Top.Mail.Ru
1 марта 2013 15:18
Моя история

Статистика ДТП в Удмуртии: торговлю алкоголем ограничивают, а пьяных аварий все больше

От чего зависит рост аварий на дорогах.

архив редакции
архив редакции

В Удмуртии количество ДТП и число погибших в них совершенно не зависит от денег, которые выделяются на обеспечение безопасности дорожного движения и ремонт дорог, количества машин и прочих, казалось бы, связанных факторов. Единственное, что ощутимо влияет на водителей – наличие в крови алкоголя, а на дороге – инспектора.

Так от чего зависит рост аварий на дорогах?

Статистика ДТП в Удмуртии: торговлю алкоголем ограничивают, а пьяных аварий все больше

* Финансирование Республиканской целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» (на 2008-2010 и 2011-2013 годы) - использованы данные программы, может отличаться от фактического исполнения.

** По данным Управления ГИБДД МВД по УР и аналитических сборников Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР. Входят все транспортные средства, зарегистрированные в органах ГИБДД в Удмуртии.

*** Расходы на дорожное хозяйство приведены по отчету Министерства финансов УР, исходя из строки «Расходы. Дорожное хозяйство» исполнения бюджета УР по итогам календарного года. Финансирование дорожного хозяйства в УР за период 2005-2007 год совокупно составило 5,47 млрд. руб.

Статистика ДТП в Удмуртии: торговлю алкоголем ограничивают, а пьяных аварий все больше
Статистика ДТП в Удмуртии: торговлю алкоголем ограничивают, а пьяных аварий все больше
Статистика ДТП в Удмуртии: торговлю алкоголем ограничивают, а пьяных аварий все больше
Статистика ДТП в Удмуртии: торговлю алкоголем ограничивают, а пьяных аварий все больше
14 марта 2012 года ижевчанка за рулем «Нивы» сбила инспектора ДПС на Воткинском шоссе.

19 апреля 2012 года пьяный водитель не справился с управлением и вылетел на тротуар на улице 30 лет Победы, сбив насмерть девочку-школьницу.

20 августа 2012 года мотоциклист без прав сбил девочку прямо на пешеходном переходе напротив Летнего сада в Ижевске, пострадавшая позже умерла в реанимации.

10 октября 2012 года авария «Газели» и китайской иномарки полностью парализовала движение по Южной набережной в обе стороны на несколько часов.

Основные тенденции:

  • За 8 лет при увеличившемся на более чем 100 000 автомобилей автопарке Удмуртии количество ДПТ с погибшими и ранеными снизилось.
  • За 8 лет в содержание и развитие дорожной отрасли было вложено 20,76 млрд. руб. Количество ДТП по вине неудовлетворительного состояния дорог сократилось в 2 раза (удельный вес в общем числе ДТП в 2004 году – 20%, в 2012 году – 10%).
  • Существенное влияние на количество ДТП оказало уменьшение численности инспекторов ДПС вследствие реформы МВД в 2009-2011 гг. К 2012 году последствия были частично сглажены: количество ДТП в 2012 году снизилось, по словам представителей ГИБДД, «за счет оптимизации работы ведомства в «новых условиях».
  • На фоне борьбы с пьянством статистика говорит о росте употребления крепких спиртных напитков в Удмуртии. Вместе с тем растет число «пьяных» ДТП.
  • Экономический ущерб от гибели и ранений в ДТП в 2012 году в Удмуртии составил более 711 млн. руб. (расчеты общественной экономической эффективности выполнены в соответствии с Методикой оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий; стоимость гибели человека в ДТП принята равной 2375 тыс. рублей, раненного - 41,8 тыс. рублей). Показатель учитывается для оценки экономического ущерба для экономики региона и государства от гибели и ранений в ДТП.

По данным обобщенной статистики ГИБДД МВД России, отчетов об исполнении бюджета УР за 2004-2012 годы, открытых источников.

Республиканская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на 2011-2013 годы»

Статистика ДТП в Удмуртии: торговлю алкоголем ограничивают, а пьяных аварий все больше

Каким образом соотносятся расходы с действительным влиянием на безопасность дорожного движения в Удмуртии? Почему заложенный в программе уровень смертности в ДТП ни на 2011 год (244 погибших - программа, 294 - факт), ни на 2012 год (217 – программа, 269 - факт) не выполнены? Статистика не дает ответов на эти вопросы. Министр общественной безопасности УР Виктор Балакин, возглавляющий профильную Комиссию по безопасности дорожного движения при Правительстве УР, от комментариев отказался. По прогнозу программы, в 2013 году на дорогах должно погибнуть не более 203 человек.

Альберт Галимов:

«Раньше в каждый район города выставляли по три экипажа, сейчас - порой один»

О том, почему программа по безопасности дорожного движения не приводит к ожидаемому снижению количества ДТП, мы поговорили с Главным Госавтоинспектором Удмуртии Альбертом Галимовым.

- Возьмем базовые показатели программы. Согласно им, к 2012 году должно было произойти сокращение числа ДТП в 1,5 раза, то есть с примерно 300 человек в 2004 году до 200 в прошлом. Но это математика. Она рассчитывалась с учетом массы «но» – нашей работы, функций Министерств здравоохранения и образования, системы подготовки кандидатов в водители и т.д. В 2012 году на дорогах Удмуртии погибли 269 человек. Мы не справились, я признаю это. Но невозможно было, скажем, в 2004 году предположить, что в 2009 году МВД сократят на 25%, в том числе и сотрудников ДПС. Раньше мы выставляли в каждый район города по три экипажа, сейчас - два, а порой и один, привлекаем «кабинетных сотрудников». Общий объем работы растет вместе с увеличением количества транспорта.

- Но речь как раз шла о том, что эффективность работы будет выше за счет технических средств, камер, автоматических систем и прочего.

- Мы можем все улицы города завесить камерами, но от этого горожане не станут меньше пить, а на дорогах не исчезнут водители, лишенные прав. Эта категория нарушений весьма распространена, и ее выявляют именно инспектора ДПС.

Далее. У нас не везде работает адекватная система взыскания штрафов. Посмотрите на Европу. Может ли там водитель не заплатить штраф, который ему выписал инспектор дорожной полиции?

- Может, но потом санкции будут еще жестче.

- Верно. К сожалению, наша «рабочая» статья - ответственность за неуплату штрафа – предусматривает только удвоение суммы взыскания и возможность административного ареста на срок до 15 суток. Но сам механизм ее применения сложен. Чтобы привести в суд нарушителя, нужно потратить массу времени и сил.

- Скажите прямо: когда аварий ощутимо станет меньше? И случится ли это?

- При нормальном финансировании в части оснащения службы ГИБДД и охвата дорог автоматическими системами видеофиксации - у нас есть работы еще лет на 10.

- Простите, но и так уже, считайте, 8 лет что-то совершенствуем…

- Об этом и речь – нет волшебной палочки, взмахни которой – и аварии прекратятся. Кто у нас на дорогах погибает? Водители – эта первая крупная группа. С ними все понятно. Но в последнее время в список лидеров выходят пешеходы. Самая погибающая часть – в возрасте от 40 до 45 лет. Казалось бы – не старые люди, голова работает. Но, к сожалению, есть какое-то нежелание вспомнить или изучить правила дорожного движения. Мы занимаемся с детьми в школах и детских садах, водители изначально лучше понимают правила и применяют их. А в части возрастных пешеходов получился провал.

В Ижевске остается масса вопросов. За последние годы мы поменяли почти все светофоры, вводится система видеонаблюдения на основных магистралях города. Но мы не можем повлиять на интенсивность потока транспорта в городе. Улицы города невозможно перестроить или трансформировать. Рано или поздно придем к тому, что потребуется построить двухуровневые развязки, надземные переходы.

Своими глазами

Большинство инспекторов взяток не берут - зарплата такая, что мараться нет смысла

На условиях анонимности один из сотрудников ГИБДД рассказал нам о том, как строится нынешняя работа инспекторов:

Водители все подготовленные стали. Каждый второй спрашивает: «Назовите причину остановки». Отвечаю: «Операция «Мак» (ограниченная по времени операция по поиску наркоманов и перевозчиков наркотиков). После этого желание задавать вопросы просто исчезает.

Хуже с теми кто «на понтах». Помню, была история: поставили меня «открывающим ворота» на время – опускать и поднимать шлагбаум на выезде из здания ГИБДД на Воткинском шоссе. Начальство выезжает, вышел на дорогу, движение остановил, пропускаю. Стоит джип – и давай мне гудеть, мол, что я мешаю. Водителю указал на обочину, тот сразу с угрозами – начальству, в Прокуратуру, знакомым. Походил вокруг машины, говорю: «Глубина протектора на колесах не нравится, буду измерять». Сходил за линейкой, заодно чай попил, потом каждое колесо измерил до миллиметра. В общем, человек потерял полтора часа своего времени. Никаких жалоб не пришло.

После реформы полиции, когда народ сократили, тяжелее всего пришлось. Работали мы по 12 часов в день. Как назло, еще лето жаркое выдалось. К 3-4 часам дня ты уже мало что понимаешь, что вокруг тебя происходит. Такое полуобморочное состояние. И на все уговоры, мольбы, оправдания просто не обращаешь внимания: нарушение – оформили – следующий.

Сейчас основная масса инспекторов взяток не берет. Зарплата стала такая, что мараться не имеет смысла. То, что раньше зарабатывали «на линии», получаем легально. Остались единицы, которые гребут – не знаю, как описать – по привычке, что ли, жадность какая-то врожденная. Работать с такими в паре – одно наказание. Их знают и постоянно «пасут» ОБЭП и собственная безопасность МВД. По каждому подозрительному поводу таскают к руководству. Пишешь объяснительные – «как тот брал, я не видел, сам взяток не беру». И все время в напряжении находишься.

Пьянство на каждом шагу: как ни отнимают у таких водителей документы – не помогает. И творят в таком состоянии что угодно. Любимое дело – в догонялки с нами играть. Не понимают, что ли, что невозможно «уйти», не Голливуд. В прошлом году зимой полночи такую машину гоняли по Татарбазару. Шестью экипажами зажали в районе железнодорожного вокзала. Первые ребята, кто задерживал, даже разговаривать не стали – сдержать кулаки невозможно.

Останавливаешь алкаша. Он из машины вываливается и заявляет, с трудом фокусируя взгляд, что ни капли в рот не брал. И сразу за телефон – звонить в телефон доверия, номера телефона у нас на борту. Пока оформляешь его, он соловьем в трубку заливается, как у него взятку вымогают да пьянку за рулем шьют. Наутро – опять проверка, слушаем, как на пленке заплетающимся языком говорят.

Инспектора – не звери. Мы можем и отпустить нарушителя, но и «палочной системы» никто не отменял. Скажем, я по пешеходам уже сделал план к четырем-пяти вечера. И вполне могу, услышав вменяемые адекватные объяснения, сделать замечание и отпустить. Но как только слышу «Назовите причину остановки», «шторка падает».

Тем временем

Третьи в рейтинге безопасности

Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» подвел итоги 2012 года и составил рейтинг регионов по дорожной безопасности. Третье место в нем заняла Удмуртия. Самыми безопасными признаны трассы и магистрали Белгородской области. В этом регионе низкие показатели ДТП, небольшое количество жертв. На втором месте – Новосибирская область. Как сообщается на сайте общественного центра, ГИБДД области оперативно реагирует на усложняющуюся дорожную обстановку и всплеск аварийности, переходя на усиленный режим службы, включая вертолётное патрулирование. «Бронза» досталась удмуртским дорожникам и инспекторам. В Удмуртии в прошлом году зарегистрировано 1524 ДТП. К примеру, в сопоставимой по количеству населения Владимирской области – в два раза больше. В более населенном соседнем Татарстане, занимающем, конечно, и значительно большую территорию, отмечено 5483 ДТП.

Уважаемые читатели! А как, по-вашему, от чего зависит количество ДТП? Что надо сделать, чтобы его уменьшить? Ваших мнений ждем по телефону 945-005 или на сайте.