители считают, что приставы бездействуют, они могут оспаривать их работу в суде. И в этом случае только от жителей зависит, вернется ли долг. Впрочем, слишком оптимистичными быть тоже не стоит. Как правило, в большинстве случаев долг как был, так и остается.

В жизни получается так, что люди, которые оказались в финансовой яме, из нее уже не выбираются
Александр Евсеев, председатель Объединения советов домов Удмуртии

Хочешь ремонт – плати за должников

К сожалению, пока это единственный выход из ситуации, если у дома накопились долги. Обязать делать дополнительные взносы, конечно, никого не могут. Но если жильцы хотят видеть в подъездах косметический ремонт и менять лифты, то доплачивать за неплательщиков придется из собственного кармана, иначе денег просто не хватит. Александр Евсеев поясняет, такие платежи проходят как «добровольные дополнительные взносы», но без них работы никто не начнет.

Чтобы добавить дополнительные взносы в платежку, нужно чтобы решение приняло собрание жильцов. Проголосовать за должны минимум 2/3 от общего числа собственников. Тогда строчка добавится в платежку и станет обязательной для всех, даже тех, кто против дополнительных взносов.

Других механизмов по борьбе с должниками пока нет. Людмила Коростелева считает, что решаться такие проблемы должны на законодательном уровне. И пока нет четкого механизма санкций для тех, кто решил не платить совсем, такие проблемы у миллионов собственников будут возникать снова и снова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Когда в домах Ижевска отключат отопление?

Через 3 года после сдачи в новостройке Ижевска прохудилась крыша и проржавели трубы