Авиамоделизм – это создание мини-моделей летательных аппаратов. В мастерских таких конструкторов рождаются настоящие шедевры – самолеты и вертолеты, а то и целые аэродромы с техникой и фигурками людей. Но игрушечными моделями увлекаются отнюдь не дети, а вполне взрослые и состоявшиеся люди.
Мечтает о небе с 8 лет
Автомеханик Сергей Мартыненко понял, что его жизнь будет связана с небом еще в детстве. В 8 лет ему подарили модель самолета, которая определила его судьбу.
– Собрал свой первый самолет, и меня зацепило. Но в то время модели были большим дефицитом: купить их можно было только в Москве, доставали через знакомых. Модели тех лет были примитивнее, чем современные, уровень детализации был проще. Но все равно это было нечто вожделенное, – вспоминает Сергей. – Особенно производства ГДР, где в наборе были и клей, и краска-серебрянка, и наклеечки. И все в большой красивой коробке. Если достанешь немецкую модельку, считай, повезло!
ДОСЬЕ
Сергей Мартыненко
- Возраст: 48 лет
- Образование: ИжГСХа, механизация сельского хозяйства; Ижевский политехнический колледж, техническое обслуживание и ремонт двигателей
- Семейное положение: женат, двое детей
- Место работы: механик транспортного отдела
- Хобби: стендовый авиамоделизм
От моделей до летной школы
В 5 классе любовь к самолетам толкнула Сергея записаться в летную школу. Там узнал основы авиации и военного дела, нашел соратников – оказалось, авиамоделизмом «болеет» не только он. В школе юных летчиков Сергей прокачал свое мастерство и еще больше утвердился в своей любви к самолетам.
– У меня была мечта стать летчиком. И я почти им стал. Пошел в армию, налетал 100 часов, получил звание младшего лейтенанта. Но потом Советский Союз развалился, пришлось уйти на гражданку. Это было начало 90-х – появились другие приоритеты, пришлось устроиться автомехаником в транспортный отдел одного из предприятий города. Но увлечение я не забыл, – вспоминает ижевчанин. – Раньше дома был настоящий авиамузей – открытый шкаф во всю стену, полностью забитый моделями самолетов. Но со временем стали появляться импортные комплектующие, хорошие краски, грунтовки, шпаклевки. С их помощью тот же прототип можно было собрать гораздо интереснее. Недоработки стали мозолить глаза, и я раздарил все модели в 92-м.
2 модели в год
Вместо «штамповки» макетов Сергей начал делать упор на качество. Да, собрать получалось немного, за год всего пару моделей. Зато максимально реалистичных!
– Моделизм – не только склейка деталей, а еще и сбор информации. Ведь каждая модель – уменьшенная копия реального самолета или вертолета определенной модификации и временного промежутка. Загорелся я собрать самолет, например. Он начал летать с конца 80-х годов и до сих пор летает, а мне понравилась модель 89-го года. Тогда я читаю, смотрю фото, видео, чтобы модель получилась максимально похожей, – делится ижевчанин. – Всегда ищу идеи для новых моделей – специально езжу на выставки реальных самолетов. Иногда вдохновение приходит после просмотра фильма. Например, посмотрел кино «Мемфисская красотка», захотел собрать самолет Б-17, а после фильма «9 рота» загорелся собрать вертолет Ми-8.
От моделей до магазина
За все время своего увлечения Сергей собрал больше двух сотен моделей самолетов. Новый поворот в развитии хобби стал спасительным, когда ижевчанину пару лет назад пришлось уйти с работы.
– Раньше постоянно ездил в командировки в Москву по работе. Оттуда привозил модели для друзей и знакомых, кто тоже увлекался моделизмом. Потом я подумал: почему бы не организовать магазин моделей в Ижевске, чтобы они стали доступнее для других ижевских конструкторов? С товарищем нашли заемные средства и открылись, это был 2002 год, – вспоминает Сергей. – Спустя 7 лет полностью выкупил бизнес у друга. Теперь магазин сборных моделей, не только самолетов, – основной источник дохода. Заинтересовались им и мои иностранцы, с которыми общался по авиамоделизму в Сети. Отправляем вещи, которые делают в России, во Францию, Италию, Израиль.
Цена за будущий макет самолета начинается с 200 рублей. Средняя по сложности модель обойдется в 1000 рублей. Если хочется большой и красивый самолет производства Японии, это уже 7 плюс. Ну а за модель из дерева увлеченные моделисты выкладывают 50 тысяч рублей и больше!