Top.Mail.Ru
9 декабря 2010 08:48
Знай наших!

Лучший директор России Ахтам Чугалаев: «В нашей школе должно быть комфортно учиться, работать и творить»

Более 600 претендентов на звание лучшего директора России, а побеждает ижевчанин Ахтам Чугалаев, директор школы № 97. Событие для города значимое.

Ахтам Чугалаев, директор школы № 97
Ахтам Чугалаев, директор школы № 97

Более 600 претендентов на звание лучшего директора России, а побеждает ижевчанин Ахтам Чугалаев, директор школы № 97. Событие для города значимое. Журналисты обрывают телефоны, а Ахтам Хабибзянович, кажется, сам не рад обрушившейся популярности. Общаться с журналистами ему не то чтобы неохота, скорее, некогда: столько всего предстоит сделать, и каждая минута на вес золота.

Наше с ним общение происходит в уютной приемной. Идти в свой кабинет он отказывается, говорит, что его рабочее место здесь. Обычный стул, заваленный бумагами стол – сложно представить, что любой другой директор согласился бы на такие условия. Коллеги, когда мы начинаем разговор, продолжают активно что-то обсуждать. Ахтам Хабибзянович полушепотом делает замечание. А параллельно отвечает на звонки, общается по срочным делам. Школа № 97 – вся его жизнь, и он не станет тратить драгоценное время на разговоры, тем более, по случаю его победы.

В приемной огромный букет из шаров с надписью «Лучшему от коллектива». Не директору, он такой же учитель, как все остальные, просто действительно лучший. Не московская комиссия его таким считает, а ученики и учителя.

 

 

О выборе профессии

Не думал, что стану учителем. В педагогическом институте оказался случайно. На младших курсах решил попрактиковаться. Кода шел на свой первый урок, решил: если общения с учениками не получится, учебу брошу. Еще свежи были в памяти те педагоги, на чьих уроках мы стояли на ушах. Оказаться в похожей ситуации не хотелось. К счастью, мне повезло: ученики слушали меня с большим вниманием и вольностей себе не позволяли.

 

 

О строительстве школы

В тяжелые 90-е годы я решил уйти из сферы образования. Но начальник Первомайского отдела образования Людмила Леонидовна Зорилэ мне не дала этого сделать. Узнав о моем решении, предлагала то одну должность, то другую, а я все отказывался. Уже в разговоре по душам она неожиданно спросила меня о моей мечте. Я ей честно признался, что хотел бы создать свою команду, работать вместе, самостоятельно принимая решения. А Людмила Леонидовна в ответ: «В микрорайоне Ю-2 начинается строительство школы. Идите принимать ее!».

 

 

О должности директора

Директором я стал рано - в 33 года, но в новом качестве чувствовал себя комфортно. У меня было время подумать и освоиться: начинал я директором стройки. Школа строилась на моих глазах, я мог корректировать работу и вносить предложения. Через полтора года, когда строительство завершилось, я начал принимать на работу педагогов, создавать команду. Получилось, не я пришел в коллектив, а коллектив ко мне.

 

 

О принципах работы

Принцип моей работы простой: в этом здании должно быть комфортно учиться, работать, творить и общаться. А для этого нужны современные условия. И мы стремимся к этому. У нас нет цели стать первыми, мы работаем так, как идет наше собственное развитие. Да, интерактивные доски появились у нас достаточно давно, и с каждым годом их все больше (на сегодня около 40. – Прим. ред.), но я не могу сказать, что в городе у нас у первых они появились. Благо время позволяет ориентироваться в новшествах и применять их в обучении детей.

 

 

О коллегах

В нашей школе больше 100 педагогов. Конечно, не все из них принимают новшества. Те, кто не хочет адаптироваться, уходят. А на их место приходят те, кто понимает, что нововведения сводятся к одному: сделать рабочий процесс творческим, освободив его от рутинной части. Когда взамен обычному вводился электронный журнал, были недовольные. Зато сейчас и вспоминать не хотят, что когда-то было иначе (заметим, компьютер есть в каждом классе. – Прим. ред.). И возраст здесь ни при чем, это состояние души. И тому сколько угодно примеров. Например, наш педагог Любовь Ивановна Супей, разменявшая седьмой десяток, новые технологии осваивает без проблем.

 

 

О сериале «Школа»

Сериал «Школа – это не типичная для российской школы ситуация. Собрали воедино негатив, рассыпанный по всему миру. В каждой школе он есть, но по чуть-чуть, а не в таком виде, как показано в сериале.

 

 

О ценностях

К сожалению, семья перестала быть единственным источником формирования ценностей. Интернет, СМИ, телевидение отодвинули ее на второй план. Современные дети выросли в информативном обществе, и мы вынуждены с этим считаться, если хотим держать руку на пульсе.

Да, время другое, да, мы все разные, но нас связывают общие ценности. На директорских часах я рассказываю обо всем - начиная с гигиенических аспектов и заканчивая этическими нормами. Детям нужно об этом говорить. И за своих учеников я спокоен: из школы они выходят людьми, а не пустышками.

 

 

 

Тем временем

«Новый законопроект «Об образовании» требует серьезной работы!»

Ничего хорошего в новом законопроекте «Об образовании» пока не увидел. Единственный плюс - будет один закон, а не множество разрозненных. Закон еще сырой и требует глубокой и широкой проработки. Образование - система болезненная, и не нужно пичкать ее реформами. А пока так и получается: пришел один министр - идем в одном направлении, сменился – и курс другой. Жертвы неоправданные.

 

* * *

Кто бы мог подумать, что Ахтам Хабибзянович, всегда умеющий внушить коллегам уверенность в себе и настроить их на победу, долго не решался принять участие в конкурсе «Директор школы России – 2010». Он сомневался в собственных силах, но только не его коллеги. Заявку он подал только в последний день.

 

 

Справка «Центра»

Ахтам Чугалаев, директор школы № 97.

- 48 лет.

- Родом из Ташкента, больше 30 лет назад переехал в Удмуртию.

- Окончил физико-математический факультет Глазовского пединститута. Работал учителем математики.

- Женат, есть сын.

 

Говорят ученики и педагоги

«Попасть к директору «на ковер» - удача!»

 

- Наш директор – очень хороший и добрый человек. Если случаются конфликты, готов выслушать и помочь разобраться в том, что произошло. Несмотря на то, что он учитель математики, он рассказывает нам, как нужно себя вести и даже одеваться. Как учитель он строгий, но в меру, если что-то требует с нас, то справедливо.

 

Ксения и Настя, ученицы 7 «д»

 

 

 

- Я не был примерным учеником, поэтому не раз бывал «на ковре» у директора. Никакого страха, напротив, я понимал, что оказался здесь справедливо. Благодаря директору я осознавал свой поступок. А вообще школа мне многое дала: и друзей, и уверенность в себе.

Богдан, окончил школу два года назад

 

- Как учитель Ахтам Хабибзянович вызывает уважение. Он дает знания, сравнимые с вузовскими. Как директор он создает все условия для нашего развития. Благодаря ученическому самоуправлению мы можем попробовать себя и в роли министров, и в роли президента, и оценить степень возложенной на нас ответственности.

Тимур, Женя, Анатолий, 11 «а»

- В школу № 97 я пришла пять лет назад и ни разу с тех пор не пожалела. Напротив, рада, что оказалось в этом коллективе. Ахтам Хабибзянович – своего рода двигатель в нашей школе. Новые идеи, продвинутые технологи – его заслуга. Регулярно к нам приезжают специалисты из московской академии и проводят учебу по повышению квалификации – учителям даже ездить никуда не надо! Конечно, не все так гладко. Случаются конфликты, как в любом коллективе. Но Ахтам Хабибзянович всегда знает, как найти выход из сложившейся ситуации.

Юлия Александровна Селиверстова, учитель технологии