Top.Mail.Ru
19 января 2012 15:09
Знай наших!

Ольга Чиркова, мама ижевских журналистов: \"Журналист может не выполнить работу только тогда, когда он умер\"

Непросто писать о человеке, которого давно и хорошо знаешь. Вдвойне сложнее, если этот человек - твой любимый преподаватель, научивший азам профессии. Ольга Чиркова стала «мамой» для многих журналистов, которые работают сейчас по всей России. <фото>

К. Ившин. Ольга Чиркова
К. Ившин. Ольга Чиркова

Непросто писать о человеке, которого давно и хорошо знаешь. Вдвойне сложнее, если этот человек - твой любимый преподаватель, научивший азам профессии. Ольга Чиркова стала «мамой» для многих журналистов, которые работают сейчас по всей России.

«Здравствуйте, меня зовут Ольга Николаевна…»

Мы сидим с Ольгой Николаевной на кухне, пьем чай, и она делится последними новостями.

- Только что звонила Терешковой. Она обещала прислать участникам фестиваля «Подсолнух» приветственную телеграмму. А еще сегодня разговаривала с Быстрицкой. Представляешь, столько добрых слов услышала! А я уж и не помню, что чем-то ей помогла…

Человек, не знающий Ольгу Чиркову, подумает: «Зачем же так хвалиться знакомством с известными людьми?». Поверьте, это не хвастовство. Для нее это обычное дело, потому что известных людей она приглашает для своих учеников. Поэтому когда в разговоре между делом проскальзывает знакомая всей стране или, как минимум, Удмуртии фамилия, я не удивляюсь.

- Где же вы знакомитесь со всеми этими знаменитостями?

- Терешкова и Быстрицкая - это все Ксюнька (Ксения Рубцова, продюсер «Бурановских бабушек», директор «Дома Людмилы Зыкиной», студентка Ольги Чирковой. - Прим. авт.). Перед фестивалем «Подсолнух», который в 2011 году посвящался космосу, я позвонила и спросила, нет ли у нее знакомого космонавта. А она дала мне контакты ни больше ни меньше, самих Валентины Терешковой и Георгия Гречко! Вот и думаю, если я захочу пригласить в Ижевск политика, она мне что, телефон Путина или Медведева даст? - смеется моя собеседница. - А вообще-то, как правило, я завожу знакомства в социальных сетях или по телефону. Просто говорю: «Здравствуйте, меня зовут Ольга Николаевна. Я мама «Журавейника»…» И приглашаю на наш проект «Ребята с нашего двора», где известные люди рассказывают о своем детстве, о том, как стали успешными. Или, если это знаменитый журналист, предлагаю приехать в Ижевск и провести мастер-класс. Телеведущие Андрей Максимов, Аркадий Шароградский, Настя Чернобровина, спортивный комментатор Дмитрий Губерниев, корреспондент «Вестей» Алексей Самолетов не отказали.

«Дмитрий Губерниев – человек с открытой доброй душой. К примеру, свой гонорар за мастер-класс в Ижевске он отдал девочке-колясочнице из Камбарки».

- Когда в «Журавейник» приходят ВИП-персоны, дети понимают, с кем они имеют дело?

- Для школьников это обычные люди. К примеру, как-то в гости к нам приходил наш большой помощник Валерий Бузилов (депутат Госсовета Удмуртии. - Прим. авт.) и очень честно рассказывал о своем детстве. Например, о том, как пробовал курить и как его за это наказывали. Говорил об учителях и о вере в Бога. Потом дети написали, что они о нем думают: «у него крутющая тачка, а сам он без понтов», «несмотря на то, что он депутат, помогает людям»… Вроде бы смешно, но все очень искренне, по-доброму.


Первое в своей жизни интервью сын Ольги Чирковой взял у Георгия Гречко. Прославленный космонавт подарил ему на память о себе глобус.

«Журналист может не выполнить работу только тогда, когда он умер»

- Когда вы создавали «Журавейник», какую цель преследовали? Понятно, что все дети в журналисты не пойдут…

- Миссия «Журавейника» - погрузить ребенка в интересное дело, показать ему, что мир велик, открыт и светел, если ты к нему относишься по-доброму. Мне важно, чтобы дети «Журавейника» научились азам профессии журналиста. Если я вижу, что ребенок начинает писать и даже становится лауреатом премии Президента России, а у нас таких уже двое, понимаю, что все делаю правильно. Воспитанники «Журавейника» великолепно берут интервью и пишут заметки на своем ребячьем языке. Причем делают это гораздо интереснее студентов журфака. На наш сайт я выставляю их заметки практически без правки.

- Вы считаете, что научить писать можно?

- Конечно! Современная журналистика всего лишь ремесло. Сегодня одно из главных требований к выпускнику журфака - универсальность. Для этого нужно уметь владеть технологиями, знать маркетинг. Талант - не главное. Мировоззрение автора и его позиция требовались в советское время, когда сама журналистика была более глубокой. Алексей Самолетов очень верно подметил, что современная журналистика похожа на пазлы. Нужно просто научиться их правильно складывать. Ответить на шесть главных вопросов: кто? что? когда? где? почему? как? Написать интригующий зачин, ударную концовку и разбавить текст кучей фотографий. Сегодня СМИ лишь информируют, а не воспитывают, не обучают. Другое дело - гражданская журналистика, близкая по своей нравственности советской. Я не говорю, что у нас совсем не осталось хороших журналистов. Они есть, но их мало.

С воспитанниками «Журавейника».

- Многие журналисты работают, не имея профессионального образования. На ваш взгляд, журналистское образование необходимо?

- Обязательно. Хотя бы потому, что вуз, обучающий студентов журфака, - это площадка для формирования мировоззрения, это опыт, это среда роста. Педагоги журфака подталкивают, подсказывают, многие находят в вузе своего Мастера.

- А где учиться, имеет значение? Многие представители местных СМИ журфак УдГУ всерьез не воспринимают. Хотя я, выпускница этого факультета, считаю, что все зависит от самого студента, от его отношения к учебе.

- При мне про наш журфак плохо никто не говорит, а скажут, я отвечу. Но если и ругают журфак, то в большей степени из-за плохой энергетической ауры. Если раз и навсегда справиться со всеми склоками и дрязгами, все будет хорошо.

- Но вы-то учились в Екатеринбурге, тогда еще Свердловске, на престижном факультете журналистики. Что такого есть там, чего нет у нас?

- Нельзя сравнивать журфак Уральского университета 80-х годов прошлого века с нынешним журфаком УдГУ. Последний я люблю гораздо больше. Факультет, на котором училась я, был абсолютно безжалостен к студентам. Никого не интересовало, почему ты не сдал физкультуру. Тебя просто отчисляли, и все. Выгоняли за плагиат (такое редко, но случалось), причем без права восстановления в профессии. А сегодня заимствование чужих мыслей, текстов - обычная практика. Словом, все было очень жестко. Но я прошла эту школу.

- Может быть, стоит вернуть эти правила?

- Нет, сейчас другое время, другие технологии. Хотя сама я строгий преподаватель. Соплей терпеть не могу. И ты прекрасно знаешь мое правило: журналист может не выполнить работу только тогда, когда он умер.

«К Алексею Самолетову я обращаюсь Мастер и никак иначе. Помню еще его репортажи в «Вестях» из Чечни, за что у него немало боевых наград. Как-то он мне говорит: «На работе в курилке с Шароградским тебя вспоминали», было очень приятно».

«Качественная журналистика еще вернется»

- Ольга Николаевна, а что читает, какие передачи смотрит ваш сын?

- Кирилл смотрит телеканал «Карусель». Не смотрит «Симпсонов» и канал «2х2». Хотя я ему ничего не запрещаю, я его просто направляю в нужное русло. Спрашиваю: «Чему ты научился, когда смотрел «Симпсонов?», слышу в ответ: «Ничему». «А когда смотрел «Карусель»?». «Научился делать вулканы и паука», - отвечает он и начинает понимать, что это намного интереснее. А недавно Кирилл заявил о том, что не хочет смотреть новости, потому что там все время говорят про пожары и убийства. И он прав. Если раньше о криминале в газетах, на ТВ рассказывали коротко, без шокирующих подробностей, то сейчас показывают ужасные фото и видео. В погоне за рейтингом журналисты не думают о том, что СМИ сегодня доступны всем. На мой взгляд, каждое СМИ должно принять свой этический кодекс, за рамки которого нельзя преступать. Так, к примеру, работают американские издания.

- Если говорить о современной журналистике Ижевска в целом, как вы ее оцениваете?

- Все новости Удмуртии я узнаю в Интернете, газеты практически не покупаю. Они стали безликими. Если раньше ижевчане брали «Комсомолец Удмуртии», чтобы почитать материалы Сергея Гулина, Льва Роднова, Нели Хайретдиновой, Сергея Жилина, то сегодня читатели авторов не знают, многие покупают газеты ради телепрограммы. О какой журналистике вообще может идти речь, когда корреспонденты не владеют русским языком, когда используют в своих материалах такие слова, как «очковать»! Журналисты должны нести в массы красивую грамотную речь, а не жаргон, не язык подворотни. Кроме того, сейчас корреспонденты служат рейтингам, учредителям, кому угодно, но только не читателям. Тогда как раньше журналисты были санитарами общества, помогали людям. И это была действительно красивая профессия.

- Неужели все так плохо, и «золотой век» журналистики Удмуртии уже прошел?

- Думаю, качественная журналистика, в том числе и в Удмуртию, вернется. Предпосылки к этому есть. Сейчас становится востребованным не просто богатый, а качественный стиль жизни. А это и хорошее воспитание, образование, и глубокая литература, и СМИ.

«Настя Чернобровина поражает меня своей непосредственностью. Как-то она делала программу для «Моей планеты» и вместе с другими журналистами брала интервью у Владимира Путина. На улице было холодно, все корреспонденты стояли с серьезными лицами, и только Настя прыгала на месте, чтобы не замерзнуть. Разумеется, именно ей потом Путин дал эксклюзивное интервью».

БЛИЦ

- Самый ценный совет, который вы получили в жизни.

- Этот совет дала мне прабабушка, когда я была еще совсем маленькой. Она сказала: «Никогда никого не бойся. Все писают и какают одинаково».

- Что порадовало вас за последнее время?

- Порадовал Кириллка. На фестивале «Подсолнух» он взял первое в своей жизни интервью у Георгия Михайловича Гречко.

- А что расстроило?

- Была на приеме в Правительстве Удмуртии. Здание не оборудовано пандусами и перилами, кнопка для инвалидов не работает. То же самое в Госсовете и в Резиденции Президента.

- Чего вам не хватает для полного счастья?

- Квартиры на первом этаже.

ДОСЬЕ

Ольга Чиркова

Родилась 7 декабря 1968 года в Ижевске.

В 1986 году окончила школу № 63 Ижевска.

В 1995 году окончила факультет журналистики Уральского госуниверситета.

С 1996 года преподает на факультете журналистики УдГУ.

В 2004 году создала собственное объединение детской и юношеской журналистики «Журавейник». Сейчас это Удмуртская региональная детская общественная организация «Центр социального продюсирования «Журавейник».

С 2005 года проводит в Ижевске международный фестиваль детских и юношеских СМИ «Подсолнух».

ОТ АВТОРА

Ирония судьбы

Когда я позвонила Ольге Николаевне с предложением встретиться и записать интервью, она спросила: «Ты обо мне как об инвалиде писать будешь?». «Инвалид», «человек с ограниченными возможностями»… Все эти понятия не имеют никакого отношения к Ольге Николаевне. Редко встретишь более целеустремленного, энергичного, работоспособного и жизнелюбивого человека.

Если бы не болезнь, которую моя героиня получила, будучи студенткой (их группу отправили на уборку картофеля, который, как выяснилось впоследствии, оказался обработан ядохимикатами), она, как принято говорить, далеко бы пошла. Далеко пошла… Сколько злой иронии судьбы в этих словах, когда речь идет о человеке с больными ногами… «Я бы была редактором или продюсером на одном из федеральных телеканалов», - без ложной скромности говорит Ольга Николаевна. И в этом вряд ли кто-то усомнится.

А пока представители тех самых федеральных телеканалов сами приезжают в Ижевск. «Они знают о вашей болезни?» - спрашиваю я Ольгу Николаевну. «Зачем? Я же приглашаю их провести мастер-класс, а не о своей болезни рассказывать, - удивляется она. - Я хороший режиссер. Если нужно, человек никогда ничего не узнает».

Главными «проектами» своей жизни Ольга Чиркова называет сына Кирилла, который появился на свет вопреки всем и вся, и «Журавейник». Своих воспитанников она учит не врать, смотреть на мир по-доброму и даже в плохом искать светлые моменты.