Top.Mail.Ru
3 июля 2018 15:40
Моя история

Генеральный директор «Ижавиа» Александр Синельников: «В Ижевске все будет лучше, быстрее и без набивания шишек»

Новый руководитель ижевской авиакомпании о том, откуда в нем такая уверенность в светлом будущем нашего аэропорта

Сергей Грачев
Сергей Грачев

«Нет ничего невозможного», – уверен Александр Синельников, генеральный директор «Ижавиа». Он руководит авиакомпанией около двух месяцев, но уже сделал несколько громких заявлений, которые опровергают все то, в чем жителей Удмуртии убеждали много лет.

ДОСЬЕ

Александр Синельников родился в Екатеринбурге 22 сентября 1979 года.

Имеет высшее экономическое образование, прошел специализацию по региональной экономике в аспирантуре Уральского государственного экономического университета.

В авиации с 2001 года. Начинал в  «Уральских авиалиниях», где прошел путь от менеджера до начальника отдела продаж.

С октября 2006 года – советник генерального директора по экономике и финансам ОАО «Аэропорт Кольцово».

С января 2008 – консультант по экономическим вопросам аппарата Совета директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». С 2009 года –  заместитель директора по авиационному маркетингу.

С октября 2010 года – заместитель генерального директора ОАО «Аэропорт Кольцово» – руководитель проекта выбора стратегического инвестора для развития ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород».

С февраля 2011 года – и.о. генерального директора ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород».

В августе 2016 года основал компанию Professional Management Group (PMG) для масштабирования успешного опыта и внедрения лучших практик в транспортной инфраструктуре регионов России.

С  мая 2018 года – генеральный директор АО «Ижавиа».

Женат, воспитывает четырех сыновей.

«Задача – стать исключением»

– Александр Сергеевич, в Ижевске вы недавно, но уже успели многих удивить. Как вы собираетесь сделать то, что долгие годы не удавалось никому?

– Нет ничего невозможного. Существуют готовые, давно изобретенные алгоритмы. Нужно лишь выбрать тот, что подходит для решения конкретного вопроса. Вместе с тем ситуация с «Ижавиа» – задача повышенной сложности. Подобных успешных практик в России единицы, это исключительные случаи.  Задача – стать исключением, и она захватывает дух.

Очевидно, что принимать меры – набирать обороты и зарабатывать деньги – нужно уже сейчас, в высокий сезон. Именно текущий момент определяет будущее.

– Что такого вы сделали в Нижнем Новгороде, что теперь в соцсетях пишут: «Верните нам Синельникова»?

– У меня есть фанаты, и это приятно, – смеется Александр Синельников. – Если кратко, в  Нижнем Новгороде удалось изменить все. Семь лет назад была ситуация, очень похожая на ту, что мы имеем сейчас в Ижевске, даже хуже: низкий пассажиропоток – 300 тысяч человек в год, убогая инфраструктура, минимум рейсов. Но мы сделали все для того, чтобы вывести «совковый» нижегородский аэропорт в число передовых. В результате он уже через три года был признан самым быстроразвивающимся в России и получил статус «миллионера» (по уровню пассажиропотока. – Прим. ред.). А сейчас это один из лучших аэропортов по сервису и комфорту.

– Как вам удалось этого добиться?

– Просто работал. Абсолютно честно, – скромничает мой собеседник. – Вдавался в детали и задавал простые вопросы: эффективно или нет, рационально или не очень? Чем глубже вникаешь в ситуацию, тем больше понимаешь, успешная история или проигрышная. Не все это делают, а надо рыть, не отказываться.

– Любите копать глубоко?

– До базальта, – улыбается руководитель «Ижавиа». – Я, может, и не очень люблю это делать, но дьявол он всегда в деталях.

Фото: Сергей Грачев

«Работы много, но она мне знакома»

– Вернемся к «Ижавиа». Где вы собираетесь брать деньги для того, чтобы воплотить в жизнь все то, о чем заявили?

– В 2017 году чистая прибыль «Ижавиа» составила около 13 млн рублей. Этого явно недостаточно для того, чтобы финансировать строительство нового терминала. Поэтому предстоит большая работа по оптимизации расходов и поиска новых доходов.

Обычно в таких случаях привлекается банковское финансирование. О конкретных суммах говорить пока рано, поскольку мы не знаем масштабы предстоящих работ. К примеру, в том же Нижнем Новгороде мы планировали строить терминал на 14,5 тысячи квадратных метров, но за три года пассажиропоток вырос в три раза. Это был рекорд, никто до нас так стремительно не рос. В результате  мы построили терминал на 27 тысяч «квадратов», наши затраты выросли с 2 до 3,7 млрд рублей.

В Ижевске много работы, но она мне знакома. Все на кончиках пальцев. Поэтому вопросов нет, есть только четкое понимание, что нужно делать. Все будет лучше, быстрее и уже без набивания шишек.

– Вы признавались, что вам нравится, когда вы можете сказать: «Я готов свернуть горы». Если сравнивать «Ижавиа» с горой, это Эверест или родные вам Уральские горы?

– В масштабах вселенной, глобальной авиации «Ижавиа» – это сущая ерунда. Нас даже никто не замечает. Да что там, Россию не замечают, все в обход идут. В масштабах экономики страны «Ижавиа», конечно, заметна. Но то, сколько мы перевозим, – это крохи. Вместе с тем для Удмуртии наша работа очень значима. И мы это понимаем.

– Так что не горы, а кочка?

– Песчинка. Но из любой песчинки можно сделать вселенную и это будет интересно.

«Я с детства амбициозен»

– Александр Сергеевич, у вас классическая история: в детстве, как многие мальчишки, вы мечтали стать летчиком, но выучились на экономиста.

– Да, я мечтал стать летчиком в школе. Потом был достаточно сложный период в жизни, мечты обрушились. Но авиация, как огонек вдали, всегда манил.

– И все же в отличие от большинства мальчишек вам удалось связать свою жизнь с авиацией.

– Да, я с детства амбициозен, у меня всегда был непростой характер, – смеется Александр Синельников.

– Помните свое первое впечатление от аэропорта, от полета на самолете?

– Я не могу этого вспомнить, потому что аэропорт и полеты на самолетах с детства были для меня делом привычным. Я часто приходил к отцу на работу. Он авиатор, был заместителем начальника авиационно-технической базы Свердловского объединенного отряда, замначальника аэропорта Кольцово, возглавлял отряд бортпроводников. И сейчас, в свои 70 лет, работает в «Уральских авиалиниях» начальником отдела охраны труда.

С семьей мы часто летали к деду в Ростов. До сих пор помню, как мальчишкой во время полета бегал по салону. Периодов, когда я не летал больше месяца, в моей жизни было очень мало. Сейчас совершаю до десяти перелетов в неделю. Например, на прошлой неделе побывал в Москве, Анапе и Севастополе. Тем не менее мне до сих пор важны эмоции во время полета. За это я люблю авиацию. Мне интересно организовывать этот кайф. Напишите, что я работаю кайфологом, – смеется гендиректор «Ижавиа».

Фото: Юрий Жевлаков, vk.com/id152531806

«Я такой, какой есть»

– Вы очень рано взлетели по карьерной лестнице…

– Да, когда только начинал работать в авиации, часто слышал в свой адрес от коллег в других городах: «О, да ты еще совсем щегол. А мы-то думали, что ты уже 40-летний дядька». Мне было всего 23 года, когда, будучи менеджером отдела продаж «Уральских авиалиний», я организовал рейс Екатеринбург – Якутск. Все вокруг говорили: «Кого там возить? Кто летать будет?». Но уже на первый рейс были проданы почти все билеты. Только делами приходилось доказывать, что молодо – не зелено. Дела всегда лучше любых слов.

– Успешный топ-менеджер, идеальный сын, муж и отец четырех сыновей. Ваша история – образцово-показательная. Есть в вас что-то такое, что вам самому не нравится, с чем вы боретесь, но пока безуспешно?

– То, что я сейчас скажу, пожалуй, только добавит идеальности в мой образ. Случилось так, что в 15 лет я стал инвалидом (Александр Синельников болен гемофилией и еще рядом заболеваний. – Прим. ред.). Научиться  жить с болезнью, принять себя таким, какой есть, и не останавливаться на достигнутом – это то, чему я научился. Я уже не могу ничего изменить. Это со мной навсегда…

Был период, когда я злился на себя, если у меня что-то не получалось. Мне хотелось доказать всем, что я тоже могу. С одной стороны это плюс, когда ты действуешь вопреки обстоятельствам. Но в один момент я понял, что  двигаться вперед нужно не вопреки чему-то, а за что-то. Тогда я намного сильнее.

5 заявлений Александра Синельникова  

О реконструкции ижевского аэровокзала. «Первые изменения появятся уже этим летом: планируем увеличить зону обслуживания пассажиров почти в четыре раза, ввести дополнительные услуги. Но от нашего видения идеального состояния это еще будет достаточно далеко. Вау-эффект появится только тогда, когда построим новый терминал. Поэтому пока будем терпеть».

О строительстве международного терминала в Ижевске. «Технические возможности аэропорта позволяют принимать различные суда, а не только Як-42. Поэтому наша стратегическая задача – открытие международного пункта пропуска. Это перспектива ближайших пяти лет».

О заходе в Ижевск других авиаперевозчиков. «Сейчас «Ижавиа» перевозит 300 тысяч пассажиров в год. Это очень незначительный показатель, ниже, чем в среднем по России. Нужно просчитать, сколько сможем перевозить из Ижевска. Речь не только об «Ижавиа», но и о других перевозчиках, с которыми нужно налаживать сотрудничество».

О техническом состоянии авиапарка «Ижавиа» и его обновлении. «Техническое состояние – надежное. Все самолеты, которые вылетают от нас, точно долетят до пункта назначения. Но есть запрос на обновление. Сейчас мы делаем расчеты, исходя из рыночной ситуации. Выбираем из нескольких типов воздушных судов. Это эволюционный выбор. Он определит всю дальнейшую историю развития компании».

О кадрах. «Естественно, изменения будут, в том числе связанные с приходом варягов. Но я прежде всего ориентирован на местные кадры. Они здесь достаточно сильные».

БЛИЦ-ОПРОС

– Вы стремитесь, чтобы каждый день в вашей жизни что-то происходило впервые. Что впервые произошло в вашей жизни за последнюю неделю?

– Первый раз я воспользовался услугами авиакомпании «Северный ветер» и впервые побывал в аэропорту Анапы.

– Лучший аэропорт в мире, в котором вам довелось побывать?

– Аэропорт «Чанги» в Сингапуре. Там все сделано для людей: бесплатная вода, на каждом углу терминалы обратной связи, есть специальная зона для отдыха, где можно полежать и поспать.

– Ездите ли вы на поездах?

– Конечно, врага нужно знать в лицо (смеется).

– Вы любите путешествовать. Страна, в которой вы еще не были, но очень хотите побывать?

– В США, а именно в Лас-Вегасе.

– Вы игрок?

– Играю, если предоставляется возможность. Как-то в казино Монте-Карло выиграл в рулетку тысячу евро на 19 «красное» – это мой самый крупный выигрыш. Я азартный, но головы не теряю.

– Многие для храбрости перед полетом выпивают что покрепче.  У вас есть традиции, связанные с перелетами?

– Я порой тоже могу позволить себе, будучи пассажиром другой авиакомпании, выпить перед рейсом кружку-другую пива. Но не потому, что боюсь летать, а потому, что есть такая традиция.

– Что вы очень хотите сделать, но пока не сделали?

– Модернизировать «Ижавиа». Это сейчас цель номер один.

– Книга, которую советуете прочесть.

– Книга Ричарда Брэнсона «К черту все! Берись и делай!».