Top.Mail.Ru
6 сентября 2018 15:04
Политика

Андрей Шутов: «Мечтаю, чтобы в ижевском аэропорту приземлялись современные суда»

Управляющий акционер компании «КОМОС ГРУПП» о развитии транспортной доступности и социокультурного пространства города

Амир Закиров
Амир Закиров

7 сентября агрохолдинг «КОМОС ГРУПП» отмечает 15-летний юбилей. В преддверии праздника управляющий акционер компании Андрей Шутов рассказал «Ъ-Удмуртия» о важности открытия воздушных ворот в Ижевске для привлечения бизнес-партнеров, создании благоприятной среды для удержания квалифицированных специалистов, а также почему сегодня бизнес-сообщество должно объединиться для целей меценатства.

«Формирование качественной среды»

Насколько такие крупные компании, как «КОМОС ГРУПП», заинтересованы в развитии социокультурной среды в Ижевске?

– Можно нанять в компанию квалифицированные, дорогие кадры. Но если люди привыкли к определенному качеству жизни, то существующая среда будет отторгать их, как «подсаженные» клетки из организма. Их что-то подсознательно будет тянуть из нашего города. А если в Ижевске создать некое социокультурное пространство, то люди смогут не только работать, но и еще развиваться, получать удовольствие от произведений искусства, музыки, различных event-мероприятий. Это станет фактором их закрепления в регионе. Поэтому у нас есть интерес в том, чтобы формировалась качественная среда, в которой функционирует компания «КОМОС ГРУПП».

С этой точки зрения мне нравится опыт #КомандаУдмуртии и лично главы республики Александра Бречалова и первого заместителя председателя правительства Александра Свинина в создании общественных пространств и среды в Ижевске. Фан-зона в парке Кирова, например. За сжатый отрезок времени в городе появилось место, в которое массово идут люди. Ижевчанам нравится, они довольны.

Но бюджетные возможности по формированию социокультурного пространства в Ижевске очень ограничены. Может, стоит привлекать бизнес для решения этого вопроса?

– Надо создавать business-community на базе существующих ассоциаций. Ставить вопросы о введении консолидированных спонсорских проектов. Александр Бречалов много говорит о привлечении внебюджетных источников для развития социальных и общественных проектов, поскольку существуют федеральные программы, в рамках которых при наличии внебюджетных источников есть право на федеральное софинансирование. Все возможно. Надо лишь знать нормативно-правовую базу и уметь убедить людей в том, что инициативы полезны для развития Ижевска.

На Западе бизнес-сообщество очень многое делает за свой счет. Однажды делал совместный проект с уникальным человеком, руководителем инвестиционного фонда One Equity Partners Диком Кэшином. Он спросил, сколько я трачу на инвестиции, и для сравнения сообщил, что на Западе, если бизнесмен не перечисляет около 10% от прибыли на благотворительность, то не является «рукопожатным». Долгое время Дик был президентом некоммерческой организации Boy’s Club of New York, одной из целей которой являлся сбор средств для развития детей из неблагополучных семей. Вместо того чтобы слоняться по улицам, они начинают заниматься боксом, баскетболом и другими видами спорта. Есть мультипликативный эффект от модели, в которой бизнес помогает развитию среды. Дети перестают воровать, как следствие, минимизируется преступность. Подростки вырастают позитивными и целеустремленными, им открывается дорога в достойное общество. А все это происходит, потому что бизнес взял и скинулся, чтобы изменить мир к лучшему.

«Многочисленные чудеса»

– Андрей Васильевич, в Facebook вы сделали репост записи гендиректора «Ижавиа» Александра Синельникова с цитатой: «Если объединяются сильные, то они становятся непобедимыми» (Георг Гегель). Значит ли это, что вы планируете наладить партнерские отношения?

– Аэропорт Ижевска долгое время оставался моей болью. Я считаю, что наша компания однажды спасла «Ижавиа», когда там сложился огромный кассовый разрыв. Тогда над ними нависла угроза потери лицензии, поскольку им надо было восстанавливать свою нефтебазу. Но у них не было лицензии на авиатопливное обеспечение, а получить ее невозможно без инвестиций. Замкнутый круг. Мы выкупили эту нефтебазу, привели в полное соответствие, кредитовали «Ижавиа» сроком на 10 месяцев, поставляя топливо. Но затем сменился менеджмент, и начались многочисленные «чудеса». Иначе как назовешь то, что ЯК-42 арендовался по цене, сопоставимой с Boeing? Но это не моя зона ответственности. Есть люди компетентные, пусть они этим вопросом занимаются. Сейчас в «Ижавиа» появился компетентный руководитель. Александр Синельников – фанат авиации, профессионал. Мы с ним наладили партнерство. И все вернулось на круги своя. Наша нефтебаза снова заправляет «Ижавиа».

– Вы верите в заявленные планы по приемке современных воздушных судов и созданию международного терминала?

– Моя мечта, чтобы в ижевском аэропорту приземлялись современные суда, а вместе с ними и деловые люди. Если Синельников уже один раз достиг успеха, то этот багаж знаний он сохранил и может применить его. Ему не надо изобретать новые методики. Я часто прилетаю в Нижнекамск и вижу, что самолет на четверть бывает заполнен иностранцами и людьми, которые летят, чтобы делать бизнес, потому что есть соответствующая инвестиционная среда и система поддержки инвестпроектов, сформировано business community, развито партнерство. Вы только посмотрите на Казань. Здесь успешно реализуются бизнес и инфраструктурные проекты.

О том, почему головной офис «КОМОС ГРУПП» находится в Ижевске, за счет каких ресурсов компания планирует стать национальной компанией №1 по переработке молока в стране, какие благотворительные и социальные проекты развивают и почему компания 13 лет дает возможность ижевчанам услышать творчество Бориса Гребенщикова, читайте на сайте udm.kommersant.ru.