Top.Mail.Ru
3 января 2013 11:14
Политика

Страсти по «Ижмашу»

2012 год стал для крупнейшего предприятия республики периодом настоящих потрясений.

архив редакции
архив редакции

В прошлом году «Ижмаш» то и дело оказывался источником скандальных новостей. СМИ пестрели заголовками о краже автоматов с предприятия, банкротстве завода, митинге рабочих и смене руководства. Мы решили вспомнить основные события вокруг предприятия и оценить, к чему они привели.

Январь: Потеряли боевые автоматы

В середине января прошлого года пенсионер из Удмуртии обнаружил 79 боевых автоматов Калашникова, разгружая ящики, которые он купил для растопки печки. За них он заплатил 500 рублей. Позже выяснилось, что ящики предназначались для утилизации на «Ижмаше», однако каким- то образом были вывезены с территории предприятия неразгруженными.

Через три дня после происшествия было возбуждено уголовное дело по факту незаконного вывоза с предприятия оружия. Тогда министр внутренних дел по Удмуртии Александр Первухин называл факт казусом, который стал возможен из-за нарушения всех возможных инструкций при хранении и утилизации автоматов.

Чуть позже Арбитражный суд Удмуртии постановил оштрафовать «Ижмаш» на 40 тыс. рублей за утерю оружия.

Апрель: «Ижмаш» объявлен банкротом

Иск о банкротстве «Ижмаша» подала компания «Ижстанко», которой концерн задолжал 814 тысяч рублей. Процедура внешнего наблюдения была введена на предприятии в августе 2011 года. Решением суда конкурсным управляющим «Ижмаша» был назначен член некоммерческого партнерства «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Артемий Кузнецов.

Тогда генеральный директор «Ижмаша» Максим Кузюк объяснял, что процедура банкротства была запущена на заводе для того, чтобы долги предприятия, накопленные предыдущим директором, не потянули «Ижмаш» на дно.

- В рамках этой процедуры будут сняты аресты со счетов предприятия, а также приостановлены ранее вынесенные судебные решения, что упростит расчеты с партнерами, выплату налогов и зарплаты, - рассказал Максим Кузюк.

Однако Кузюк недолго строил планы на будущее и рассказывал о преимуществах банкротства. Вскоре ему на смену пришел новый руководитель - Александр Косов. Перед ним был поставлен целый ряд масштабных задач - «реорганизация производства и формирование новых технологических цепочек, расширение продуктовой линейки выпускаемой продукции при минимальных затратах, обеспечение высокого качества выпускаемой продукции».

- Александр Косов имеет успешный опыт реализации схожих задач на крупных промышленных предприятиях, отличается профессионализмом, целеустремленностью и готовностью работать на результат. Поэтому есть уверенность, что с поставленными задачами новый директор по производству обязательно справится, - так прокомментировал назначение Косова его предшественник Кузюк.

Сентябрь: Митинг рабочих и конкурс на пост гендиректора

Однако прозвучавшая в качестве одной из целей «минимизация затрат», по-видимому была понята новым руководством завода слишком буквально.

В середине сентября более 200 заводчан вышли на стихийный митинг из-за низкой зарплаты. За месяц работы они получили около 5 тысяч рублей.

На заводе объяснили, что с недавнего времени действует новая система оплаты труда и теперь размер зарплаты зависит от результатов. В сентябре рабочие этого участка 103-го цеха выполнили плановое задание лишь на 40%, потому и получили зарплату меньше обычного.

Эта ситуация вызвала серьезную обеспокоенность республиканских властей.

- Управляющая «Ижмашем» команда абсолютно непрофессиональна, - заявил вице-премьер Правительства Удмуртии Ильдар Бикбулатов. - Диву даешься, когда люди не знают элементарных вещей. Большая часть руководства заводом далека от оружейной тематики. А с таким подходом наладить работу на предприятии не получится. Нужно менять генерального директора.

Конкурс на эту вакансию действительно был объявлен. Его итоги планировалось подвести в ноябре. В СМИ были даже опубликованы имена претендентов на эту должность. В него входили: и. о. гендиректора ОАО «НПО «Ижмаш» Александр Косов, гендиректор ЗАО «Ижметмаш» Александр Капустин, бывший топ-менеджер «Ижмаша» Андрей Гоголев, заместитель гендиректора ООО «Комос Групп» Кирилл Чечин.

Если не брать в расчет самовыдвиженца Александра Капустина, то интрига вокруг назначения «ижмашевского» директора была довольно проста. Республика поддерживала двух кандидатов: Чечина и Гоголева. Первый - топ-менеджер крупнейшей республиканской бизнес-структуры, второй занимал высокие посты на заводе еще при Владимире Гродецком. Оба - люди знакомые и понятные республиканскому руководству. Являлся ли каждый из них самостоятельным кандидатом или кто-то создавал видимость альтернативы - не суть важно. Александр Косов, напротив, лоббировался «Ростехнологиями». Отношения с руководством региона у него, мягко говоря, не сложились.

- С чего на «Ижмаше» должен быть варяг? - заявил глава республики Александр Волков в эфире радио «Моя Удмуртия». - Разве «Ижмаш» за столько лет не вырастил своих? Вырастил. Это непонятная мода на молодых людей, которые способны завтра уехать на любой завод, а до этого, ни дня не работая в промышленности, изображать из себя директора. Сколько от них вреда. Прислали нового человека, он привез с собой два десятка, если не больше, новых людей. Зарплаты себе положили, а люди выходят на улицы с 5-7 тысячами. Кто выиграл - завод, государство? Выиграла только горстка людей, для которых это проект очередной.

Михаил Калашников дал согласие на использование своего имени для концерна, объединенного из «Ижмаша» и «Ижмеха».

Декабрь: Константин Бусыгин назначен новым гендиректором

Но объявленный конкурс закончился ничем - в ситуацию вокруг «Ижмаша» вмешалась третья сила - и очень влиятельная. Набирающий вес российский вице-премьер по оборонке Дмитрий Рогозин сначала сообщил о проекте объединения двух оружейных гигантов - «Ижмаша» и «Ижмеха» - под общим брендом «Калашников», а затем - о согласии самого легендарного конструктора на использовании его имени в этих целях.

Само собой, и право сообщить о назначении нового «ижмашевского» директора Рогозин тоже оставил за собой. Произошло это уже в самом конце года - и, как сейчас модно - через Твиттер. Причем Рогозин не просто сообщил о назначении Константина Бусыгина новым руководителем предприятия. По его словам, с этого кадрового решения началась работа по реализации проекта концерна «Калашников». «Опытный, сильный руководитель» - написал Рогозин в своем микроблоге про Бусыгина.

К сожалению, формат твита не позволяет публиковать более развернутые сообщения. Поэтому соображения, по которым Рогозин дал такую лестную характеристику новому главе «Ижмаша» (а в перспективе, возможно, и концерна) остались нераскрытыми. Официально же опубликованная биография Константина Бусыгина дает слишком мало сведений для подобного вывода.

«Родился в 1965 г. в г. Ташкент. В 1999 г. закончил МГИМО по специальности юрист-международник. С 1996 по 2002 годы занимал пост заместителя председателя правления Федерального инвестиционного банка. С 2004 года работает в органах власти Москвы на руководящих должностях. В 2011 году возглавил управу района Солнцево».

Официальная биография умалчивает, что незадолго до назначения Бусыгин ушел с поста главы солнцевской управы. А по сообщениям некоторых СМИ (например, Gazeta.ru) и вовсе был уволен Сергеем Собяниным. Как бы то ни было, опыта работы в оборонной отрасли у него нет. И каким он будет - время покажет.