Top.Mail.Ru
16 мая 2017 13:02
Афиша

К 60-летию Юрия Шевчука: как рок-музыкант в Ижевске делал зарядку около отеля «Парк Инн»

Публикуем эксклюзивное интервью для портала IZHLIFE.

Егора Артемьева
Егора Артемьева

7 ноября 2015 года в Ижевске группа ДДТ представила слушателям новую программу «Прозрачный». После выступления журналисты портала IZHLIFE встретились с лидером группы Юрием Шевчуком.
В день 60-летия Юрия Шевчука мы предлагаем еще раз вспомнить, что рассказал нам легендарный музыкант.

Я сижу в Ледовом дворце «Ижсталь», около гримерки Юрия Юлиановича и жду, пока нас не вызовут. Рядом со мной - фотограф, видеооператор и девушка Таня. Она отправила на «Наше радио-Ижевск» вопрос для Шевчука и ее пригласили лично пообщаться с артистом.

В моих руках - шпаргалка со списком вопросов, которые я хочу задать музыкантам. К нему приложила руку и я, и редактор, и ведущий «Нашего радио-Ижевск»- Михаил Бакулев, который не смог сам встретиться с легендарным артистом в эфирной студии поэтому передал свои вопросы мне. Я еще раз пробегаюсь по ним глазами - не хочется ничего упустить. В этот момент нас зовет менеджер группы.

- Здесь холодно, пойдемте в гримерку, - говорит он. - Юрий Юлианович с вами побеседует. Но пару вопросов, не больше. Музыканты устали.

Мы проходим мимо Алены Романовой и остальных ребят и заходим в гримерку самого Шевчука. Комнатка небольшая, буквально полтора на три метра. В нее набивается полдюжины человек. Юрий Юлианович, как радушный хозяин, рассаживает и расставляет всех по местам. Он выглядит немного уставшим, но так и светится улыбкой: «Давайте ваши вопросы».

О новом альбоме

- Во время сегодняшнего выступления Вы упомянули, что готовите новый альбом. Расскажите, сколько песен готово уже сейчас?

- Сейчас у меня в работе 16 песен. Пока не готова ни одна. В этом смысле ДДТ очень странная группа. Мы играем в туре совершенно сыроватые песни. Сегодня одни сыграли, завтра другие… В процессе понимаем - что-то подходит, что-то нет. Ведь когда ты выходишь в зал, то сразу чувствуешь, если чего не хватает. Тебе музыка сама уже подсказывает: «Юра, вот здесь не хватает этого, а здесь - этого». Все это - живая музыка и живое дело. Это классно. Так что мы отъездим гастроли, присядем на стулья и будем работать. Я уже многим абсолютно недоволен.

- Каким будет новый альбом по настроению? Таким же поэтическим, как «Прозрачный» или может быть, нам ждать чего-то нового?

- Новый альбом будет трагичным. Оснований для этого хватает. Самолет, белый поезд… Трагедий много. Наша страна разорвана, в ней идет какая-то гражданская война - иногда не только в головах, но и в натуре. Я это чувствую и об этом пою. Меня очень сильно порвала наша война с Украиной - много песен будет посвящено этому. В то же время альбом будет лирическим. Взять хотя бы песню «Потомок тайных христиан»… Почему тайных христиан? Потому что то, что сейчас несут православные рупора. Они христианство понимают абсолютно географически. То есть вот Россия - это дух Божий. Остальное все не имеет на это право. Но это же чушь! Дух Божий - он на всей земле. И мы не можем других людей лишать права на просветление, на какую-то любовь, на веру. Потому что мы в 21 веке. Мир наоборот объединяется, глобалка прет со всех сторон. Надо мыслить по-другому. Уже пришла пора. А не замыкаться, не заниматься политикой изоляционизма. Что мы - духовность, остальные нет. Это чушь. Ругаться не буду, потому что мне скоро голову отпилят.

- Думаю, поклонники не дадут отпилить Вам голову…

- Я не люблю слово «поклонники». Я всегда говорю - единомышленники, товарищи по диалогу о жизни, времени, поэзии, рок-н-роллу… По диалогу, - улыбаясь, повторяет Шевчук и разводит руками. - Мы ведь с ними разговариваем, так что никаких «поклонников».

- На концерте сегодня прозвучало очень много старых песен и новых песен… А лично Вам самому какие песни нравится больше играть - старые или новые?

- Конечно, новые. Старые - это проверенные боеприпасы. Говоря ижевским языком, это проверенные «калаши». А новые песни совершенно странные, чего-то в них не хватает, какая-то в них есть тайна аранжировочная, которую нужно вытащить. Это интересно.


Фото: Егор Артемьев

О книгах, воображении и отдыхе

- Вы принимаете участие в проекте «Книги моей жизни (проект, в котором знаменитые люди рассказывают о любимых и знаковых для себя книгах, прим. ред.). На Вашей страничке выставлено довольно много книг. А что вы обычно читаете? Есть ли книги, которые вы перечитываете?

- В этом проекте выставлены в основном книги моей юности. Написал о Конан Дойле, об индейцах, и так далее… Проект «Книги моей жизни» продолжается. Но перечитываю я в основном философские труды. У Канта, Хайдеггера, Поппера или еще какого-то философа ты видишь одну мысль и за ней несешься по ниточке бытия. Но в таких книгах - масса других обертонов, большой интеллектуальный объем. Это можно перечитывать. А художественные - нет. Ну, прочитал я «Война и мир» от корки до корки, ну рухнул на колени - Лев Николаевич да, гений... Конечно, к классике тоже можно иногда возвращаться, но меня больше интересует история, философия. Внесюжетные вещи, о главном, в которых лучшие умы человечества рассуждают о том, что такое человек. Как сказал один философ: «Главный вопрос философии - как людям жить вместе мирно?» Он до сих пор не решен, представляете? А ведь такой простой вопрос. Банально - да, но какое величие проблемы.

- А есть ли песни, которые написаны под влиянием конкретных книг?

- Это сложный вопрос. Я вообще советую поклонникам «Нашего радио» читать книжки хоть иногда. Это не кино. Когда вы читаете текст, у вас начинает работать ваше воображение, начинаете его тренировать. Вы представляете себе картины мира. А когда вы включаете видео, то вы видите то, чем вас кормят. Лучше самому. Это рождает воображение. А воображение - это самое главное. Это то, чем человек-homo sapiens отличается от homo erectus. Вот раньше был такой человек - homo erectus. Он ходил-ходил, но мало чего соображал. Он огня не разжег. А homo sapiens - разжег. Потому что у него было воображение. Именно он придумал колеса, и крылья, и все на свете. А сейчас я хожу по России и вижу как много «хомо еректусов» - совсем без воображения. А ведь человек, лишенный воображения, не видит гармонии мира. Он может мусорный пакет в лесу бросить. Я, например, хожу на рыбалку. Вижу компания - папа, дед и внучек. И вокруг - грязь. Пластмасса, тарелки... Я им говорю, мол, извините, а вы не видите, что это ужасно? Можно же мусор собрать с собой. А мальчик стоит с удочкой и спрашивает меня: «А зачем, дядя?». И я - в ужасе, потому что ни дедушка, ни отец ребенку не объяснили, что оставлять мусор - плохо, отвратительно, негармонично. Я тогда и дедушке, и папе, и ребенку объяснил, что такое гармония и красота. Но они мне все равно не поверили, потому что они этого не чувствуют. Как любви человек не чувствует, когда она приходит. У нас ум живой, но узкий. Нет широты вот этой, нет космоса. Мало мы лежим в чистом поле, смотрим на звездное небо. А поэты, музыканты об этом говорят, напоминают.

- Значит, будем пытаться расширять сознание...

- Я ведь правду говорю. Именно этому меня учили литература, живопись, музыка, всякие Джон Ленноны и Гоголи, Высоцкий, Галич, Окуджава. Ну, все вот наши старшие товарищи. И мы пройдем и исчезнем. Но дальше всегда будет продолжаться, потому что всегда есть люди, которые видят не так, как другие. Это важно.

- А у вас хватает времени отдохнуть, выбраться на природу, например?

- Для меня отдых - это смена работы. Вот сейчас через 30 минут мне ехать дальше. Конечно, это тяжелая физика, нагрузка. Но потом я приезжаю домой, и у меня просто компьютер, бумага, ручка, бумага... Я начинаю творчески работать. Мне кажется, нормальному человеку как таковой отдых не нужен. Или идиотам, таким как я, - улыбается Юрий Юлианович. - Вот что такое нормальный отдых? Лежать на пляже в Турции, греть живот? Ну, я вылежу 3 часа, а потом мне станет скучно.


Фото: Егор Артемьев

Об Ижевске, жизни и благотворительности

- Вы приехали в Ижевск вчера, а уже сегодня ночью вновь уезжаете. Скажите, Вы успели посмотреть Ижевск, погулять по нему, может быть куда-то сходить?

- В Ижевске мы не в первый раз - так что уже гуляли и ходили в предыдущие поездки. Но я проснулся сегодня с утра - такое хорошее настроение было. А я в гостинице живу на 9 этаже. Смотрю из окна и вижу, где Ижевск заканчивается, а так поля, леса... Совсем как Уфа. Это вам не Москва, не Питер... Ты понимаешь, что ты находишься в очень теплом пространстве, хоть и цивилизованном. А дальше, за его границами, красота и реальность! Прогуляться не получилось, но я сегодня с утра побегал, поотжимался - готовился к концерту. Сделал зарядку около гостиницы. Я ведь бегаю по утрам. Переезды, перелеты - это тяжелая работа. Надо всегда держать себя в физической форме. Конечно, Кинчев правильно сказал: «Рок-н-ролл - это не работа». Но с другой стороны, ты должен быть легким. В меру сил.

Хотя отведенные нам 10 минут давно прошли, мы продолжаем общаться. Юрий Юлианович - так и хочется назвать его «дядей Юрой» - оказывается ровно таким, каким его представляют - простым, доброжелательным и очень интересным собеседником.

- Вообще рок-н-ролльщики всегда умирают молодыми, - не дожидаясь моего вопроса, говорит Шевчук. - Неважно, сколько тебе лет - хоть сто! Все равно душой ты молод, и это важно. Рок-н-ролльщики - отдельные люди - умирают молодыми, все. Это факт. Некоторые даже про меня говорят, мол, у меня подростковое сознание. Не знаю. Но я ничего плохого не вижу, когда ты также остро, как в детстве, чувствуешь мир. Вот это сохранить в 50 лет очень сложно. Но когда ты остро переживаешь все, значит, ты пишешь остро, значит, тебя это задевает. А если ты не переживаешь, ты взрослый, живешь по принципу «на работу-домой, жена-щи». Это грустно.

- А на сколько лет вы себя чувствуете?

- Душа молодая… - отвечает артист, задумываясь на пару мгновений. - Вы знаете, я много раз говорил и повторюсь, но мы не поем для тела вообще. Например, сегодня был полный зал партер пацанов, на трибунах сидели люди постарше, но мы не поем для тела, душа - она вечная и юная всегда. Вот и все. Ответ короткий. А бывает, что душа куда-то уходит и остается одно тело, которое мрачно проживает свой век. И это печально.

- Несколько лет назад в Ижевске вы очень помогли одному ижевчанину - вы оплатили его лечение и приехали навестить в больницу. Помните ли вы его?

- Честно скажу - не помню. Мы стараемся помогать людям, но помнить об этом - не наша обязанность. Вообще, чем меньше говоришь о благотворительности, тем легче, потому что иногда благотворительность становится пиаром, и это ужасно. Как сказал Христос, правая рука должна не ведать, что творит левая. Это важные вещи. Иногда да, чтобы поднять какую-то волну в благотворительности, как Чулпан Хаматова и больные раком дети, мы делаем социальную рекламу. К сожалению, наше государство не занимается больными детьми так, как надо бы. Почитайте, например, проект бюджета на следующий год - по-моему, 3% на здравоохранение, 3% на образование, почти 50% на войну. Дожили... Это ужасно, и я с этим не согласен. У меня сейчас друг умирает от рака... Сходите в онкологию, как там люди блюют в коридорах и подыхают. Смертельно больным людям вместо наркотиков вкалывают воду. Это же правда. Почему об этом молчим? Почему мы на пафосе все?


Фото: Егор Артемьев

Чем плох сейчас российский рок-н-ролл

- Да, действительно, время страшное...

- Почему страшное? Время ведь от нас зависит. Был такой французский философ Бергсон. Он говорил, что время - это веер, его можно сложить и попасть в XII век. Квантовая механика, квантовая физика сейчас нам говорит о том, 2 частицы могут одновременно появиться за 15 метров друг от друга и действовать одинаково. Или частица умирает и тут же рождается за миллион парсек! Это же фантастика просто! Вот что меня удивляет. И время тут не работает вообще - другие законы. Я о времени все время думаю, читаю разные научные работы... От этого может зависеть какая-то строчка, да и самому интересно. И всем предлагаю не играть в дум-дум, а читать просто, размышлять о времени, рок-н-ролле. Вот сейчас рок-н-ролл в России совсем плох.

- А как же молодые группы?

- Молодые группы в основном не радуют. Брынь-брынь, а где идея и харизма? Где новые тексты, где крутая энергетика? Абсолютно новый свежак? Нет, конечно, я слушаю все и есть несколько групп замечательных - никогда не бывает без нескольких, но этого мало. Вот ты в Америке приезжаешь в город, например, Чикаго. Там 10 тысяч рок групп! У нас на всю страну - не сосчитаешь, а там - в каждом городе. Молодежь так много играет, музицирует, творит.

- У нас в Ижевске достаточно много рок-групп.

- Ребятам всем, конечно, привет. Но я хочу сказать, ребят, не старайтесь быть похожими на Цоя, на ДДТ, на Аквариум, на Славика Бутусова. Мы уже все. Мы уже уходим. Вы делайте что-то такое, чтобы нас, стариков, до слез пробило. Что-то абсолютно другое! В этом - смысл. Как говорил БГ, в 21 веке надо говорить на языке 21 века, а не конца 20-го.

В качестве послесловия

Юрий Юлианович ответил и на вопрос Татьяны Ильиной - слушательницы «Нашего радио». Именно ее вопрос он выбрал среди десятка других.

- В настоящее время ситуация в мире очень сложная и неспокойная, по телевизору, по радио, в интернете много страшных новостей, таких как военные действия, а произошедшая накануне октябрьская трагедия с самолетом, уверена, потрясла многих. Это страшно и несправедливо, когда погибают невинные люди, особенно дети. Такие события часто оставляют глубокий отпечаток в душе и множество вопросов без ответов. Как вы справляетесь с окружающим негативом? Что делаете, чтобы сохранить душевное спокойствие и позитивный настрой?

- Замечательный вопрос, Танечка. Это действительно трагичные времена. Когда человек ненавидит человека напротив... Я вам хочу сказать, что меня греет моя семья, близкие люди. Я вам ответил, да? У меня есть новая песня: «Я ценю твое мужество заваривать чай, Когда все здесь горит и кричит «Прощай», И на сто мертвецов один дышит живой, И нашу правду видим мы в петле веревки бельевой. Я ценю твое мужество заваривать чай». Это очень важно, - добавил Шевчук, вручая Татьяне подарки - два альбома ДДТ - предыдущий «Иначе» и альбом «Прозрачный».

Уже подписывая нам фотографии, «дядя Юра» поделился своим отношением к успеху.

-Я никогда не ставил перед собой цели достичь успеха. Достичь успеха - это смерть. Вы сразу включаете свое сознание на прагматичный мир. Когда вы пишете музыку, вы не ставите себе цели, вас просто рвет, и вы делаете то, что вам хочется делать и стараетесь это делать лучше. Успех приходит потом, если вы абсолютно искренне и честно делаете то, что кроме вас никто не сделает. Вот эту песню кроме вас никто не напишет. Вот вообще никто. Она просто умрет в этой черной яме бытия. А вы ее напишете. Вот это классно. И сделать как можно лучше, точнее. По слову, по музыке. Сейчас молодежь заточили под успех. Я видел очень много успешных людей, которые глубоко несчастны. Потому что в погоне за успехом вы теряете свою душу. Вы начинаете ею торговать. Это факт. Я помню, когда я приехал в Питер, через пару лет ко мне приходят, мол, Юра, на, ключ от квартиры, трешка, на Невской. А я в коммуналке жил с юной женой! Мол, можете переезжать, но за это будете с нами работать, года три-пять. Мы, конечно, будем корректировать вашу концертную программу. А когда ты живешь в коммуналке 3 года, этот ключик сверкает не по-детски. Я, может, выгляжу героем сейчас, но я отказался. Сказал, спасибо большое, но пошли вы подальше. Потому что я понял, что я тут же все потеряю - все, чем я жил и дышал. Но перед женой мне было стыдно, потому что она жила в коммуналке. И она от этого страшно пострадала, и я до сих пор где-то перед ней виноват. С другой стороны, если б я пошел с этими хряками работать, мы бы сейчас здесь не стояли, и с женой бы у меня все разрушилось гораздо быстрее. Выбор пути - это очень важно. Кому-то квартира, кому-то рок-н-ролл. Успех, квартира, все остальное - обязательно потом придут. Но какое-то время вы должны продержаться буквально на зубах. Потому что иначе вообще ничего не будет.