Top.Mail.Ru
20 февраля 2017 13:10
Моя история

Ижевчанин отказался от работы в национальном балете Австралии ради юных танцоров школы-студии «Италмас»

Петр Овчинников рассказал, почему ребенку, у которого нет перспектив в танцах, лучше сказать об этом прямо.

Анастасия Малышева
Анастасия Малышева

Петр Овчинников руководит детской школой-студией при ансамбле «Италмас» с прошлого года. До этого 31-летний ижевчанин 11 лет танцевал в Государственном театре оперы и балета Удмуртии и успел поработать балетмейстером в национальном балете Австралии, но вернулся в Ижевск и пока переезжать никуда не собирается. Сейчас он работает там, где когда-то сам начинал танцевать.

Детской школе-студии при ансамбле «Италмас» в этом году исполняется 25 лет

– В те годы популярность «Италмаса» была невероятной, поэтому желание родителей устроить меня, 6-летнего, в танцевальную студию при ансамбле было вполне объяснимо. Да я и сам был не против, – с улыбкой вспоминает Петр.

После восьми лет занятий танцами он решил продолжить учебу в Новосибирском хореографическом училище.

– Однажды мы с мамой побывали в нашем театре оперы и балета на спектакле «Собор Парижской Богоматери». Это был переломный момент для меня, я понял, что танцы, причем именно классические, которые нам тоже преподавали в школе, должны стать делом всей моей жизни.

«Занятия танцами приучают ребенка к дисциплине, вырабатывают в нем чувство ответственности - то, что так важно для любого человека», - считает Петр Овчинников
«Занятия танцами приучают ребенка к дисциплине, вырабатывают в нем чувство ответственности – то, что так важно для любого человека», – считает Петр Овчинников Фото: Анастасия Малышева

Педагог Леонора Викторовна мое решение не одобрила, говорила: «Зачем куда-то ехать? Ты и здесь все получишь». Мама считала, что мои планы нереальны. Не потому, что не верила в мои силы, а потому, что мне уже было 14 лет, а в хореографическом училище учатся дети с 10 лет. Да, и сложен я был скорее, как народник, а не как артист балета.

– А как вы их отличаете?

– При исполнении классических и народных танцев задействованы совершенно разные мышцы ног. У балетных – преимущественно внутренней стороны бедер, а у народников – внешней.

Уход со сцены

В 2000 году Петр Овчинников поступил в хореографическое училище и через четыре года вернулся в Ижевск, хотя интересных предложений было немало. Его хотели оставить в Новосибирске, звали в Екатеринбург (даже предлагали там квартиру), приглашали в Государственный театр тогда еще существующей Югославии, но он выбрал Государственный театр оперы и балета Удмуртии.

– Вернулся, потому что люблю наш город, удмуртское искусство, – объясняет балетмейстер. – И, поверьте, я ни разу не пожалел, что принял такое решение. За 11 лет работы в Театре оперы и балета я станцевал 21 сольную партию. О таком можно только мечтать! В лучшем случае за всю карьеру у артиста бывает пять-восемь ведущих партий. Мне очень помогла школа народного танца – именно она развивает актерское мастерство, которое так важно и для артистов балета, исполняющих характерные роли. Так что в творческом плане у меня все состоялось.

Петр Овчинников
«В училище многие ребята стремились похудеть. Одни изнуряли себя диетами, другие пили какие-то таблетки, третьи, в том числе я, надевали на себя несколько слоев теплой одежды и прыгали на скакалке или занимались с гантелями. Да-да, я считал себя немного широковатым. Будучи артистом балета, я весил 56 килограммов при росте 1,75 метра. Сейчас немного поправился»

Проработав в Ижевске до 2015 года, Петр вместе с женой Ленарой Хамитовой, которая тоже танцевала в театре оперы и балета Удмуртии, переехал… в Австралию, в город Мельбурн. Его позвали работать педагогом-балетмейстером национального балета Австралии, а Ленару – артисткой этого балета и педагогом в частную школу.

– Решение оставить театр на пике карьеры принималось болезненно, мне же и 30 не было. Мы думали месяц и все же решили попробовать. Хотелось получить новый опыт, посмотреть, как работают оперные театры за границей. Тем более что балетное искусство в Австралии достаточно сильно развито.

В 2015 году Петр и его супруга Ленара Хамитова уехали работать в национальный балет Австралии
В 2015 году Петр и его супруга Ленара Хамитова уехали работать в национальный балет Австралии Фото: личный архив

Добавить души в австралийский балет

– В австралийских коллегах меня поразила их работоспособность. Там артисты приходят в танцзал за час-полтора до занятия, разминаются, работают самостоятельно, а потом еще остаются и после репетиции. В России артистов, которые так отдаются профессии, очень мало.

Когда австралийцы узнали, что к ним приехал балетмейстер с родины Чайковского, были приятно удивлены. И хотя там также танцуют классику, все-таки больше любят ставить мюзиклы.

Петр Овчинников у здания Сиднейской оперы
Петр Овчинников у здания Сиднейской оперы Фото: личный архив

– Главная моя задача была добавить в австралийский балет немного русской души, – признается Петр. – Дело в том, что австралийские танцоры очень техничны, но главное в танце – душа. Да, можно вертеть 32 фуэте, но если балерина не понимает, для чего она это делает, зрителю будет скучно. Танец – не гимнастика, он должен передавать еще и эмоции.

– Почему вы вернулись?

– Закончился контракт, и вот уже год как мы снова живем в Ижевске. Спасибо руководителю Удмуртской филармонии Алексею Юрьевичу Фомину за доверие – именно он предложил мне возглавить детскую школу-студию народного танца «Италмас».

– Если вам вновь предложат работу в Австралии, поедете?

– Нам уже предлагали вернуться, но мы не смогли бросить своих воспитанников, с которыми только-только начали заниматься. Сейчас главное – показать результат, вернуть детской школе-студии «Италмас» былой авторитет.

Особенности работы с детьми

Сейчас в школе-студии занимается 126 учеников, самым юным из которых всего 4 года. И если малыши приходят на занятия три раза в неделю, то восьмилетки занимаются уже шесть дней в неделю. И скидок на возраст им никто не делает.

– Возможность попробовать себя в танцах мы даем всем детям, но сразу предупреждаем родителей, что через полгода занятий неперспективных ребят будем отсеивать. Наша школа – реальная альтернатива хореографическому училищу. Поэтому если очевидно, что ребенок не тянет, то лучше сказать об этом сразу. Тогда у него будет шанс проявить себя в чем-то другом, – уверен Петр Овчинников. – Наша основная задача – воспитание новых артистов для ансамбля «Италмас». Именно с этой целью 25 лет назад создавала школу-студию мой любимый педагог Леонора Викторовна Мамонтова.

– К чему нужно быть готовым, записывая ребенка в танцевальную студию?

– На первом этапе важно не столько отношение ребенка к учебе, сколько взаимодействие педагога с родителями, их ответственность, готовность каждый день приводить ребенка на занятия. Это на сцене все красиво, и многие взрослые видят только результат, не осознавая в полной мере, какая за этим стоит непростая работа.

Нередки случаи, когда во время переходного возраста ребенок решает бросить танцы, у него появляются новые увлечения. И тут тоже важна поддержка родителей, их сила убеждения, что нельзя бросать дело на полпути.

С любимым педагогом Леонорой Викторовной Мамонтовой
С любимым педагогом Леонорой Викторовной Мамонтовой Фото: личный архив
За 11 лет службы в Государственном театре оперы и балета Удмуртии Петр Овчинников исполнил 21 сольную партию
За 11 лет службы в Государственном театре оперы и балета Удмуртии Петр Овчинников исполнил 21 сольную партию Фото: личный архив

Фото: личный архив

Фото: личный архив

Фото: личный архив
«У меня 7-летний сын, но он предпочитает танцам занятия спортом. Если появится второй ребенок, тем более, если это будет дочка, с удовольствием отдам ее в танцы»
«У меня 7-летний сын, но он предпочитает танцам занятия спортом. Если появится второй ребенок, тем более, если это будет дочка, с удовольствием отдам ее в танцы» Фото: личный архив
«Мы гастролировали по всей Австралии. Но согласно условиям договора, показывать фото репетиций, выступлений балета мне нельзя»   «Мы гастролировали по всей Австралии. Но согласно условиям договора, показывать фото репетиций, выступлений балета мне нельзя»
«Мы гастролировали по всей Австралии. Но согласно условиям договора, показывать фото репетиций, выступлений балета мне нельзя»
Фото: личный архив

 

 

Фото: личный архив