Top.Mail.Ru
20 ноября 2013 10:47
Общество

На чем летают ижевчане

Средний возраст самолетов «Ижавиа» - 23,5 года, но ресурс выработан лишь наполовину.

архив редакции
архив редакции

Катастрофа в Казани вызвала очередной всплеск интереса к основному авиаперевозчику Удмуртии, компании «Ижавиа». Насколько надежны летающие из Ижевска Як-42, какой у них ресурс, как контролируют надежность самолетов - эти вопросы мы адресовали руководителю авиапредприятия Александру Городилову.

Сколько налетали ижевские «Яки»?

Ижевские пассажиры летают в Москву, Питер и Сочи только самолетами Як-42, у «Ижавиа» восемь таких судов. Есть еще три АН-24, они используется на рейсе Ижевск - Екатеринбург и для чартерных перевозок за пределами Удмуртии. И один Ту-134 в компоновке «самолет-салон», в нем 26 мест, это судно для бизнес-перевозок.

По нормам самолет разрешено эксплуатировать 40 000 летных часов, либо 35-40 лет - это примерно 18 000 полетов. Средний возраст авиапарка Як-42 республиканского перевозчика - 23,5 года. Для сравнения, у одной из ведущих авиакомпаний страны «Трансаэро» средний возраст парка - 16,2 года (по данным сайтов russianplanes.net и airfleets.net).

Возраст для самолетов - не показатель. Старый самолет мог не отлетать и половины ресурса, в то время как встречаются (не в Ижевске) новые самолеты, которые почти не стоят на земле, это, в частности, относится к судам на международных и чартерных перевозках.

Ижевский авиапарк

Як-42 (рейсы из Ижевска в Москву, Питер, Сочи)

Бортовой номер Год выпуска Налет (часов) Оставшийся ресурс
42450 1996 14 000 65%
42455 1995 18 000 55%
42380 1990 23 000 42,5%
42384 1990 21 000 47,5%
42368 1989 19 000 52,5%
42359 1988 25 000 37,5%
42343 1987 23 000 42,5%
42549 1981 25 000 37,5%

Где летали ижевские «Яки»

По словам Александр Городилова, история нынешних судов «Ижавиа» полностью прозрачна и известна надзорным органам. «Яки» ранее входили в авиаотряд столичного аэропорта «Быково», там же обслуживались, летали только в СССР и России, никогда не передавались в суб- и субсубаренду за границу (как упавший в Казани «Боинг»).

За третий квартал 2013 года на «Ижавиа» прошли три жесткие проверки - две плановые и одна внеплановая (по линии Ространснадзора и Росавиации). Вывод по всем - предприятие и воздушные суда соответствуют требованиям. Поэтому проверок в связи с событиями в Казани здесь не ждут.

Новый самолет в «Ижавиа» обещают через год

В месяц ижевские самолеты проводят в воздухе около 100 часов, в год - 1100-1200 часов. Получается, что даже самый «возрастной» самолет «Ижавиа» еще можно смело эксплуатировать 13-15 лет. Впрочем, этого, конечно, на предприятии делать не собираются. Более полутора лет в компании взвешивают все «за» и «против», тщательно изучают рынок воздушных судов, чтобы принять правильное решение, чем заменить Як-42.

- Покупать импортный «авиационный лом» мы не будем, - отметил Александр Городилов. - Называть тип воздушного судна, на котором остановимся, сейчас не готов, вопрос прорабатывается. Однако, вероятнее всего, это будут отечественные самолеты, причем новые, с завода. Основной акционер «Ижавиа» - Правительство Удмуртии - разделяет нашу точку зрения. Аргументы в пользу российской продукции следующие: высокий коэффициент надежности, доступ к запчастям, русская документация, приобретение российской авиационной техники поддерживают и Президент России, и председатель правительства страны.

В «Ижавиа» строят амбициозные планы уже во второй половине 2014 года представить ижевским пассажирам первое новое воздушное судно.

В Казани - идеальные условия для посадки

Летом 2013 года самолеты «Ижавиа» выполняли рейсы из Казани в Анапу. По словам ижевских пилотов, после реконструкции аэропорта столицы Тарастана к Всемирной универсиаде, там создали идеальные условия для взлета и посадки - от работы наземных служб до маршрутов подлета к городу. От выводов и предположений - что произошло с казанским «боингом» - наши собеседники тактично воздержались.