Top.Mail.Ru
17 октября 2013 12:08
Политика

«Хищники» за Чужого? Что стоит за попытками МВД дискредитировать ситуацию в Удмуртии

Насколько обоснованны «силовые» меры по отношению к власти и бизнесу.

Октябрь стал для Удмуртии месяцем весьма противоречивых новостей. С одной стороны, республика подписала крупнейшее соглашение по строительству моста через Каму (подробнее читайте на сайте Izhlife.ru) и тем самым подтвердила статус инвестиционно привлекательного региона. С другой - практически одновременно в ряде республиканских органов власти прошли обыски, связанные с давно прошедшей приватизацией. И с таким трудом зарабатываемые высокие оценки экономической привлекательности оказались под угрозой снижения. Насколько обоснованны подобные «силовые» меры, и что за ними в действительности стоит - попробуем разобраться.

Ноль в погонах

Большая часть «мероприятий» в органах власти УР оказалась связана с так называемом «делом КОМОСа». В действительности это целый ряд дел, в которых так или иначе фигурируют предприятия и сотрудники группы компаний «КОМОС» либо ее партнеры. Напомним, ситуация вокруг крупнейшего агрохолдинга республики стала развиваться чуть больше года назад, когда он оказался в буквальном смысле слова атакован сотрудниками МВД. С тех пор сложно даже просто пересчитать количество разного рода эпизодов, обысков с «маски-шоу», выемок документов, задержаний сотрудников по любым поводам и прочих атрибутов силового давления (см. подробную хронику событий).

Что характерно - результат всей этой бурной деятельности - нулевой. Часть дел распалась еще на стадии следствия, часть - закрыта судами, некоторые - в процессе рассмотрения, но, как можно предположить, перспективы их достаточно туманны. Особенно показательно в этом плане дело против ООО «Объединенная строительная компания», которая первой попала под удар МВД. Ее директору Сергею Гулину предъявили обвинение в возмещении НДС на 20 млн рублей, хотя законность этого права подтвердил арбитражный суд всех трех инстанций. Гулин - кстати, заслуженный строитель - в процессе следствия прошел через задержание, СИЗО, многочисленные допросы, объявление в федеральный розыск и т. д. В итоге его уголовное преследование прекращено и признано необоснованным. Государство в лице прокурора Октябрьского района Ижевска принесло предпринимателю официальные извинения. А вот от МВД он их так и не дождался. Дело-пустышка заняло около года - но сколько времени понадобится Сергею, чтобы восстановить бизнес и пошатнувшееся здоровье, неизвестно.

«Хищники» за Чужого? Что стоит за попытками МВД дискредитировать ситуацию в Удмуртии

«Хищническая полиция»

Если несколько абстрагироваться от конкретных случаев и посмотреть на страну в целом, то окажется, что ситуация в Удмуртии - далеко не единична. Полицейские злоупотребления приняли такие масштабы, что их влияние на бизнес даже стало предметом научных исследований. Так, специалисты Высшей школы экономики недавно представили исследование «Уголовное преследование бизнеса в российских регионах: роль государственного насилия» (опубликовано на экспертном портала ВШЭ). Почему силовики нередко участвуют в деятельности, которая ухудшает бизнес-климат в регионе? - таким вопросом задались экономисты. Ответом на него стала теория «хищнической полиции». В рамках этой модели предполагается, что поведение полиции характеризуется двумя главными стимулами: стремлением к извлечению ренты (то есть, в соответствии с экономическим словарем, регулярно получаемого дохода от определенной деятельности. - Прим. ред.) и необходимостью демонстрировать работу по охране права и порядка, чтобы получить промоушн и еще большие возможности для получения ренты.

«Предприниматели - это лакомый кусок для силовиков, - пишут исследователи. - Извлечение ренты в таком случае - это не просто получение силовиками небольшой взятки, например, за отсутствие регистрации, как это бывает с обычными гражданами. Размеры поборов гораздо больше. Крупная сумма денег может стать стимулом для отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела против бизнесмена. Иногда бизнесменам приходится делиться бизнесом с полицией после их обещания создать коммерсанту проблемы. Также предпринимателям приходится откупаться от угроз «задушить» проверками его компанию. Но абсолютно гарантированный способ получить взятку - это помещение бизнесмена в СИЗО. В это время бизнес не работает, и компания может просто обанкротиться».

Не будем сейчас «примерять» эту теорию на ситуацию с КОМОСом, хоть руководство холдинга и делало публичные заявления об определенных предложениях, поступивших от людей в погонах. Нас в данном случае интересует чисто политическая подоплека событий. А в том, что она есть, - сомневаться не приходится. Демонстративность, которой сопровождаются все полицейские мероприятия и в бизнес-структурах, и в органах власти, наталкивает на мысль, что результат в виде обвинительного приговора здесь совсем не главная цель. Тем более, по той же приватизации, как сообщают республиканские чиновники, уже проводилось множество проверок, и органы власти всегда готовы предоставить необходимые документы просто по запросу, без всяких оперативных мероприятий.

Но кому-то, вероятно, очень важно дискредитировать руководство республики и навесить на него ярлык «конфликт с силовиками». Это подтверждает волна быстро подготовленных и явно срежиссированных публикаций в Интернете, в которых действия МВД трактуются, естественно, с самой положительной точки зрения, а республика, наоборот, предстает коррупционным регионом. Насколько это соответствует действительности - дело второе. Ведь меньше года осталось до выборов главы Удмуртии. И для тех, кто мечтает посадить на эту должность своего человека, времени остается в обрез.

Кто лучше для бизнеса?

Параллельно в ряде публикаций делаются попытки столкнуть интересы руководства Удмуртии и вновь созданного концерна «Калашников». Но они не имеют под собой никаких оснований - между сторонами сложились хорошие рабочие отношения, что проявилось, к примеру, в совместной работе по подготовке визита Владимира Путина на празднование Дня оружейника. Да и руководитель концерна Константин Бусыгин прямо заявил сайту Izhlife.ru, что в политику в ближайшее время не собирается.

Между тем, развернувшаяся кампания по негативной оценке ситуации в регионе очень серьезно бьет по инвестиционной привлекательности Удмуртии. Деньги любят тишину - поэтому даже ничем не подкрепленные публичные утверждения могут серьезно ухудшить бизнес-климат. Любой предприниматель знает, как малейшая возможность претензий со стороны правоохранительных органов серьезно осложняет, например, получение кредитов. Что уж говорить о целенаправленной и мощной кампании с привлечением всех возможных «силовых» ресурсов.

Кто оценит эти потери и компенсирует их республике? Пока привлечь внимание к ситуации пытается только действующий глава региона. Кстати, в уже упоминавшемся исследовании сделан вывод, что избранные главы регионов защищают бизнес от силовиков намного активнее, чем «назначенные». Просто потому, что сами здесь жили и живут, и намного больше заинтересованы в развитии территории.