Top.Mail.Ru
20 ноября 2015 14:40
Психология

Офис: как не отвлекаться и оставаться продуктивным?

Вместе с автором бестселлера «Не отвлекайте меня!» учимся сосредотачиваться на главном.

архив редакции
архив редакции

Проблема концентрации внимания знакома многим офисным работникам. Нас все время что-то отвлекает – просьбы коллег, срочные задания, телефонные звонки, звуки входящих сообщений смартфона…

В результате нам чертовски трудно сосредоточиться на действительно важных задачах. Как научиться удерживать свое внимание, не отвлекаясь на пустяки? Расскажет автор книги «Не отвлекайте меня!», эксперт, занимающийся синдромом дефицита внимания, и практикующий психиатр Эдвард Хэлловэлл.

Почему мы отвлекаемся?

На основе книги Эдварда Хэлловэлла мы выделили две причины дефицита внимания.

1. Зависимость от гаджетов

– Электронные устройства породили новый вид болезненного пристрастия. Люди ощущают прилив сил, приникая к экранам компьютеров, и испытывают чувство потери, когда лишаются такой возможности, – пишет Хэлловэлл.

Что делать?

  • Честно оцените, сколько времени вы ежедневно пользуетесь электронными устройствами. Записывайте время, когда вы начали – взяли в руки смартфон или открыли сайт «ВКонтакте» – и когда закончили.
  • Подумайте, как это время сократить. Например, выделите один час в день на проверку почты и соцсетей – полчаса утром и полчаса вечером. Скажите своим сотрудникам и клиентам, в какие часы вы будете недоступны онлайн.
  • Не используйте компьютер, планшет и телефон как средства развлечения. Скучно? Сделайте то, что давно откладывали. На такой случай можно заранее составить список дел.
  • Убедите своих сотрудников выработать единую политику в отношении онлайн-общения: договоритесь, в какое время лучше обмениваться письмами и другими рабочими сообщениями;

2. Многозадачность

Людям, одновременно выполняющим множество одинаково важных задач, обычно очень трудно сказать «нет» в ответ на очередную просьбу о помощи. Они хотят всем угодить, испытывают чувство вины, когда вдруг остаются без дела, но при этом мечтают о том, чтобы работать в одиночестве, ведь их все время отвлекают. Отсюда – хронический стресс из-за невозможности распоряжаться своей же жизнью.

Что делать?

  • Помните: делая два дела одновременно, вы не экономите время, а повышаете возможность сделать ошибку. Чем больше задач – тем больше опасность провалить одну из них, например, сорвать переговоры, во время которых вы отвлеклись на смс-сообщения.
  • Учитесь вежливо отказывать. Говорите: «Я с радостью исполнил бы вашу просьбу, если б у меня было время, но, к сожалению, я не смогу сделать работу достаточно качественно и быстро».
  • Убедите себя, что ответ «нет»— правильный, хороший и уместный. Отвечая так, вы оказываете любезность, предупреждая начальника, что ему лучше найти кого-то другого. Отвечайте «да» только на те просьбы, выполнение которых увлекает вас, а значит – придаст энергии, которой сейчас так не хватает.

Проверь себя

Есть ли у вас проблемы?

Неспособность удерживать внимание – это примета последних лет, когда отвлекающих факторов становится все больше, как и стрессов. Перегрузки становятся причиной недомогания, которое Хэлловэлл называет «ситуационно обусловленным дефицитом внимания».

Основные симптомы:

  • повышенная отвлекаемость, безостановочная спешка, даже когда в ней нет необходимости;
  • неспособность уделять достаточно продолжительное время каким-либо рассуждениям, разговору;
  • привычка то и дело перескакивать от задачи к задаче, от идеи к идее;
  • растущая тенденция избегать всякого мышления вообще, как будто это роскошь, на которую у вас просто нет времени;
  • обыкновение откладывать самое сложное на потом, но при этом заполнять день чем-то бесполезным;
  • грызущее чувство вины за несделанную работу;
  • то и дело возникающая мысль: «я столько тружусь, но так и не достиг того, чего хотел!»;
  • чувство утраты контроля над жизнью и ощущение, что вы что-то упустили;
  • мысли о том, что когда-нибудь вы найдете время на то, что действительно важно, но пока вам некогда;
  • навязчивое желание все время брать в руки смартфон, садиться за компьютер, проверять соцсети и почту, сидеть в Интернете. 
11 способов, как достичь сосредоточенности
  • Выключите все гаджеты на время, нужное вам для того, чтобы без помех обдумать что-то.
  • Если чувствуете, что ваши мысли начинают путаться, сделайте перерыв – пройдитесь, выпейте стакан воды. Закройте глаза и откиньтесь на спинку стула.
  • Возьмитесь за что-нибудь трудное. Люди максимально сосредотачиваются, когда дело хорошо знакомо, но заставляет напрягать все силы.
  • Нарисуйте что-нибудь, причем лучше в цвете. Зрительные образы улучшают мышление.
  • Разговаривайте с собой вслух, если утратили сосредоточенность или упустили мысль Громкая речь вовлекает в мышление новые области мозга, которые не участвуют при рассуждениях «про себя».
  • Не растрачивайте энергию до того, как приступите к работе. Если для вас лучшее время, чтобы сосредоточиться, – это начало дня, не тратьте силы на проверку почты. Берегите энергию для самых важных дел. Однако при этом старайтесь следовать своему ритму, а не бороться с ним, пытаясь его изменить.
  • Не стоит забывать о том, что организм должен нормально функционировать. Важны качественный, долгий сон, полноценное питание, поддержание нормального уровня глюкозы в крови в течение дня (сахар «скачет» от сладкого), физические упражнения и прогулки.
Офис: как не отвлекаться и оставаться продуктивным?
На правах рекламы.