Top.Mail.Ru
24 апреля 2019 18:28
Утрата

Раскрыл талант Валентины Пудовой и поддерживал Надежду Уткину: воспоминания о худруке «Италмаса» Анатолии Мамонтове

Прощание с почетным гражданином Ижевска пройдет 25 апреля

23 апреля ушел из жизни почетный гражданин Ижевска, народный артист РСФСР Анатолий Мамонтов. Он более полувека был художественным руководителем ансамбля песни и танца «Италмас». IZHLIFE собрал воспоминания коллег и друзей.

Дал путь в искусство Валентине Пудовой

Народная артистка Удмуртии и заслуженная артистка России Валентина Пудова уверена, путь в искусство дал именно Анатолий Васильевич. Тогда он, по своим признаниям, разглядел, что из 17-летней деревенской девчонки выйдет толк, и взял ее в свой коллектив.

Когда мы начали учиться там, многие ходили на уроки к преподавателям. Я тоже собралась и услышала от Мамонтова: «А ты куда собралась? Тебе это не надо. Сиди пой» 
Валентина Пудова

Несмотря на талант, Валентине Тихоновне иногда и попадало от руководителя.

Михаил Калашников и Анатолий Мамонтов Фото: личный архив

– Однажды я заболела, несколько дней не работала, а в это время коллектив начал учить новую акапельную вещь. Когда я пришла на репетицию, нужно было посчитать, через сколько тактов нужно хору вступать. А я не знала. Он на меня смотрит, и я понимаю, что он хочет, чтобы этот момент показала я. И он сказал: «Никогда от тебя толку не будет!». Тогда за меня заступились коллеги из коллектива, объяснили, и я показала. А уже на следующем номере он попросил меня спеть сопрановую партию, хотя я исполняла альтовую. Он посмотрел на меня и сказал: «Ты опытная. Ты сможешь». И я встала и спела. Вот разве можно было на это обидиться? На это нет обид.

Певица признается, несмотря на жесткость, Анатолий Васильевич мог извиниться, если когда-то перегибал палку.

Пошутить и посмеяться он тоже любил, но только вне работы

– Это настолько талантливый человек! Какие были прекрасные годы, когда он руководил ансамблем «Италмас»! Коллектив был всегда был на первых местах в Советском Союзе. Бывает вот дар Божий – чувствовать каждую песню, чувствовать каждого артиста. Я искренне благодарна Анатолию Васильевичу.

Должна была уехать в деревню, но благодаря Мамонтову попала в «Италмас»

Бывшая солистка ансамбля Анна Прокопьева познакомилась с Анатолием Васильевичем в конце 1971 года – студентка училища культуры в составе певческого коллектива попала в общий хор. Именно на одном из сборов Мамонтов и заметил 19-летнюю девушку.

Фото: Валерий Нуриахметов

– Отметил мой голос, как-то на расстоянии воспитывал. После окончания училища я должна была вернуться в деревню, но Анатолий Васильевич пошел в Министерство культуры и попросил направить меня в ансамбль «Италмас». Я еще в это время успела выскочить замуж, о чем очень переживал Мамонтов. В итоге в ансамбль мы пришли работать уже вместе с мужем в начале 1972 года, – вспоминает Анна Николаевна.

Одной из главных черт характера артиста, по мнению Прокопьевой, было умение видеть потенциал певца и талант, развивать подопечных, не переделывая их.

Анатолий Васильевич был очень строгим, но я думаю, что в творчестве без этой строгости никак нельзя. Творческие люди они ведь более расслаблены, эмоциональны, требовательны, щепетильны, ранимы. Строгость нужна была, ведь нас в коллективе было 99 человек в штате! Представляете? И всех нужно было организовывать, все держать в одном кулаке.
Анна Прокопьева

Болезнь для него никогда не была уважительной причиной, чтобы не работать, поэтому и сам Мамонтов приходил на репетиции вне зависимости от самочувствия.

– Он никогда не приходил на репетиции неподготовленным. Когда мы распевались и вдруг входил Анатолий Васильевич, мы сразу натягивались все как струна и хор моментально начинал петь совсем иначе.

На гастролях же руководитель ансамбля «Италмас» вел себя более расслабленно

– Мы дружили семьями. Он к нам ходил, мы к нему. Он всегда кстати просил, чтобы моя мама приготовила жукомильым (блинчики с фаршем. – Прим. ред.). Очень ему нравилось это блюдо. Видимо, не хватало ему материнской любви, – предполагает певица.

В 1991 году Анна Прокопьева покинула коллектив по ряду причин. Ссор с Мамонтовым по этому поводу не было, но женщина знает: ему было нелегко.

Рассказывали, что он даже кричал на других участников коллектива, что это и из-за них я ушла. Как-то в тот момент и он меня перестал понимать, и я его. Ну, что случилось, то случилось.
Анна Прокопьева

Несмотря на это, поздравляя Анну Николаевну с 60-летием, Анатолий Васильевич назвал ее «лучшим голосом в коллективе». Такое признание особенно ценно, потому что Мамонтов не был щедр на похвалу и громкие слова.

– Последний раз встречались с ним в 2015-2016 годах во время выборов, нас как ветеранов «Италмаса» приглашали. Кстати, я была последней, кто сделал с Анатолией Мамонтовым интервью. Оно очень большое, и мы потом показывали его частями. Я уже тогда с грустью на него смотрела, видела, что этот подтянутый, мудрый, интеллигентный человек угасает…

Пришел к Мамонтову 18-летним парнем из деревни, а стал народным артистом Удмуртии

Алексей Хитрин попал в «Италмас»… по объявлению! Увидел в газете, что ансамбль набирает юных талантов, и отправился на конкурс. Так и оказался в составе в 1983 году. Позже молодого человека забрали в армию, но после службы он снова вернулся в коллектив.

– Анатолий Васильевич был твердый, решительный, великий музыкант и педагог, – вспоминает Алексей Владимирович. – Он лепил из нас, как из теста, готовый продукт. Ну, представляете, я пришел 18-летним из деревни, а стал народным артистом Удмуртии. И все это заслуга Анатолия Мамонтова. В каждом артисте он видел, кто на что способен. Даже бывало так, что на определенного человека он делал номер с акцентом на умения артиста.

Вместе с Мамонтовым «Италмас» объехал не только всю Удмуртию, но и Советский Союз, и даже выступал за границей

Хитрин признается, таких руководителей он больше не видел.

– Он был очень грамотным, большим музыкантом, прекрасным хоровиком. Он ведь делал не только народные вещи, но и классику. Вот такое у него было разностороннее творчество. Он был прекрасным режиссером своих произведений. Кстати, он даже обращал внимание на костюм. Как сейчас говорят, кутюрье.

Относился по-отцовски к Надежде Уткиной

Народная артистка республики и президент фонда «Культурный капитал Ижевска» Надежда Уткина познакомилась с Анатолием Мамонтовым в середине 1990-х годов. Они – видный культурный деятель и председатель молодежной организации «Шунды» – встретились в Москве, на одном из мероприятий, посвященном Удмуртии.

– Анатолий Васильевич был на год старше моей мамы. С ней они очень близко общались, дружили. Это тоже было такой связующей ниточкой между мной и Анатолием Васильевичем. Моя мама рано ушла, и Анатолий Васильевич всегда относился ко мне по-отцовски. Мне достался кусочек его любви, – признается Уткина.

Певица отмечает, что в ее жизни было несколько человек, чья похвала для нее много значила. Среди них – Валентина Толкунова и Анатолий Мамонтов. Руководитель ансамбля «Италмас» очень ценил подход Надежды к удмуртской песни и сочинительству.

Последняя встреча у нас состоялась около 7-8 лет назад в Национальном музее Удмуртии на какой-то выставке. Он был спокойный, улыбчивый, добрый и опять сказал мне: «Надя, какая ты молодец! Мне так нравится то, что ты делаешь!». При этом он погладил меня по плечу. Таким добрым, светлым, по-отцовски мудрым он для меня и остался. Таким я его запомню.
Надежда Уткина

«Приезд «Италмаса» был сравним с приездом звезды мирового уровня»

Президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш» и председатель постоянной комиссии по науке, образованию, культуре, национальной и молодежной политике и спорту Госсовета республики Татьяна Ишматова близко с Анатолием Мамонтовым не общалась. Но она вспоминает, какой фурор производили концерты его коллектива.

– Первые встречи с Анатолией Мамонтовым происходили еще в моем детстве в 80-е годы, когда коллектив «Италмас» гремел не только в республике, но и во всей России. И, соответственно, для нас, деревенских детишек, было настоящим праздником, когда этот коллектив приезжал к нам на гастроли. Для нас это было сравнимо с приездом звезды мирового уровня. Анатолий Мамонтов выходил на сцену, и мы на него смотрели, как на небожителя. И когда уже по роду своей деятельности и взросления я приехала в Ижевск, мы студентами всегда ходили на концерты «Италмаса». Всегда с восхищением я смотрела на взаимоотношения Анатолий Мамонтова с супругой Элеонорой, – вспоминает Татьяна Ишматова.

Поэтому Татьяна Ишматова и отправилась в свое время на концерты, когда Анатолий Васильевич решил попрощаться со зрителями.

– В моей памяти он навсегда останется очень подтянутым, улыбчивым, сильным и выдающимся человеком, который выходит на любую сцену и, кланяясь, раскидывает свои руки, готовые обнять весь зал, всех зрителей, которые сегодня пришли на концерт «Италмаса».

«Жалею, что сыновья не пошли по моим стопам»

В 2008 году в газете «Центр» выходило интервью с Анатолием Мамонтовым, приуроченное к его 71-летию. Мы собрали несколько цитат Анатолия Васильевича из той беседы.

Фото: личный архив

 

«Оба сына родились в Москве, в одном роддоме. Родив первого, Нора (Элеонора – супруга Мамонтова. – Прим. ред.) сказала врачу: «Я больше рожать не буду». Когда через четыре года Нора снова попала в этот роддом, врач ее вспомнил и сказал: «Ты же обещала, что никогда больше рожать не будешь…».


«Когда Костя учился в четвертом классе, мы его забрали в Ижевск, а Виктор остался в Москве с бабушкой. Конечно, ничего в этом хорошего нет. Мы не виделись с детьми по несколько месяцев, это ужасно! Так быть не должно! Они до сих пор вспоминают с радостью, как летом мы ездили с концертами по Удмуртии и сыновей брали с собой».


«Жалею, что сыновья не пошли по моим стопам. Но их тоже можно понять. Они насмотрелись, как мы с Норой работаем, что мы постоянно на гастролях, с детства знали, что такое жизнь артиста. Хотя сыновья у меня очень музыкальные, при желании они могли бы сделать карьеру еще лучше, чем я. Но детьми нужно заниматься, а нас рядом не было, когда они были маленькие». 

Моя мечта – издать собственные произведения, которые написал за 47 лет. Всего около 50 партитур. Уверен, в перспективе они будут представлять большой интерес.
Анатолий Мамонтов


«Сейчас работать стало легче. Цензуры нет. А раньше… Однажды мы поехали в Финляндию, так нас заставили перевести с удмуртского на русский 20 песен! Слово в слово! А есть слова удмуртские, которые не переводятся. Тогда хоть караул кричи. А в одной песни были такие слова: «Не надену красное платье, не надену желтое платье, потому что вся моя одежда черная». Наверху нас спрашивают: «Почему вся одежда черная?». До смешного доходило». 


«Мой секрет прост. Я ем два раза в день – утром и вечером. Обедать некогда. Зато наедаюсь на ночь часов в девять-десять. А Нора вечером старается не есть. Зато она обедает. И еще я очень много хожу пешком, на репетициях не сажусь. Движение – это жизнь». 

Свободного времени нет. За все то время, что я работаю в ансамбле, я ни разу не отдыхал. Каждый год, конечно, хожу в отпуск, но и в отпуске думаю о работе, в голове одни партитуры – спать невозможно.
Анатолий Мамонтов


«Один мой педагог говорил: «То, что вы услышали, в одно ухо зайдет – в другое выйдет. Главное, запомните визуально. Потому что если вы глазами что-то увидите красивое, то это уже никогда не забудется, на затылке выхода нет».

 

Прощание с Анатолием Мамонтовым состоится 25 апреля с 10:00 до 12:00 в Русском драматическом театре Удмуртии.

СПРАВКА

Анатолий Васильевич Мамонтов родился 7 апреля 1937 года в крестьянской семье в селе Каменное Завьяловского района. После окончания Ижевского музыкального училища поступил на дирижерское отделение Казанской консерватории, которую окончил в 1960 году. Вернувшись в Ижевск, 2 года работал хормейстером ансамбля «Италмас», после чего был назначен его художественным руководителем. Коллектив под его руководством неоднократно побеждал на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах, участвовал в престижных фестивалях «Московские звезды», «Русская зима», «Белорусская осень», «Киевская весна».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Скончался легендарный худрук ансамбля «Италмас» Анатолий Мамонтов