{echo }
Родительское собрание: почему ребенок ворует, и как сделать так, чтобы этого больше не повторилось
Фото: freepik.com

Родительское собрание: почему ребенок ворует, и как сделать так, чтобы этого больше не повторилось

Автор: | | Комментариев: 0 | Просмотров: 1199

Советы ижевского психолога.

«Моего ребенка поймали на воровстве! Стыдно-то как!» У нормального родителя, когда его ребенка ловят с поличным, появляется острое чувство вины за то, что это он так плохо его воспитал. Потом возникает страх: «Ну, все, теперь он покатится по наклонной». А вот поговорить о проблеме с психологом обычно стесняются. Мы обсудили эту тему с детским психологом Валентиной Ермаковой. 

Валентина Ермакова
детский психолог

До 4-5 лет

Ребенок в этом возрасте не способен справляться с эмоциями. У него не сформированы процессы саморегуляции и социальные нормы – что плохо, что хорошо. И если появляется желание взять какой-то предмет, он берет его.

Часто ребенок в этом возрасте приносит из детского сада чужие игрушки. И не рассказывает родителям об этом.

В этой ситуации важно правильно выстроить диалог с ребенком. Спросите, чем эта игрушка ему интересна, чтобы понять его запрос. Взял он ее тайно, скорее всего, потому что когда-то уже обращался с просьбами к родителям ее купить. А те ему отказывали или не слышали его желаний. То есть это недостаточно чуткие родители в определении желаний своего ребенка и не удовлетворяющие его потребности.

Если мы закрепляем такое поведение: ругаем, наказываем, запрещаем, лишаем чего-то, что радовало ребенка, тем самым подкрепляем его негативный опыт. У некоторых детей остается чувство обиды: «Я хочу, а мне нельзя». И начинает формироваться потребность завладеть тем, что очень хочется, но уже тайно. А в более старшем возрасте он начнет это делать более изощренно.

Если же потребности вовремя удовлетворять и рассказывать, как в книжке, что хорошо, что плохо, то ребенок это понимает.

5-7 лет

В этом возрасте еще до конца не сформированы процессы саморегуляции. Но причин для детского воровства может быть уже несколько:

  • Нехватка внимания со стороны родителей. Дети плохим поведением пытаются привлечь к себе внимание. Они думают: «Если я возьму чужую вещь, обо мне заговорят, на меня обратят внимание, со мной будут». Это тоже контакт со взрослыми, пусть даже и негативный. Очень важно проводить с ребенком время качественно и ежедневно! Пусть всего 15 минут, но без телефона, без телевизора, только общение.
  • Потребность ощущения гормонов (адреналин). Если ребенок хочет рисковать, испытывать драйв, то для него что-то тайное – это игра, испытание, которое он проходит и получает удовольствие. Может, ему вещь и не нужна. Потом эта потребность может развиться в клептоманию (психологическое заболевание, когда люди берут вещи, сами не зная зачем).
  • Перекосы в воспитании. Ребенка сильно наказывали, не объясняя, почему нельзя брать чужую вещь, что значит чужая вещь, как можно получить то, что ты хочешь, другим, более конструктивным способом. 

Еще одним перекосом может быть ситуация, когда ребенок берет чужую вещь, но вины за собой не чувствует. Чаще всего это происходит, когда ребенок растет в семье, в которой нет четкого понимания, где игрушки его, а где чужие, где вещи его, а где брата или сестры. В таких семьях как дети, так и взрослые могут брать без разрешения и не возвращать на место чужое.

  • Поведение родителей. Обратите внимание на себя. Может, папа с мамой с работы все время что-то приносят. Пусть хоть дырокол или пачку бумаги. Ребенок повторяет за ними. Он начинает думать, что это приемлемо. Родители возражают: «Я же взрослый, я же не ворую, а он ребенок…» Поймите, родители – образец поведения. И если взрослый ведет себя так, то ребенок принимает это за данность в реальных условиях, для него нет возрастных рамок.
В современном обществе, когда у одних есть все, а у других нет, воровство среди детей стало проявляться чаще

Школьники

У школьников для воровства свои причины (плюсом остаются все те, которые мы перечисляли выше):

  • Уважение среди одноклассников. Школьнику важно заявить о себе среди сверстников. Если он не успешен в учебе, в других проявлениях, у него не получается выстраивать дружеские отношения, то как привлечь внимание? Он думает, что может показать, что он крутой, украв что-то в магазине перед компанией.
  • Месть. Если сосед по парте успешен, его все хвалят, то ребенок думает, что должен подорвать его авторитет среди одноклассников, учителей. Он может взять чужую вещь и подбросить в чей-то рюкзак. В школах есть тенденция: воруют друг у друга дневники, пеналы и прячут их.
  • Неумение общаться. У мальчика из рюкзака вытащили дневник одноклассницы, которые хотели, чтобы тот с ними начал общаться.

Если родители изначально не научили ребенка общаться, то, скорее всего, они сами не умеют это делать. И здесь психолог должен работать со всей семьей.

  • Гаджеты – еще одна причина воровства, как бы удивительно это ни звучало. В играх ребенок легко может получать бонусы, брать силой, начать сначала, если проиграет. А вот сила воли не развивается. И все это потом переносится в реальную жизнь.
  • Бесчувственные родители. Да, мама гуляет с ребенком, сидит рядом, держит за руку, но при этом все время в телефоне. Контакта нет. Если мама, сколько бы ее ни дергал ребенок, не откликается, он начинает искать объект, который доставлял бы удовольствие. Он может взять что-то тайно («Я все время один, пусть со мной будет хоть эта вещь»).
  • Конфликты между родителями. Если мама с папой постоянно ругаются, то ребенок уходит туда, где он может заглушить боль переживаний через риск. «Если мне плохо, пусть и другим будет плохо».

Задай вопрос!

Присылайте вопросы по проблемам воспитания и обучения детей на почту red@mgcentr.ru. Мы постараемся ответить на них на страницах газеты.


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus