Top.Mail.Ru
25 июля 2017 12:45
Политика

Александр Свинин: «Честный диалог бизнеса и власти - наша задача»

Ответственный за работу общественного совета по предпринимательству республики рассказал о первых успехах работы с бизнесом.

пресс-служба Главы и Правительства Удмуртии
пресс-служба Главы и Правительства Удмуртии

Врио главы Удмуртии Александр Бречалов 17 июля заявил о «перезагрузке» работы общественного совета по предпринимательству в республике. Членами совета стали только бизнесмены, от которых ждут обсуждений и корректировки работы правительства региона. На первом заседании выступали лишь представители контрольно-надзорных и силовых ведомств, что вызвало негодование и бурное обсуждение в социальных сетях. Портал IZHLIFE встретился с куратором совета, внештатным помощником по экономике Александра Брачалова Александром Свининым и узнал, как изменился подход в работе с бизнесом у власти и чего ждут от Центра медиации и фонда «Сообщество»

Расскажите подробнее, в чем заключается «перезагрузка» общественного совета? Как изменится работа между властью и бизнесом?

– Главная цель возникновения общественного совета по предпринимательству – создать инструмент для взаимодействия. Он заключается не столько в обратной связи, сколько в том, чтобы органы государственной власти и предприниматели работали в формате предоставления услуг. Власть – это не постоянный контрагент для бизнеса, а лишь инструмент для того, чтобы предприниматели создавали новые рабочие места, получали преференции, меры поддержки. Со стороны власти будет оказываться сервис.

О необходимости создания общественного совета говорили все бизнес-сообщества, с которыми встречался Александр Бречалов на протяжении месяца. Поэтому было решено совместно организовать такую открытую площадку для диалога. Например, перед презентацией инвестиционной карты Удмуртии, 1 августа, мы покажем все материалы членам общественного совета, чтобы узнать — согласны они с ней или нет.

В чем «перезагрузка»? Во-первых, в составе совета нет ни одного чиновника, это только предприниматели. Во-вторых, мы не брали бизнесменов только из одной категории, например, только крупный или только мелкий и средний. Кроме того, в общественный совет вошли представители из всех сфер производства. Перед составлением списка членов совета мы спросили у бизнес-сообществ: Кого бы вы хотели видеть? Не врио главы Удмуртии формировал этот совет, а сами предприниматели.

При этом обращу внимание, что структура общественного совета горизонтальная. Никаких руководителей, заместителей и главных не будет. Все равны между собой. Каждый имеет право высказать свою точку зрения о теме обсуждения. Работа будет строиться через личные встречи, электронную почту, телефонные звонки, ответственных за заседания. То есть на повестку дня влияют сами члены совета — они высказывают свои предложения для обсуждения, правительство помогает пригласить ответственных за направление чиновников, проходит заседание всех заинтересованных лиц.

Вы отметили, что в совете нет ни одного чиновника. Однако на первом заседании выступали представители только контрольно-надзорных органов и силовых ведомств. Почему не было дано слово бизнесу?

– На выступление контрольно-надзорных органов можно смотреть по-разному. Чиновники отчитались перед предпринимателями, как они взаимодействуют с бизнесом. Во время встреч бизнес-сообществ Удмуртии с Александров Владимировичем, на каждой из них говорили, что предприниматели не слышат, как с ними работают контрольно-надзорные органы. Коллеги, вот вы и услышали.

Но это нормально, что была пусть и негативная реакция на выступления. Потому что это вопрос диалога, новых форматов общения. В следующее заседание совета пройдет по-другому, перестроим работу, сделаем более живое общение. Спасибо всем неравнодушным за обратную связь, это значит, что они хотят перемен. И с этими людьми мы будем работать в первую очередь. Никто не написал заявление на выход из совета, значит все готовы работать.

Важно, чтобы бизнес воспринимал власть не как начальника, а как партнера и тех, кто оказывает предпринимателям услугу: предоставление земельного участка, налоговой преференции, консультации, бизнес-плана и так далее. Все эти вещи тестируются на протяжении многих месяцев, просто мы об этом не говорим, чтобы не выглядело хвастовством.

Приведите примеры. Ведь СМИ и обычные граждане слышат только заявления, но не видят реальных результатов.

– В формате теста мы работали с несколькими предприятиями. На презентации инвестиционной карты Удмуртии мы планируем рассказать об итогах. Например, будет создан Центр поддержки экспорта. Восемь предприятий получили возможность бесплатно представить свою продукцию на стенде Российского экспортного центра (РЭЦ) на выставке «Иннопром». Мы каждому из этих предприятий сэкономили от 200 до 500 тыс. руб. Завод «Элеконд» получил бесплатную возможность использовать офисы РЭЦ за границей для проведения переговоров.

Мы защищаем интересы внутренних инвесторов. Авиакомпания «Ижавиа» в течение нескольких дней должна подписать соглашение с одним из производителей меда в Удмуртии. Это позволит убрать из линейки продукции «Ижавиа» подмосковного изготовителя, поставить нашего ижевского предпринимателя, который будет обеспечен заказом на 300 тыс. порций в год. А контракт они получили следующим образом. Я приехал на предприятие и посмотрел всю линейку продукции на борту самолета. Из нее 90% — местная, но было четыре позиции, которые замещаются из других регионов: сливки, масло порционное, сгущенка и мед. У нас есть группа в «Телеграм», в которую включены руководители всех предпринимательских сообществ Удмуртии. Я спросил, кто готов сотрудничать с «Ижавиа». Из 15 руководителей на сообщение откликнулись четыре. Но активным был лишь один. Мы провели встречу предпринимателя с представителями авиакомпании, они подпишут соглашения.

Другой предприниматель заявил, что хочет выпускать сливки, но у него нет фасовочного оборудования. Мы организовали встречу с «Ижавиа», где изготовитель подтвердил намерение. Предприниматель будет инвестировать в создание этой линии только под «Ижавиа». Если наш внутренний предприниматель делает более конкурентный по качеству и цене продукт, то, конечно, мы будем стараться дать нашим производителям больше возможностей.

Третий пример – выход на рынки государственных компаний. Директор «Федеральной пассажирской компании» приезжал к нам в Ижевск, на встречу пришло лишь 15 бизнесменов, хотя мы разослали 250 приглашений нашим производственникам. Из них коммерческие предложения смогли сделать семь. Должна быть постоянная работа и совместный диалог. Предприниматель напишет в Facebook — и мы обращаем внимание, со своей стороны бизнесмен должен слышать руководство республики. Дальше мы будем выходить на все госкомпании и открывать рынок нашим предпринимателям.

Четвертая история. Александр Владимирович подписал соглашение с председателем правления ВТБ24 Михаилом Задорновым на предоставление скидки по процентной ставке для получения кредита предпринимателями Удмуртии до 31 декабря 2017 года. 150 млн руб. по этой программе наши предприниматели уже получили. Другие бизнесмены России такого доступа к финансам не имеют. Мы сделали тест, увидели реакцию, будем развивать дальше.

С торговой сетью «Спар» мы проводим еще одно тестовое сотрудничество. В одном из магазинов уже неделю забрендирована вся продукция, изготовленная в республике, наклейками и указателями «Сделано в Удмуртии», чтобы привлечь внимание посетителей. Мы предоставили брендбук, они сами напечатали и установили рекламу. Сейчас идет наблюдение, насколько увеличится спрос благодаря этой акции. Думаю, что мы распространим эту практику на все торговые сети.

Надо сначала понять проблему, попробовать решение, затем применять для всех предприятий.

Если бизнес говорит: да, мы хотим поддержки, то куда дальше идут их предложения?

– Напрямую главе республики. Александр Бречалов будет давать соответствующие поручения в профильные ведомства. Но это уже крайняя мера, надо выходить на то, чтобы в диалоге рабочих групп совета решались вопросы.

Насколько для самого Александра Бречалова важен общественный совет?

– Одна из ключевых задач, поставленных Александром Бречаловым, –  это работа с предпринимательским сообществом, при этом открытая, честная и ответственная с двух сторон. Чтобы, когда мы рассылали 250 приглашений, нам откликались по 200 человек. Тогда эта история будет взаимная.

На первом заседании совета также было объявлено о начале работы Центра медиации. Откуда возникла идея его создания?

– В 90% встреч с предпринимательскими сообществами было объявлено, что бизнесу сложно наладить рабочий диалог с контрольно-надзорными органами, хотя многие вопросы можно решить в досудебном порядке. Центр медиации — это инструмент решения в досудебном порядке споров между предпринимателями и контролирующими органами. Например, на первом заседании рассмотрят проблему текстильного предприятия республики. Ему, как считает руководитель, несправедливо доначислили налоги. Мы приглашаем сопредседателей, налоговую службу, производство, садимся за круглый стол и стараемся в досудебном порядке отрегулировать этот спор. Мы должны услышать мнение всех сторон, это очень простой формат диалога.

Какая роль сопредседателей в этом вопросе? Разве они имеют какие-либо полномочия, чтобы поставить точку в вопросе?

– Вопрос не в полномочиях. Сопредседатели со своим авторитетом, умением вести диалог, знаниями и опытом выступают арбитрами и модераторами встречи. В их полномочиях только наладить диалог, не более того. Сегодня о многих проблемах предпринимателей мы стараемся не говорить, хотя надо. Мы мало говорим о наших успешных бизнесменах, хотя это одна из важных профессий в нашем сообществе, потому что они создают рабочие места, продукты, услуги, платят налоги. Все, что нас окружает, сделали предприниматели. Важно, чтобы о них узнавали, ими должны гордиться.

Мы берем на себя административную часть работы — обработка обращений, приглашение надзорных органов. Если мы видим, что проблема повторяющаяся, то будем влиять на законодательство как республиканское, так и федеральное.

В других регионах есть опыт работы подобного Центра?

– Такие площадки в ряде регионов есть. Мы провели анализ их работы — как часто встречаются, как управляются, для чего нужны сопредседатели, и заметили, что позитивный опыт имеется. Это реально работает. И теперь будет работать в Удмуртии.

Перейдем к фонду «Сообщество», о котором также было объявлено на заседании общественного совета. Появляются вопросы, во-первых, для чего организован этот фонд, во-вторых, почему бизнесмен должен вложить в него средства, в-третьих, какая будет от него польза как республике, так и предпринимателям?

– Бизнесмен ничего не должен. Он выполняет главную свою социальную функцию фактом своего существования. Если предприниматель заинтересован вкладывать в Удмуртии сверх своих задач и интересов, то у него есть несколько вариантов: он может сам помогать и оказывать адресную помощь, организовать собственный благотворительный фонд или найти партнера, который за него эту функцию выполнит. Фонд «Сообщество» — это третий случай, инструмент для тех, кто готов реализовывать свою социальную функцию чуть выше, чем платить налоги и организовывать рабочие места, которые позволят инвестировать свои средства в прозрачную структуру, которая будет отчитываться в социальных сетях и СМИ за каждую потраченную копейку, будет объединять ресурсы нескольких предпринимателей.

Членов общественного совета обяжут вкладывать средства в этот фонд?

–  Нет формата «обяжут». Это просто некоммерческая организация. Врио главы Удмуртии неоднократно говорил, что предпринимателей никто ни к чему принуждать не будет. Если есть желание помогать — есть инструмент. Но обязывать — ни за что и никогда.

Внести средства может любой желающий, как и подать заявку или проект, которому нужна помощь. Фонд уже начал работать и получать множество предложений.

Читайте также:

Обновленный общественный совет по предпринимательству заработал при Главе Удмуртии