Отец Георгий служит в церкви уже 25 лет. Впервые пришел в храм совсем еще мальчишкой, ему не было и девяти.
- Мои родители - классические советские интеллигенты. Мама - врач, папа - энергетик. О религии дома никогда не говорили, но почему-то в детстве эта тема меня очень интересовала. Я читал много книг о христианстве, исламе, буддизме. И как-то сам для себя решил, что должен молиться, - рассказывает Отец Георгий о том, как он, советский мальчик, стал религиозным. - Мне было все равно, где это делать, но в итоге я пришел в храм. Наверное, с психологической точки зрения это был протест. У меня тогда был тяжелый характер - своенравный, эгоистичный. Бог это увидел и привел меня в церковь. Она стала для меня единственным способом спасения.
Правослевие - это не яйца на Пасху
Позднее сам владыка Николай, тогда еще архиепископ, благословил 13-летнего мальчишку на работу в храме.
- Это было время, когда в Россию пришла мода на православие. Советский Союз распался, идеологическая парадигма исчезла, народ был разочарован. Но человек не может жить без веры, и я имею в виду не только веру в Бога. Вера - компонент психологии человека. Поэтому в 90-е годы люди стали искать замену вере в массовую идеологию. В какой-то степени этой заменой стала религиозность. Народ пошел в церковь, стал повально креститься, появилось много сект и прочих религиозных суррогатов.
И, слава Богу, этот ажиотаж прошел. Сейчас большинство тех, кто приходит в храм и остается в нем, это люди, которые делают свой выбор осознанно. Я говорю о прихожанах, а не о «захожанах» - тех, кто приходит в церковь, чтобы освятить вербу в вербное воскресенье или яйца на Пасху.
Нельзя обеднять церковную жизнь до исполнения каких-то внешних предписаний. Человек, который идет в храм, должен искать что-то более важное и глубокое. А у нас зачастую бывает так: человек приходит в церковь, совершает какой-то обряд и не вкладывает в это никакого смысла. Это печально. Важно сделать религию для себя интересной, в ней многое объясняется. Православие - это не яйца на Пасху, а церковь - не музей под открытым небом.
«Омолаживание» прихожан и священнослужителей
Храм, настоятелем которого является отец Георгий, совсем небольшой. Наблюдаю за прихожанами. К моему удивлению, среди них нет ни одной бабушки.
- Большая часть моих прихожан - молодые люди, самым возрастным 50-60 лет, но их немного. Все дело в расположении прихода (храм находится в микрорайоне «Горка» - Прим. ред.), пенсионеров здесь мало. Хотя такая тенденция характерна для всех храмов. За последние 25 лет средний возраст прихожан сильно изменился. В советские годы в церковь ходили 70-летние бабушки в белых платочках и седовласые деды, но их было очень мало. Детей не было совсем. Я был один во всем приходе. А сейчас средний возраст прихожан 40-50 лет.
- Часто люди приходят в церковь с душевной и физической с болью, с различными проблемами…
- Да, за 25 лет я не видел человека, который бы пришел и сказал: «Батюшка, порадуйтесь за меня. Все у меня хорошо».
- Чем им может помочь священник, которому нет еще и 30, у которого нет жизненного опыта? Вы, например, были рукоположены в сан священника, когда вам было 27 лет.
- Молодых священнослужителей много. Да, у них нет личного опыта, но есть чужой, святоотеческий, тысячелетний опыт церкви. Чтобы проповедовать, не обязательно быть пожилым человеком. К тому же священники набираются жизненного опыта намного быстрее, чем все остальные. Каждый день перед нами проходят судьбы десятков людей: кто-то рождается, кто-то умирает, кого-то нужно крестить, кого-то отпеть.
- Как вы справляетесь с такой эмоциональной нагрузкой?
- Единственный выход для священника не «отравиться» всем этим - богослужение. Оно вдохновляет, исцеляет и поддерживает. И второй момент - это доверие промыслу Божьему. Если ты доверяешь Всевышнему, то понимаешь, что одному человеку сейчас нужно поболеть, другому - умереть.
- А если это ребенок? Это же жестоко.
- Это не жестоко, это премудро. Порой это единственный способ спасти его.
- От чего?
- От худшего состояния. Если ребенок умирает, значит, Господь знает, что дальше ему будет только хуже.
«Ценники - это рекомендуемые пожертвования»
- Мне трудно это понять и принять. Давайте поговорим о другом, о коммерциализации церкви.
- Ее нет.
- Ну, как же, приходишь в церковь, а там все платно.
- Вы видите тут хотя бы один ценник? В нашем приходе их нет, есть коробочка для пожертвований. Если человек пришел в наш храм и решил поставить свечку или креститься, он может сделать пожертвование. Но если он делать этого не хочет, если у него нет возможностей, никто заставлять его не будет. И во всех храмах так.
Ценники - это рекомендуемые пожертвования. Если вы придете в Свято-Михайловский собор и скажете: «Можно мне поставить свечу, но у меня нет денег, чтобы ее купить», никто вас не прогонит. Ни один священник не откажется крестить детей, если у родителей есть на это большое желание, но нет денег. Никто им не скажет: «Накопите, тогда и приходите».
«Нельзя снять рясу, как маскарадный костюм»
- Отец Георгий, вы еще преподаете в университете. Но разве священник может отвлекаться на светские дела?
- Вы правы, священник должен быть погружен в духовный мир. Но среди правильных батюшек встречаются порой и не очень правильные и благочестивые (смеется). Я не могу пока оставить светские попечения, не получается. Хотя когда я только решил стать священником, планировал завершить свою преподавательскую деятельность. Но покойный владыка Николай решительно отверг эту идею. Он считал, что молодежи пойдет на пользу общение с преподавателем-священником. Но я никогда не злоупотребляю и не проповедую в стенах университета. Это было бы нечестно. Хотя иногда мои студенты обращаются ко мне как к священнику. Им так проще, чем прийти в храм.
- А как вы относитесь к священникам в шоу-бизнесе, в кино? Теперь и такие встречаются.
- Монах в шоу-бизнесе - это, конечно, перебор. Когда человек решает стать монахом, он делает выбор на всю жизнь и должен быть за него в ответе. Поэтому, если, приняв такое решение, человек вдруг начинает выступать на эстраде, он перечеркивает все, что до этого им было выбрано.
Что касается артистов, древняя церковь запрещала рукополагать им священный сан. Артист лицедействует, а священник живет. Священство - это труд, а не роль. Нельзя снять рясу, как маскарадный костюм. Эту фальшь тут же почувствуют люди.
«Священники - обычные люди»
- Ваш сын уже тоже служит в церкви. Это был его выбор?
- Сын с удовольствием мне помогает. Но я думаю, что пока он не понимает, что делает, какой-то религиозности в этом нет. Хотя если из этого что-то вырастет, буду рад.
- А если ваши дети выберут светские профессии, будет препятствовать?
- Это было бы глупо. Разве можно что-то кому-то навязать?
- Отец Георгий, в начале разговора вы сказали, что когда, будучи мальчишкой, пришли в церковь, у вас был скверный характер. Удалось изменить его за 25 лет?
- Нет, характер стал только хуже (смеется). Я стал циничнее, но с возрастом это неизбежно для любого человека. Не забывайте, что мы, священники, обычные люди, состоим из плоти и крови. И у меня много недостатков. Я борюсь с ними, но пока плохо получается.
Досье
Священник Георгий Харин
- В 1997 году окончил лицей №30 и поступил на исторический факультет УдГУ.
- Кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры политологии исторического факультета УдГУ.
- На различных церковных послушаниях трудился с 1993 года.
- В 2007 году митрополитом Николаем рукоположен в сан священника.
- В 2008 году закончил Нижегородскую духовную семинарию.
- В 2009 году назначен настоятелем Свято-Никольского храма Ижевска.
- Женат, двое детей.