Top.Mail.Ru
28 ноября 2013 14:58
Политика

Рейтинг эффективности власти в регионах России: Удмуртия лидирует в образовании и межнациональных отношениях

В сводном рейтинге республика вошла в первую половину списка.

Политика
архив редакции
архив редакции

Масштабный рейтинг эффективности работы исполнительной власти в регионах, охватывающий все основные стороны жизни, впервые опубликовали в России. Его авторы - Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) и лаборатория региональных политических исследований ГУ ВШЭ (Высшая школа экономики).

В чем суть?

Разработчики дают оценку власти по трем основным блокам: политико-управленческому, социальному и финансовоэкономическому. Каждый из них разделен на отдельные направления. Например, в политико-управленческий входит общественная поддержка главы, эффективность работы бюрократического аппарата и т.д.

В социальный - здравоохранение, образование, развитие транспортной инфраструктуры и ЖКХ и т.д. В финансово-экономический - эффективность бюджетной политики, улучшение инвестиционного климата и др.

Отличает этот рейтинг от большинства других еще и использование самых разных методик оценки - от анализа статистических данных до экспертных оценок (всего в исследовании приняли участие 80 экспертов по региональной политике). Источники данных - Росстат, Министерство регионального развития РФ, Министерство финансов РФ, рейтинговые агентства, эксперты и т.д.

Получившийся рейтинг призван стать единым и объективным методом оценки руководителей регионов, прийти на смену обилию рейтингов этого года, данные в которых порой противоречили друг другу и выдавали явно заказные мотивы.

- Методика этого рейтинга - взвешенная и продуманная. Она разработана таким образом, чтобы показать реальную картину, а не соответствовать интересам какой-то определенной персоны или компании, как это бывает с большей частью российских рейтингов, - комментирует «КП»-Ижевск» Александр Балицкий, проректор ИжГТУ, доктор философских наук, вошедший в число экспертов при составлении рейтинга.

Рейтинг

По каждому из блоков публикуем позиции Удмуртии, тройку лидеров и аутсайдеров

Политико-управленческий блок

В политико-управленческом блоке республика заняла 37-е место. Здесь учитывалась общественная поддержка главы региона, эффективность отношений с федеральным центром и работы бюрократического аппарата.

Cубъект РФ Общественная поддержка главы Эффективность консолидации элиты и урегулирования внутриэлитных конфликтов Эффективность работы бюрократи-ческого аппарата Эффективность отношений с федеральным центром Итоговый ранг по политико-управленческому блоку
Чеченская Республика 1 1-2 10-11 2 1
Тюменская область 4 1-2 4-6 5 2
Республика Татарстан (Татарстан) 16 6 4-6 1 3
***
Удмуртская Республика 58-59 23-26 42-44 48-49 37
***
Архангельская область 49-54 74-80 81 76-77 81
Камчатский край 70-71 74-80 82-83 72 82
Ставропольский край 83 74-80 82-83 51-52 83

Социальный блок

В социальном блоке республика оказалась на 20-21-м местах. Здесь во внимание бралось состояние здравоохранения, развития культуры и спорта, образования, межнациональных отношений и развитие транспортной инфраструктуры и ЖКХ.

По направлению «Межнациональные и межконфессиональные отношения» Удмуртия на 4-6-м местах. На равных позициях оказались главы Удмуртской и Чеченской республик Александр Волков и Рамзан Кадыров, а также мэр Москвы Сергей Собянин.

Субъект РФ Здравоохранение Образование Межнациональные и меж-конфессиональные отношения Развитие социально значимой транспортной инфраструктуры и ЖКХ Итоговый ранг по социальному блоку
Самарская область 2-3 3-4 15-22 1 1
Республика Татарстан (Татарстан) 11 1 8-10 2-3 2-3
г. Москва 8 2 4-6 4 2-3
***
Удмуртская Республика 43 10-12 4-6 62-71 20-21
***
Республика Карелия 78-81 80-82 53-57 80-83 81-82
Ставропольский край 77 65-72 80-82 80-83 81-82
Камчатский край 78-81 83 33-48 80-83 83

Финансово-экономический блок

В финансово-экономическом блоке Удмуртия заняла 61-62-е места. Он включает в себя оценку эффективности экономического управления и бюджетной политики, улучшение инвестклимата.

Сравнительно невысокий показатель этой части рейтинга, вероятно, объясняется высокой социальной нагрузкой республиканского бюджета. Руководство Удмуртии всегда предпочитало построить больше школ, детских садов, спорткомплексов и т. д., пусть и ценой увеличения бюджетного дефицита. Возможно, это и ухудшало позиции республики по сравнению с регионами, где строили меньше, зато улучшало условия учебы, например, для сельских школьников. К тому же бюджетный дефицит Удмуртии обычно удавалось закрывать за счет дополнительных доходов.

Субъект РФ Улучшение инвестиционного климата Эффективность бюджетной политики Эффективность экономического управления Итоговый ранг по финансово-экономическому блоку
Республика Татарстан (Татарстан) 1 24-25 12-13 1
г. Москва 3 6-7 2 2
Краснодарский край 4 1 36-37 3
***
Удмуртская Республика 56-58 50-53 62-63 61-62
***
Республика Дагестан 66-70 79 74-77 81-82
Тверская область 62-64 66-70 82 81-82
Республика Северная Осетия - Алания 82 82 81 83

Сводный рейтинг

В итоговом рейтинге Удмуртия заняла 38-е место из 83.

- Это достойное место, «золотая середина», - считает Александр Балицкий. - Что касается положения главы республики, на мой взгляд, это самое оптимальное место для политика - его персона не попадает ни в нижнюю, ни в верхнюю часть рейтинга. Что говорит, во-первых, о том, что оценивают его не по «распиаренной» оболочке, а по реальным делам. А во-вторых, о том, что список дел колоссален и значителен для региона. Далеко не все субъекты могут этим похвастаться.

Субъект РФ Итоговый ранг по политикоуправленческому блоку Итоговый ранг по социальному блоку Итоговый ранг по финансово-экономическому блоку Итоговый ранг
Республика Татарстан (Татарстан) 3 2-3 1 1
г. Москва 4-6 2-3 2 2
Кемеровская область 4-6 7-8 4 3
***
Удмуртская Республика 37 20-21 61-62 38
***
Республика Карелия 74-75 81-82 77-78  81
Камчатский край 82 83 70  82
Ставропольский край 83 81-82 75-76 83

Справка

Кто создавал рейтинг

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК)

Работает в сфере исследований, в том числе политических, рейтинговых и региональных, а также общественных коммуникаций и медиапроектов. Создано в 2004 году Дмитрием Орловым совместно с группой известных специалистов. Генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов -известный российский политолог и политический технолог, консультант в области общественных коммуникаций, член Общественной палаты РФ, член Высшего совета партии «Единая Россия», лауреат премии «Серебряный лучник». www.apecom.ru

Лаборатория региональных политических исследований национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Создана в 2008 г. на базе факультета прикладной политологии ВШЭ.

В задачи лаборатории входит проведение политических исследований, обсуждение итогов с экспертами, мониторинг тенденций развития зарубежной и отечественной политической науки, взаимодействие с российскими и зарубежными политологическими научными центрами. politlab.hse.ru