Из Ижевска в Кейптаун:
как участники знаменитой экспедиции преодолели 25 000 километров на мотоциклах «Иж»
Они проехали на мотоциклах почти 25 тысяч километров через Европу, Азию и Африку, но вернулись домой целыми и невредимыми. В этом году исполняется 25 лет мотопробегу «Ижевск – Кейптаун». Комиссар команды Вячеслав Ануфриев рассказал нам о том, как он и его товарищи встречали Новый год в пустыне, как уносили ноги от каннибалов и ностальгировали по родине, угощаясь в Эфиопии пельменями!
Собирался в Крым, поехал в Африку
– В октябре в 1993 года я собирался поехать в Крым, как вдруг незадолго до отпуска меня вызывает к себе Салтыков (Анатолий Иванович – в те годы мэр Ижевска. – Прим. ред.), в начале 90-х годов я был его заместителем, и спрашивает, где я собираюсь отдыхать. «Еду в Крым», – говорю, а Салтыков мне в ответ: «В Крыму холодно, давай-ка езжай в Африку». Я подумал, что это шутка, и с радостью ее поддержал: «Какой разговор, поехали!». Но оказалось, что мэр не шутит. Через две недели, 30 октября 1993 года, на Центральной площади Ижевска нашу команду уже торжественно провожали в дальний путь.

Вячеслав Ануфриев
Комиссар команды
Участники экспедиции отправились в путь, чтобы испытать ижевские мотоциклы, оснащенные новыми двигателями с жидкостным охлаждением.
В состав экспедиции вошли профессионалы и любители авто и мотоспорта, в том числе чемпион СССР по многодневным мотогонкам и спидвею Николай Журавлев и известный автогонщик Владимир Гольцов. Кроме того, в путешествие отправились врач Владимир Быданов, видеооператор ГТРК «Удмуртия» Владимир Вологжанин и режиссер легендарной программы «Клуб кинопутешественников» Андрей Макаренков. Всего 12 человек на шести мотоциклах «Иж», «Москвиче-412» и КамАЗе. Перед командой стояла задача – испытать ижевские мотоциклы, оснащенные новыми двигателями с жидкостным охлаждением. Их конструктор Александр Чирков тоже стал участником мотопробега.
17 стран, почти 25 000 км – такой путь преодолели участники мотопробега.
Египетский «плен»
Участники мотопробега рассчитывали, что вернутся в Ижевск через 45 дней. Но путешествие затянулось почти на полгода.
Устав от вынужденного простоя в Египте, путешественники устроили шуточную фотосессию
– О том, что наши планы чересчур оптимистичны, еще в Москве (на Красной площади состоялись еще одни торжественные проводы экспедиции. – Прим. ред.) нас предупредил опытный путешественник из Аргентины Эмилио Скотто, который проехал на своем мотоцикле полмира, – вспоминает Вячеслав Ануфриев. – Он рассказал, что самое страшное в Азии и Африке не малярия и дикие животные, а бюрократия.
Так и вышло. В Египте мы застряли на месяц. Сначала у нас не оказалось какого-то документа на технику, который нужно было предъявить на таможне. Потом еще какой-то бумаги, которую требовали на границе с Суданом. В Европе мы обходились без них, а тут не пускают, говорят: «Раз нет, платите 68 тысяч долларов». И вот месяц мы валяли дурака на Красном море. Но мне оно тогда так понравилось, что после мотопробега я еще 16 раз приезжал в Египет! Хотя ни в одной другой из 17 стран, которые мы проехали, потом больше не был.
Новый год в пустыне
Вторая незапланированная задержка произошла в Судане. Пять суток путешественники жарились под беспощадным солнцем в Нубийской пустыне.

– Если бы не военные действия (с 1983 по 2005 годы в Судане шла гражданская война. – Прим. ред.), мы бы прошли Судан быстро. Но тут нам пришлось искать пути объезда. И мы решили проехать 500 километров по пустыне. На атласе мира увидели, что там есть какая-то дорога, которая на деле оказалась старой железнодорожной колеей, которую чудом не занесло песком. Ее-то и решили держаться. Но вскоре закончилась и она, начались зыбучие пески, в которых в первый же день увяз сначала «Москвич», а потом и КамАЗ.
В пустыне Судана участники мотопробега встретили 1994-й год
Как вытаскивали технику – отдельная история. Самое удивительное то, как ориентировались участники мотопробега в пустыне, где, куда ни глянь, лишь один песок.

– У нас не было даже компаса, а о навигаторах тогда даже и не мечтали! – смеется Вячеслав Ануфриев. – Поэтому мы ориентировались по звездам. Правда, не всегда это получалось. Однажды ночью отмахали сто километров, пока не поняли, что кружим по одному и тому же месту. Что и говорить, в подобных экспедициях никто из нас раньше не был. И если бы не Андрей Макаренков – путешественник со стажем, – нам пришлось бы туго. Он же единственный в команде хорошо владел английским языком.
В пустыне Судана участники мотопробега встретили 1994-й год.

– Шампанского и мандаринов на новогоднем столе не было. Зато были сырокопченая колбаса, сало и наваристый суп харчо, тарелку которого дарили тому, кто расскажет стихотворение Деду Морозу, – с улыбкой вспоминает комиссар команды мотопробега. – С продуктами помогли ижевские предприятия. И, надо сказать, отличная раньше была продукция. Все хорошо сохранилось, хотя холодильника у нас не было.
Там же, в Нубийской пустыне, Вячеслав Ануфриев и его товарищи по команде узнали, что такое мираж в пустыне.

– Едем мы, едем и вдруг видим впереди реку, рыбаков в лодке. Мы обрадовались, но эта картинка оказалась лишь миражом. Потом она появлялась перед нами еще раз, пока мы в конце концов действительно не добрались до реки.
Чудо-лекарство и спасительный пароль
Общение с местными жителями испытатели ижевских мотоциклов старались свести к минимуму. Останавливались на ночевку только на территории торговых представительств. Но избежать контактов все же не всегда получалось.
Кадры, снятые видеоператором Владимиром Вологжаниным, вошли в фильм, который показали в программе «Клуб кинопутешественников»
– В Судане был случай. Остановились мы в каком-то селении, и тут же к нам подбежали двое мальчишек. Один схватил меня за руку и давай свою руку об мою тереть. Потом Макаренков объяснил, что таким образом мальчишка хотел, чтобы с него, черного, все болячки перешли на меня, белого. Доктор сразу же обработал мне кожу, так что никакая зараза ко мне не прицепилась.
Кстати, мы вообще в той поездке не болели. Во-первых, перед дорогой поставили все необходимые прививки. Во-вторых, пили только обеззараженную воду. И, в-третьих, у нас было чудо-лекарство – медицинский спирт! Каждый вечер доктор давал нам по небольшой мензурке спирта, которым мы полоскали рот. В итоге все вернулись домой живыми и здоровыми, хотя опасных моментов было немало.
Так, в Эфиопии нас окружили представители какого-то племени с автоматами в руках. «Разгружайтесь, приехали!» – поняли мы по их грозному виду. Пытались им объяснить, кто мы такие, откуда, показывали разрешение властей передвигаться по стране (в местном посольстве нас хорошо встретили и даже накормили настоящими пельменями), а им плевать.
За рулем мотоцикла Вячеслав Ануфриев, который и поделился с нами своими воспоминаниями о той удивительной поездке
В итоге часа полтора сидели на жаре, пока не пришел переводчик с их стороны и не объяснил, что «калаши», с которыми они ходят, производят в Ижевске, откуда мы едем. И нас отпустили. В этом путешествии мы не раз использовали автомат Калашникова как спасительный пароль.
В гостях у каннибалов
– А еще нас могли съесть людоеды, – Вячеслав Ануфриев вспоминает об этом с улыбкой, хотя 25 лет назад ему и его друзьям было явно не до смеха. – Уже не помню, в какой стране один наш товарищ решил сходить в туалет и свернул с дороги на мотоцикле в джунгли. Там его окружили местные жители с копьями наперевес. Он, конечно, испугался, дал по газам и рванул оттуда. Только это его и спасло. Потом в посольстве нас просветили, что мы проехали по территории племени каннибалов, что ездить там опасно. А нам-то откуда это было знать?
Участники экспедиции представили, что могло бы стать с их товарищем, если бы ему не удалось вырваться из племени каннибалов
В том, что не всякие кусты хороши для того чтобы справлять в них естественные потребности, путешественники из Ижевска впоследствии убедились еще раз.

– Кажется, это было в Танзании, мы остановились у какого-то моста, зашли по русской традиции в кусты и поехали дальше. Приезжаем на таможню, а нас арестовывают. Какой-то местный житель увидел, как мы зашли в кусты, и доложил об этом куда следует. Оказалось, что рядом находился объект военного назначения и бдительный товарищ решил, что мы заминировали мост. Пришлось нам возвращаться к тем злополучным кустам и доказывать сотрудникам таможни, что мы не террористы. И смех, и грех…
Общение с местными жителями не всегда было дружелюбным
На вопрос, что больше всего удивило во время мотопробега, Вячеслав Ануфриев отвечает:

– Экзотики было хоть отбавляй, но мне особенно запомнилась поездка в Кенийский национальный парк. Столько диких зверей на свободе, а не в зоопарке, я нигде больше не видел! Слоны, зебры, бегемоты – все были рядом. Нас, конечно, предупредили, что кормить никого в парке нельзя. Но когда мы увидели обезьянок, решили угостить их сухими макаронами. Что тут было! Когда гостинцы у нас закончилось, обезьянки подняли такой визг, что на крики вышел вожак стаи и как взвыл. Как мы заскочили на крышу нашего КамАЗа, никто из ребят потом не понимал.

Что касается экзотических блюд, тут мы решили не рисковать – боялись отравиться. Единственное, когда рыбные консервы нам совсем надоели, мы обменяли их у местных жителей на ананасы. Наелись ими на всю жизнь.
Подарок от американца
А что же жены, дети, которых участники мотопробега оставили в Ижевске и которым обещали вернуться через полтора месяца?

– За все время, что длилась наша поездка, мы не общались с родными ни разу! Лишь в Турции я отправил домой открытку жене, мол, не волнуйся, едем дальше. Скучали, конечно… – говорит Вячеслав Ануфриев. – А что творилось в Ижевске! Анатолий Иванович Салтыков потом рассказывал, как наши жены атаковали его кабинет, требовали вернуть мужей. Но что мы могли сделать? Связи у нас не было, поэтому, когда приезжали в посольство, просили сообщить в Россию о том, что мы живы-здоровы, находимся там-то. Недаром Юрий Сенкевич, ведущий «Клуба кинопутешественников», назвал наш мотопробег большой авантюрой.
Участники мотопробега не были дома почти полгода
Был в этой ситуации – долгой разлуки с женами – и еще один пикантный момент.

– В Египте мы какое-то время жили в кемпинге. В нем было много иностранцев, был среди них и американец, служивший в НАТО. Мы познакомились, стали общаться – благо времени в Египте у нас было хоть отбавляй. И вот однажды ночью в знак благодарности этот американец привез нам… девчонок! Не понимал, как мы обходимся без женщин. Что делать? Угостили мы американок шоколадом, поболтали, а они сидят, курят, пьют. Неприятно. Тогда Андрей Макаренков загрузил дам в наш «Москвич» и увез туда, откуда их привезли.

Утром американец спрашивает: «Ну, как? Довольны?». А потом смотрит – нет девчонок. Объяснили мы ему, что увезли их в гостиницу. «Точно геи», – плюнул американец. Разве объяснишь ему, что мы нормальные мужики, что нам непросто приходится, но в команде должна быть дисциплина.
Возвращение домой
С такими приключениями участники мотопробега добрались до мыса Игольный – самой южной точки Африки. Обратная дорога заняла гораздо меньше времени – возвращались самолетом из Замбии. Правда, для того чтобы вернуться в Россию, технику пришлось продать – деньги кончились. Никто же не думал, что вместо полутора месяцев путешествие продлится почти полгода.

– И мы, и «Ижи» выдержали непростой путь, – подводит итог Вячеслав Ануфриев. – Ижевские мотоциклы подтвердили свою надежность. Запчасти, которые везли с собой, нам не понадобились – поломок не было. Лишь однажды пришлось поправить руль: кто-то из ребят решил обогнать стадо быков и столкнулся с животным. К счастью, обошлось без травм.
Запчасти, которые путешественники брали с собой в дорогу, не пригодились. Ижевские мотоциклы доказали свою надежность.
Кстати, после мотопробега трое его участников вернулись в Африку, уже с семьями. И 12 лет торговали в Замбии мотоциклами и прочей техникой. Но не ижевской, а других российских производителей.

– Это, конечно, абсурд! Мы сделали такую рекламу ижевским мотоциклам, получили столько восторженных отзывов, а в итоге ребята продавали чужие мотоциклы. Обидно, – расстраивается Вячеслав Николаевич.
Раз в год участники мотопробега «Ижевск – Кейптаун» собираются вместе в Центре истории спорта Ижевска и вспоминают свои приключения. А 25-летие экспедиции решили отметить новым мотопробегом, но на этот раз не таким далеким и экстремальным: по Удмуртии, Пермскому краю и Татарстану. Возраст для подобных авантюр уже не тот…
Текст: Светлана Сырыгина
Фото: архив Вячеслава Ануфриева, Сергей Грачев