Top.Mail.Ru
19 октября 2017 12:45
Спорт

Квадроциклисты из Ижевска: Гонка в Астрахани по сложности почти как ралли «Париж-Дакар»

Фарит Губаев и Александр Чернов рассказали об участии в третьем этапе Can-Am X Race и всех этапах серии 2017 года.

Александр Чернов
Александр Чернов

Четверо гонщиков из Удмуртии приняли участие в завершающем третьем этапе серии Can-Am X Race, который проходил 6-9 сентября в Астрахани. Экипаж Анатолия Кузнецова и Алексея Смолина из Воткинска, экипаж Фарита Губаева, Александра Чернова и Руслана Губаева из Ижевска – завсегдатаи этой гонки. Руслан традиционно выступает в категории ATV (квадроциклы), оба экипажа – в классификации SSV Standard (мотовездеходы).


Фото: Александр Чернов

СПРАВКА

Can-Am X Race – преемница легендарной квадросерии Can-Am Trophy Russia. Ее организатор – компания FORMULA 7, Дистрибьютор техники BRP в России. Can-Am X Race – это ралли-рейд (кросс-кантри ралли в мировой классификации) только для экипажей, выступающих на квадроциклах (ATV) и мотовездеходах (SSV). Гонка по пересеченной местности состоит из нескольких спецучастков, средняя протяженность дистанции одного этапа составляет 400-600 км. Трасса третьего этапа, который был приурочен к 300-летию Астрахани, была разделена на восемь спецучастков (СУ). Длина каждого в среднем составляла порядка 80 км. Общая протяженность спортивной дистанции составила 682 км, лидеры соревнования прошли ее за 10 часов.

Фарит Губаев и Александр Чернов – слаженный экипаж. Губаев – за рулем, Чернов – штурман, вместе они ездят два года.

– Александр, насколько я знаю, вы раньше сами выступали на квадроцикле. Почему приняли решение сменить класс и стать штурманом?

– Мы с Фаритом давно дружим. Когда они начинали с моим товарищем выступать (первый год у него был другой штурман – Данил Патрушев), они хорошо ехали. А я, действительно, выступал на квадроциклах. Но потом принял решение, что это опасно. У багги, в отличии от квадроцикла, отличный каркас, профессиональные сиденья, ремни пристегнуты. В классе ATV ты не настолько хорошо защищен, поэтому чаще пилоты травмируются. Кроме того, в экипаже ты делаешь свою локальную работу. То есть я, как штурман, должен диктовать своему пилоту легенду (в 95% случаев участники гонки бывают не знакомы с трассой и выезжая на нее, не понимают, куда ехать и какая дорога ждет их впереди. И именно штурман становится глазами водителя. – Прим. ред.), говорить управление, говорить повороты. Это такая не менее важная работа, нежели у него как водителя.

У нас получается взаимная поддержка, потому что он без меня не может ехать. Мы друг друга дополняем. У нас все на равных, мы можем друг другу сказать, что мы думаем друг о друге, и в течении гонки у нас нет напряжения. Ведь чем отличаются профессиональные команды от нас, любителей? Там все за деньги, профессиональные штурманы за деньги. А у нас, если мы ошибаемся, то ошибаемся вместе, если ломается техника, мы ее вместе чиним. Где-то я ему скажу, где-то он мне подскажет.


Фото: Александр Чернов

– Фарит, вы участвуете в гонках третий год. Что изменилось в этом году: и для вас, и в гонке?

– Во-первых, что в этом году поменялся организатор, соответственно, и формат гонки переведен из борьбы с бездорожьем (трофи) в ралли (по дорогам). Соответственно, поменялась и судейская часть: есть разница по сравнению с прошлым годом.

Во-вторых, изменения произошли и у нас. Мы объединили усилия с командой из Воткинска, то есть организовали свою команду. В первом этапе в команде было 2 участника, во втором-третьем было 3 участника. То есть мы уже полноценная, можно сказать, спортивная, хотя и любительская, команда.

– В чем принципиальная разница между профессионалами и любителями?

– Самое главное: у нас нет таких бюджетов. Многие участники, которые соревнуются с нами в Can-Am X Race, на самом деле, профессиональные спортивные команды. Например, команды из Татарстана, в частности, участвуют в ралли уровня «Шелковый путь» или «Париж-Дакар». Техника у них моложе, мощнее. Они покупают в команды профессиональных штурманов с мировыми именами. Кстати, в третьем этапе в Астрахани принимал участие известный гонщик, призер «Париж-Дакар» Сергей Корякин. Он занял третье место на третьем этапе. Первые два этапа его преследовали технические неприятности, и он сходил.

Как вы понимаете, у них техника совершенно иного уровня, это команды механиков, которые ездят с ними. Отчасти поэтому первые места были обеспечены именно профессиональным гонщикам из Москвы и Татарстана.


Фото: Александр Чернов

– Это значит, что у любителей вообще нет шансов?

– Конечно есть. Я могу сказать, что наш экипаж шел очень хорошо, ровно, на всех трех этапах. И всегда, кроме Краснодара, мы доходили до финиша.

Но в любом случае, когда техника новее, у нее есть преимущества. В нашем классе участвовала техника уже с приличным сроком эксплуатации. Моей, в частности, уже 4 года, поэтому появилась техническая «усталость». Техника очень устает, особенно после последнего этапа, который был в Астрахани.

Когда я начинал первый год, я ездил по очкам лучше, чем сейчас. Был и в десятке, и в пятерке. В этом году таких результатов не получилось показать, потому что все три этапа у нас были в первый же день технические сходы, следовательно, мы не успевали закончить гонку своевременно, а на саму гонку в день дается 3-4 часа. Так как мы получали повреждения, которые отремонтировать сами не можем, мы ждали помощи от наших механиков. А трасса закрыта, поэтому добраться до нас сложно, и мы не успевали в положенное время вернуться в парк, получали пенальти: за каждое пропущенное время штраф 5 часов. Но повторю: даже несмотря на это, мы доходили до финиша.

– Успевали спать по ночам?

– Почти всегда. Поломки мы устраняли как раз между гонками: вечером, ночью до самого утра. У нас нет своей технической машины и механиков, поэтому в этот раз мы обратились за помощью к прославленному гонщику из Ижевска Иреку Даутову, брали в аренду у него «техничку» и механиков. Поэтому достаточно оперативно все свои проблемы решали, и утром, к моменту старта, мы были абсолютно готовы к продолжению гонки.

– Вы отметили, что особенно после третьего этапа, в Астрахани, техника больше устала. Почему?

– Астрахань – это совершенно другой уровень сложности, он даже по коэффициенту – 1,2. Она считается «королевой гонки». Это уже реально «дакар», потому что все тренировки, у тех же камазовцев, у тех же участников «Париж-Дакар» проходят именно в Астрахани. Трассы проходят по степи, и это не просто ровный слой песка и земли. Это огромные подъемы, спуски, котлованы, рытвины, барханы. Среди этого всего техникой накатываются тоннели. И очень часто ты едешь-едешь по этому тоннелю и не можешь никого обогнать, потому что он очень узкий. И уступить тоже не можешь.

Организаторы очень постарались сделать трассу еще сложнее. В этот раз было ощущение, что просто по азимуту вдаль направляешься: как все поехали, так и ты, а что там за бугром, за ямой было – сказать сложно.

– Александр, вам как штурману, тоже тяжелее было?

– Да, было нелегко. Большая ответственность: не дать водителю перевернуться. А иногда ты просто не понимаешь по легенде, какой высоты тот или иной бархан, насыпь. Было несколько экипажей на этой гонке, которые переворачивались на достаточно большой скорости, причем даже экипажи с посадкой выше, чем наша.

Но на самом деле, мы столкнулись еще с одной серьезной проблемой. Во второй день у нас пропала связь. Не так страшно, что я не слышу водителя, страшней, что водитель не слышит меня. Он остается «слепым». Наши механики смогли кое-как сделать одностороннюю связь. Но пару раз мы все равно воткнулись прямо «лицом» в кочки.


Фото: Александр Чернов

– Фарит, как вы с этим справились?

– Хорошо, что механики быстро восстановили связь. Потому что иначе мы бы просто не знали, что там дальше: опасно или нет. Так что техника, действительно, работала на пределе. Но не кипела, несмотря на жару в 30 градусов.

Интереснее была ситуация, когда мы сломались в дальней точке, в 200 км от лагеря. Если бы мы не сориентировались, то нас бы только ночью эвакуировали оттуда. Поэтому мы в полевых условиях разобрали поворотный кулак (благодаря ему поворачиваются колеса. – Прим. ред.), сняли его. И самое смешное, у нас в степи связь была, остался под рукой телефон. А у ребят-механиков в технической зоне не было связи, мы не могли сказать, где мы находимся, что у нас сломалось. Они видят по навигации, что мы встали, но они не знают, что у нас. Мы переехали на какую-то высокую точку и там смогли наладить с ними связь.

В итоге сняли этот поворотный кулак ребята, которые ехали до финиша мимо техзоны, могли передать в нашу «техничку» с 18 регионом эту запчасть. Ее с большим трудом передали, и мы смогли передать координаты. Буквально в течение двух часов они привезли все, что необходимо: привод, поворотный кулак, подшипники, смогли все это собрать и добраться до базового лагеря. Приехали в восемь вечера, было темно и очень холодно.


Фото: Александр Чернов

– Не могу не спросить. Что заставляет вас, делового человека, вот так 3 раза в год выезжать в дикие условия, жить там и гонять на пределе?

– Все дни гонки стоят того, чтобы пережить какие-то неудобства. Это такой драйв, такие ощущения, что во время гонки ты живешь только ей. Ты анализируешь свои ошибки, как только выходишь на старт, перестаешь думать о чем-то другом. Весь рабочий стресс как рукой снимает. Ты пытаешься показать максимальный результат.

– На следующий год уже есть представления, какие будут трассы, в каких городах пройдут гонки. И будете ли менять технику?

– Как всегда, место проведения следующих этапов – это большой секрет. Будет известно в декабре. По опыту последних лет, все заканчивается в Астрахани. А вот какие города будут до этого, сказать сложно.

В 2015 году, как вы помните, гонка проходила в Ижевске, один из ее этапов. У нас, как и в центральной России, хорошие трассы, но это поля, леса, опасность выезда грибников на дорогу, опасность сельхозтехники, которая работает и не должна останавливаться. И нужно достаточно большое количество волонтеров, чтобы перекрыть трассу как в ралли.

В Йошкар-Оле в этому году работало очень много волонтеров. Там лесные дороги были перекрыты, потому что люди могли набрать скорость, а выехал бы там мотоцикл, уазик... Достаточно небезопасно.

Что касается техники, мне кажется, у успешной гонки всего три составляющие: мастерство вождения, работа штурмана и состояние техники. Я не буду менять технику на более новую и дорогую, потому что не вижу пока смысла тратить на это огромные деньги. Так что будем улучшать то, что есть.

– А где вы тренируетесь, пока нет гонок?

– Водительское мастерство, конечно, накатывается. Я уже даже на своем автомобиле-автомате езжу, работая двумя ногами, как на гонке.

Но для тренировок нужны специальные трассы. С Иреком буду разговаривать, что в этом году, может быть, мы небольшой маршрут проложим с трамплинами, прокатимся.

Да и вообще, мы – команда eXmen team, в которую входят экипажи, о которых мы с вами уже говорили, – планируем учиться. Квадроциклическим сообществом, в том числе при участии Владимира Сухих (директор компании «Экстрим»), хотим пригласить сюда специалистов по навигации, штурманов, чтобы они приехали в Ижевск и почитали лекции. Потому что очень важно знать, как правильно прочитать «дорожную книгу». И штурманские знания дорогого стоят.

Я думаю, что если бы получилось еще раз провести этап гонки Can-Am X Race в Ижевске, это дало бы толчок и квадроциклическому движению, и развитию уровня наших спортсменов. Появились бы трассы, приезжали бы специалисты, которые могли бы делиться своими знаниями. Так что будем надеяться, что у Ижевска еще появится шанс заявиться.