Top.Mail.Ru
15 августа 2016 15:31
Политика

Игорь Стыценко: Тенденцией в новом Генплане Ижевска станет реконструкция жилых микрорайонов

Депутат Гордумы города рассказал об особенностях нового генплана.

Анастасия Малышева
Анастасия Малышева

Генплан - это документ, определяющий развитие Ижевска на долгий срок. Документ рассчитан на 25 лет. Основные изменения - территория ижевского ипподрома и набережной города закрыты для застройки до утверждения проектов планировок. Приведены в порядок функциональные зоны.

Новая версия документа представлена на суд самих горожан. Недавно с генпланом смогли ознакомиться и депутаты Гордумы Ижевска. Депутатский слушания вел Глава Ижевска Юрий Тюрин, председатель Гордумы города Олег Гарин и зампред постоянной комиссии Городской думы по вопросам развития территории, градостроительства, землеустройства и экологии Игорь Стыценко. С последним корреспондент портала IZHLIFE поговорил о генеральном плане и особенностях его принятия.

Для чего вносить правки в уже утвержденный не так давно Генплан?

Город - организм живой. Меняется страна, меняется стратегия, меняется план, меняется экономика, меняется инвестиционный климат. Все это требует внесения изменений. Появились тенденции, которые требуют вынесения промышленных производств на окраины, а высвобождаемые пространства в центральных частях города должны стать деловыми, жилыми, рекреационными зонами.

- Что касается нашего генплана, то есть зоны, которые мы планируем развивать

Например, известная всем зона набережной. Сегодня точно никто не может сказать, что будет на этом месте, и как это правильно осваивать данную территорию. Поэтому принято решение не ограничивать территорию рамками генплана, сделать для этой зоны проект планировки которым и установить регламенты для ее использования, понимая какие объекты для чего и для кого будут тут размещаться.

Какие слабые стороны у документа?

Самая слабая сторона любого генплана это наша меняющаяся жизнь. А если серьезно, то слабые стороны, конечно, есть всегда. Рисуя картину крупными мазками, всегда есть мелкие детали, которые упускаешь. Но для этого и существует система градостроительной документации. 

- Есть генплан – картина крупными мазками, правила землепользования и застройки – картина уже более мелкими мазками, проект планировки – оттачиваются детали

Я допускаю, что будут где-то погрешности. Невозможно в городе все в один момент сделать так, чтобы это соответствовало жизни – ситуация меняется каждый день, и это нормально.

Премьер-министр Удмуртии Виктор Савельев говорил о том, что предыдущий генплан был больше ориентирован на застройщиков, а обновленный уже на население. Как это выражается в документе?

Да, такие моменты есть. Например в проекте генерального плана появился «зеленый каркас города». Теперь в графической части генерального плана нанесены объекты социальной инфраструктуры: это детские сады, школы, больницы и так далее. Раньше таких требований не было.

Застройщики, к сожалению, не строят объекты социальной инфраструктуры.

- Строительство школ и детских садов - это, по закону, обязанность органов местного самоуправления

Еще момент - нет механизма выкупа муниципалитетом таких объектов у застройщиков, да и переложить их стоимость социальных объектов на стоимость возводимого жилья рынок не позволяет. Безвозмездно передавать застройщики не в состоянии с учетом экономической ситуации.

Тем не менее, в Ижевске есть примеры микрорайонов, где застройщик возводит школы.

Надо подразделять застройщиков. Для мелких компаний, которые нашли одну площадку и строят там один дом, это тяжело. А для компаний, которые системно подходят, это только плюс. Люди охотнее купят квартиру в микрорайоне, где есть школа, садик и поликлиника. К примеру – микрорайон «Столичный».

Сколько компаний в городе способны вести комплексную застройку?

Я думаю, не больше четырех-пяти.

Фото: снимок экрана

Вернемся к генплану. Какие объекты, на ваш взгляд, должны появиться в городе в первую очередь?

В первую очередь, должна развиваться транспортная инфраструктура. Сейчас уже мы начинаем задыхаться от пробок. У нас проблемы с широтными перемычками - восток-запад. Особенно Металлург, Ленинский район - Первомайский район. Там, конечно, реконструировали улицы Карла Маркса и Чугуевского, немного полегче стало, но это только часть решения проблемы пробок. Транспортная схема это часть генплана и ее реализацией надо заниматься активнее.

Второе - детские дошкольные учреждения до трех лет – ко мне регулярно обращаются жители моего избирательного округа с просьбой оказать содействие в получении путевки в детские дошкольные учреждения для детей до 3 лет. Катастрофически не хватает мест в ясельных группах. Также у нас большая нехватка клубов, кружков, спортивных секций - учреждений дополнительного образования. Очень надеюсь, что совместно с Администрацией города удастся возродить детскую парусную секцию. Я недавно прочитал, что оказывается фитнес-клубы - самый динамично развивающийся сегмент в бизнесе. Главное - они востребованы и частные инвесторы готовы вкладывать средства в такие объекты. Наконец-то люди понимают, что здоровье - это важно.

Как прошли депутатские слушания, на которых обсуждали Генплан?

Были вопросы по отдельным проектным решениям, но вцелом, все депутаты понимают важность и необходимость вносимых изменений и скорейшего принятия документа. Все понимают, что инвестклимат в Ижевске нужно улучшать.

- Стройка – это одна из немногих отраслей в нашей стране, которая создает занятость в смежных отраслях. Одно рабочее место в строительстве создает до 20 рабочих мест в смежных отраслях.

Стройка - своеобразный локомотив в экономике, и от того на сколько активно инвесторы вкладывают средства в строительство зависит экономическая ситуация не только в Ижевске, но и в стране в целом.

Нам надо сказать спасибо Администрации, за то, что она провела эти депутатские слушания. Потому что в условиях нынешнего нашего закона - это жест доброй воли с ее стороны.

Не так давно, примерно 2 года назад, Государственный Совет УР принял закон о перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности. В результате этого практически все основные градостроительные полномочия перешли к Правительству УР. Принятие генплана, правил землепользования, проектов планировок, предоставление разрешений на применение условно-разрешенных видов использования земельных участков, предоставление разрешений на отклонение от предельно допустимых параметров строительства - теперь это все компетенция правительства Удмуртии.

Фото: снимок экрана

На ваш взгляд, каковы последствия такого решения?

Я считаю, что такое решение ухудшило инвестиционный климат в городе. На сегодняшний день принятие решений об освоении новых территорий затягивается. Даже те территории, которые высвободились и могли бы использоваться не могут быть освоены в связи с сложностью и длительностью принятия решений по вопросам градостроительства. 2 года мы принимаем Генплан... На мой взгляд, это очень долго. Нельзя корректировки проводить настолько медленно. Дальше у нас потребуется корректировка соподчиненного генплану документа - правил землепользования и застройки. Этот процесс тоже займет время.

Просто надо над этим задуматься. Тем более, сейчас ситуация такова, что в стране кризис, зарплаты падают, недовольство жителей растет. Происходят градостроительные конфликты, население пытается в них вовлекать депутатов, а городские депутаты лишены возможности повлиять на ситуацию системно – т.е. при принятии соответствующих документов.

- Сама процедура принятия таких документов должна быть публична, недостаточно только проведения публичных слушаний по проекту документа

Институт представительных органов местного самоуправления (Городская Дума) - это институт демократии также обеспечивающий публичность на этапе принятия итогового документа. Депутаты Гордумы, являясь представителями своих избирателей, должны иметь возможность защиты интересов населения при принятии документов в области градостроительства.

И поэтому вы выступили с инициативой создать рабочую группу по корректировке 86 закона, что позволит Гордуме получить большие полномочия по корректировке генплана?

Да. Конечно, резких движений тоже совершать не хочется. У депутатов есть единственный рычаг – мы можем на сессии Гордумы принять обращение к Главе Удмуртии с просьбой решить вопрос о перераспределении полномочий в области градостроительства. Но решить вопрос по существу и принять обращение – это разные вещи.

Цель - все-таки решить вопрос! Для этого я предложил создать депутатскую группу и постараться найти какой-то компромисс с Правительством. Компромисс заключается в том, что неправильно оставлять процесс принятия основных градостроительных документов в столице региона без контроля со стороны республиканских властей. Поэтому, я предложил создать депутатскую группу, которая в первую очередь займется согласованием этих вопросов с Правительством и Главой республики.

Правительство Удмуртии, на ваш взгляд, готово поделиться полномочиями?

Очень хотелось бы на это надеяться. Давайте исходить из ресурсов. Профильным министерством является Министерство строительства архитектуры и жилищной политики УР. Оно исторически занималось градостроительной деятельностью, но укрупненно, в масштабах всей республики. Разрабатывались и принимались схемы территориального планирования, разрабатывались и утверждались программы по развитию инфраструктуры в республике и так далее.

Фото: Анастасия Малышева

На сегодняшний день на Минстрой обрушился гигантский работы. Градостроительные полномочия перераспределены не только в Ижевске, но и по всей республике. Реализация полномочий в области градостроительства по всем муниципальным образованиям в нашей республике это огромный объем работы. Ни одна структура в настоящее время не сможет справиться с таким объемом.

В то же время муниципалитеты, которые всегда этой деятельностью занимались, имеют в своем арсенале и материальное обеспечение, и кадровое обеспечение, и структурное. Все для этого было уже сделано. Грешно это не использовать. Перераспределить эту работу проще.

Но еще раз хочу подчеркнуть, что механизм контроля со стороны республиканской власти должен работать.

Генплан принимается на десятки лет, полномочия депутатов – 5 лет, а бюджет города принимается на год-два. Кто должен придерживаться Генплана? И не получится ли так, что придут новые люди в Администрацию и начнут снова менять этот документ?

Ротация людей, которые занимают должности в органах власти, - это правильно, потому, что таким образом обеспечивается демократия. У нас есть общие тенденции развития, есть прогнозы и планы экономического развития. Мы понимаем, с какой динамикой будет увеличиваться население в год, какие тренды намечены в развитии промышленности. Мы можем определять вектор развития города.

- Генплан это документ стратегического развития города и независимо от кадровых изменений он обязателен к исполнению. Это закон. Отступить от него никто не имеет права

Но, как я уже говорил, жизнь меняется и в какой-то момент назревает необходимость менять стратегию и это не зависит от людей, которые в этот момент находятся во власти.

Известно ли Вам мнение других застройщиков об обновленной версии Генплана?

Застройщики смотрят на документ в разрезе своих планов, каждый пытается отследить, соответствие решений генерального плана своим собственным планам по освоению тех или иных площадок. Генплан– это документ стратегический, соответственно, надо смотреть на него с прицелом на перспективу.

Я думаю, что тенденциями в реализации нового Генплана станет реконструкция жилых микрорайонов, старого жилья. При этом точечная застройка сменится на комплексную - через реконструкцию застроенных территорий; продолжится вынос индивидуального жилья из центра с заменой его на многоквартирное; садоогороды будут выноситься из центральной части города ближе к окраинам; будут осваиваться новые территории в направлении расширения города на восток.

Биография

Стыценко Игорь Сергеевич

Родился 18 января 1976 года.

В 1998 году окончил Удмуртский государственный университет, юрист.

В 2009 году окончил ГОУ ВПО «АНХ при Правительстве РФ». Квалификация юрист, специальность юриспруденция.

Заместитель генерального директора по правовому обеспечению ООО «КОМОС-Строй».

Депутат Городской думы 5 и 6 созывов