Top.Mail.Ru
7 марта 2013 13:03
Знай наших!

Владелец ижевской автошколы «Главная дорога»: «Инструктор должен думать по-женски»

Как закаляет потеря 100 000 рублей, почему директор автошколы должен уметь штукатурить и как женщину нужно учить управлять автомобилем?

Наталья Волкова к 32 годам поучилась на врача, получила образование психолога, поработала таксистом, инструктором. А полтора года назад открыла собственную автошколу
Наталья Волкова к 32 годам поучилась на врача, получила образование психолога, поработала таксистом, инструктором. А полтора года назад открыла собственную автошколу

Кто хозяин в автошколе «Главная дорога», становится понятно уже на входе. Светло-зеленые стены, цветы и белое кожаное кресло разбавляют унылость школьных парт и плакатов с картинками из Правил дорожного движения на стенах. Директор и владелец автошколы Наталья Волкова – блондинка 32 лет. Любит платья, красивые прически, дорогие машины и свое дело, которым занимается уже полтора года. За это время заработала на машину «за миллион» и землю под строительство дома.

Таксист с медицинским образованием

- В первый раз за руль папиной «Нивы» я села в 12 лет. Мне очень понравилось ощущение, что я такая маленькая, но меня слушается такая большая машина. Как только исполнилось 18, пошла сдавать на права. Вождение в городе сдала с первого раза, а автодром - только с четвертого. Мой «блондинистый» мозг никак не мог понять, как управлять машиной задним ходом.

- Родители хотели, чтобы я получила медицинское образование, поэтому поступила в медакадемию. Проучилась 2 года, но поняла: плохим врачом быть нельзя. Бросила. В итоге закончила психолого-педагогический институт УдГУ. На старших курсах начала подрабатывать в такси. Мне надо было платить по кредиту за первую самостоятельно купленную машину - «четверку», таксовала до ночи. Коллеги не подшучивали, мол, блондинка за рулем. А клиенты даже более уважительно относились. Пьяные пассажиры перед мужчиной будут выпендриваться, а с девушкой ведут себя вежливо. В такси проработала 2 года.

В каждом начальнике есть изъян, поэтому начальником хочется стать самому

- Знакомый предложил поработать инструктором в автошколе. Я бы не сказала, что ко мне только одни девочки на занятия записывались. И молодые люди, и женщины, и мужчины. Некоторые спрашивали, есть ли у вас инструктор-женщина. Женщина не ругается, не матерится, не курит, спокойно объясняет. Всякое, конечно, бывало, и в аварии с учениками попадали. За зиму два бампера поменять - для инструктора это нормально.

- Я против дружеских отношений с учениками. Должна быть дистанция. На приятеля можно «забить». Когда человек воспринимает тебя, как наставника, обучение эффективнее. А для нас, как для автошколы, это главное.

- Проработала 4 года инструктором и захотела открыть свою автошколу. В каждом начальнике есть изъян. В своем бизнесе привлекало то, что могу работать, когда хочу и сколько нужно. И могу его построить под свои требования. Зная плюсы и минусы существующих автошкол, было проще. У многих ведь потребительское отношение к ученикам. Хотят побольше бабла срубить. Нет индивидуального подхода.

Как пожарные научили стойкости

- Со стартовым капиталом помогли в Центре занятости - там выделили по 60 тысяч рублей на меня и еще троих наемных работников. Плюс собственные сбережения - 300 тысяч рублей. Знакомые директора автошкол помогали советами, хотя и понимали: буду их конкурентом.

- Первое помещение для учебного класса арендовала. Свободных денег было не много, поэтому ремонт делали родные, друзья, сама штукатурила. Приходилось вникать в технические, экономические тонкости - спасибо Интернету. Но помещение не приняли пожарные. Серьезнейшие нарушения нашли: допустим, расстояние между ступеньками должно быть 19,5 см, а у нас аж 21. Или дверной проем у нас 89 см, а должно быть 90. На ремонте потеряли 100 тысяч. Сколько требовалось на доделку под требования пожарных, даже считать не стали, проще было найти готовый класс. А это помещение просто кому-то подарили.

- Открытие автошколы затянулось на полгода. Получала лицензию, согласовывала все с санэпидстанцией, пожарными. У них большие сроки рассмотрения документов, а все эти 6 месяцев мне нужно было платить за аренду учебного класса. Деньги уходили в никуда. Обидно было, конечно, но я немного сумасшедший оптимист. Трудности меня закаляют. Подумала, уже столько сделано, сотрудники найдены, неужели остановлюсь, подведу их?

Принимать людей помогло психологическое образование

- Работать начали мои друзья-инструкторы, которые поверили в меня, ушли из раскрученных автошкол. Некоторых взяла без опыта. Подбирала их под себя - здесь пригодилось психологическое образование. Темперамент можно узнать за первые три минуты разговора. Холерик явно не подойдет - он будет срываться на учеников. Не принимала тех, кто будет трогать учениц за коленки или может в запой уйти.

- Все молодые инструкторы - идеалисты. Они стараются, вкладывают в своего ученика силы, терпение, и когда нет отдачи, это страшно раздражает.

- Знаю по своему опыту, что женщинам сложнее в вождении дается, поэтому инструкторов учу думать, как женщина. Если она сдает задним ходом, объясните, что руль надо в ту же сторону крутить, куда и поворачивает. Требую, чтобы преподаватель теории не по бумажке читал правила, а объяснял просто, доступно и с примерами. Чтобы учили не для экзамена, а в целом поведению на дороге.

- Сделать «автошколу для девочек» даже не думала… они капризные очень.

Ученики приходят по рекомендациям

- Сначала дела шли туго. У меня было два инструктора. Один из них - мой муж. Мы знакомы еще со времен работы в такси, потом вместе работали инструкторами. Конечно, у него выбора не было уйти из прежней автошколы и поддержать меня. То, что я начальником его стала - так это на работе только. Директора я «выключаю» в 18:00, когда заканчивается рабочий день. У нас принцип – дома работу не обсуждаем.

- Для привлечения клиентов мы хаотично размещали рекламу в СМИ и в Интернете. Пытались зацепить низкой ценой - 11 800 рублей за весь курс обучения (в среднем по городу 15 тысяч рублей). По-другому никак - конкуренция в Ижевске очень большая. Пошли первые ученики. Хоть и деньги были, я с переживаниями ждала день выдачи зарплаты. В прибыль начали работать спустя полгода после открытия. Сейчас в штате 7 инструкторов, 2 преподавателя теории, преподаватель по автотренажеру, моя помощница и я - 12 человек. За год подняла зарплату инструкторам со 150 до 180 рублей за занятие.

Сейчас поняли - ученики приходят по рекомендациям своих знакомых. Поэтому стараемся держать марку - индивидуально подходить к обучению, лично разъяснять непонятные моменты, стараемся избавить клиентов от беготни с фотографиями и медосмотрами, берем на себя. Фотографии они могут сделать у нас и пройти осмотр у врачей тоже - приглашаем специалистов в офис.

Мужчинами не надо управлять

- Не отношусь к начальникам-самодурам. Не стараюсь управлять коллективом, проводить ежедневные совещания, вводить какие-то нормы. Считаю, что все люди взрослые, ответственные, выполняют свою работу. Иногда инструкторам попадает за то, что ученики не сдают экзамены. Но это рабочие моменты.

Автошкола сейчас как магазин во дворе, все идут туда, где ближе

- Поступление денег за полтора года - 2 миллиона рублей. В месяц прибыль - порядка 200 тысяч рублей. Деньги постоянно уходят на зарплату сотрудников, на аренду класса и автодрома, на рекламу. На развитие остается немного, за полтора года отложили 100 тысяч рублей. На эти деньги будем развиваться дальше.

- Сейчас автошколы - как супермаркеты шаговой доступности. Большинство людей идет учиться туда, где им ближе. Поэтому стремлюсь открыть филиалы и в других районах города. Мы работаем в Ленинском районе, открываемся в Соцгороде, планируем на Ворошилова, и хочу попробовать выйти на республику. В Ижевске цены в 1,5 раза ниже, чем в округе. В Якшур-Бодье, в Малой Пурге обучение в автошколе стоит больше 20 тысяч рублей. В Ижевске в среднем 15 тысяч рублей. И цены в городе все ниже и ниже, это не нормально. Мечта - открыть глобальную сеть автошкол типа «Магнита» в продуктах.

Люблю готовить - хочу кормить людей

- Люблю свою работу. Нравится, что я никому ничем не обязана. Я знаю, что я должна сделать, сделаю это в любое время, когда я захочу - утром, вечером, в выходные, без разницы. Это именно мое дело. Сейчас хочется еще какого-то бизнеса. Я люблю готовить, хочу кормить людей.

Прямая речь

- Автошкола - это не средняя школа, от нас зависит жизнь. Если школу вы закончили двоечником - это ваше личное дело. А тут мы вас за три месяца должны обучить и выпустить на дорогу. Вы будете отвечать не только за свою жизнь, но и жизнь других людей.

Досье

Наталья Волкова, 32 года

Стаж вождения
14 лет 

Первая машина
ВАЗ-2107 была подарена родителями.
Первая купленная на свои деньги – «Лада 2114». Чтобы выплачивать кредит за нее, будучи студенткой подрабатывала в такси.
Сейчас ездит на «форде мондео». Цена - около 1 000 000 рублей. Двигатель - 2,6, 160 лошадиных сил, кожаный салон. «Машина быстрая, но посадка низкая. В планах - внедорожник».

Любимый гаджет
Samsung Galaxy Note. Цена - порядка 25 тысяч рублей.
«Универсальная техника для работы - и по телефону удобно общаться, и почту проверить. Специально не покупаю домой компьютер, потому что буду много времени проводить за ним».

Любимая книга
«Все произведения Мопассана. Очень люблю классику».
Любимый фильм
«Армагеддон». Нравятся боевики с Джейсоном Стэтхемом, видимо, потому что он похож на Брюса Уиллиса в молодости.
Хобби
«Нравится готовить. Все друзья говорят, что у меня отличные шашлыки получаются. Могу и торт испечь».
Сколько денег в портмоне?
«Редко ношу с собой наличку. Я транжира, а карта меня как-то в рамках держит, дисциплинирует. На карте - около 30 тысяч рублей».
Статус на страничке в социальной сети - афоризм от Фаины Раневской:
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение».
Что подарила мужу на 23 февраля?
Ремонт автомобиля.
Что ждет в подарок на 8 Марта?
Люблю сюрпризы и украшения из золота.