Top.Mail.Ru
11 августа 2011 13:37
Знай наших!

Как рекламный агент из Ижевска стал успешным продюсером

Пожалуй, нет в Ижевске такого публичного и заметного всем бизнеса, чем организация концертов. И в этой сфере нет более опытного человека, чем Борис Рубиновский. Про таких в шоу-бизнесе принято говорить «маститый продюсер».

Борис Рубиновский
Борис Рубиновский

Пожалуй, нет в Ижевске такого публичного и заметного всем бизнеса, чем организация концертов. И в этой сфере нет более опытного человека, чем Борис Рубиновский. Про таких в шоу-бизнесе принято говорить «маститый продюсер».

Директор продюсерского центра «Овация» утопает в громадном кожаном кресле в личном кабинете в спокойном офисном центре почти в самом центре Ижевска. На столе ровными клетками шахматной доски разложены несколько десятков листков для заметок. На каждом телефон, имя или список обязательных дел. Этот стол, как отражение самого шоу-бизнеса и бизнеса вокруг шоу-бизнеса – сведенные воедино порядок и хаос, эксцентрика начинающих и именитых звезд и четкий расчет продажи билетов и заполняемости залов обычными зрителями.

- Вот, скажем, последнее предложение, – Борис Рубиновский открывает электронное письмо и демонстрирует письмо от некоей продюсерской группы. – Предлагают провести вечер настоящего аргентинского танго, причем не такого, что одна пара из Буэнос-Айреса, а остальные из Подмосковья, а хорошие правильные гастроли. Но я понимаю, что «а» - Ижевск к этому не готов, и «б» - окупить нереально. Любителей танго в таком количестве, чтобы заполнить дворец культуры «Аксион», в городе не найдется. Проект должен выглядеть и интересным, и рентабельным.

Коммерческая тайна

Еще на этапе подготовки интервью, Борис категорически заявляет – никаких цифр и имен. Это очевидно. Организация гастролей почему-то считается весьма простым делом, сводящимся к продаже билетов и доставке тела артиста в Ижевск. Каждый год в городе объявляются и бесславно срываются несколько концертов и шоу именно потому, что кажется «миллионы» – вот же они – в рядах концертного зала и персоне раскрученной звезды. Так что скажи Борис Рубиновский, что Вася Пупкин, показанный в прайм-тайм на «Первом», перспективный артист, конкуренты тут же заклеят афишами весь город.

Многие на первом концерте «срывали банк», а на втором – прогорали и оставались в долгах.

- Что мне конкурентов себе плодить! - смеется Борис. – С действующими то коллегами не всегда получается найти общий язык. В этот бизнес пытались лезть все кому не лень. На первом концерте срывали банк, на втором – прогорали и оставались в долгах. Каждое мое неаккуратное слово может нанести ущерб репутации всей отрасли.

Совершенно очевидно, что в своем деле Борис Рубиновский – категорически консервативный человек. Злые языки любят упрекнуть его в излишней любви к отечественной попсе «старого разлива». Действительно, он не привозит в Ижевск рок-группы, «дискотеку 80-х» или поп-андеграунд. Но, пожалуй, пока кроме Ларисы Долиной, Ирины Аллегровой, Валерия Леонтьева, Григория Лепса и Стаса Михайлова собрать полный зал в Ижевске могут лишь «Машина времени» да «Мумий тролль».

- Я пока не готов говорить о наступающем сезоне. Вывесить по городу афиши за пять месяцев до проекта, по моему мнению – просто перегреть аудиторию, - рассказывает Борис. - Я анонсирую все красиво в сентябре, за полтора месяца, чтобы это действительно считалось событием в культурной жизни. У продюсерского центра есть репертуар – я подчеркну это слово – выверенное количество и качество артистов, а не просто набор концертов. Как в театре, где редко бывают проходные спектакли и всегда присутствуют громкие премьеры.

Родом из 90-х

Борис Рубиновский начинал продюсерский бизнес в 90-х годах прошлого века, будучи рекламным агентом в газете «Известия Удмуртской республики». У творческого коллектива возникло желание отпраздновать юбилей издания не как обычно.

- Я предложил редактору и редколлегии организовать концерт в то время безумно популярного Андрея Губина, а заодно пропиарить издание и порадовать коллег и друзей, - вспоминает продюсер. - И тогда-то я понял, что вот оно, дело, которому я готов посвятить свою жизнь. Правда, концерт Губина закончился «скорой помощью» – едва переступив порог квартиры, я слег с сердечным приступом от перенапряжения и нервной обстановки. В тот же год я снова привез в Ижевск Андрея Губина, а еще Кая Метова и Ларису Долину и «Иванушек Int.»

И, как говорят, завертелось. Трудно назвать артиста, которого за 16 лет работы Борис Рубиновский не представил ижевской публике.

- Тот Борис Рубиновский был всего лишь «мальчиком», одним из сотен устроителей гастролей в нашей стране, - вспоминает продюсер. – Но мои принципы – быть порядочным по отношению к артистам, никогда не отменять гастроли, работая порой в убыток, и, главное, все делать с душой и неподдельной искренностью – сделали меня для многих артистов полноценным бизнес-партнером, а для единиц – и близким другом.

При этом, безусловно, продюсер не просто «перебирал» имена и звездные статусы.

Калькулятор пошел в ход с первого дня. Никто не работал по принципу «а вдруг получится».

- Калькулятор пошел в ход с первого дня, - говорит Борис. - Никто не подходил к процессу организации гастролей по принципу «давайте привезем, а потом посмотрим, как получится, а если что – деньги никому не отдадим». Коммерческая позиция почти всегда доминирует – вложенные в концерт деньги должны отбиться. И никаких «извините, у меня не получилось».

Трудно говорить, какие качества и стечения обстоятельств помогли продюсеру остаться на плаву и пережить два кризиса – 1998 и 2008 годов. Но факт остается: экономические спады не пощадили никого из начинавших в 90-е, кроме него. Вполне возможно, что причина – в особом подходе к проведению мероприятий. У Бориса не бывает «проходных» концертов, если он кого-то привозит, то действительно популярных артистов. Формально – выворачивается наизнанку, мотивируя спонсоров и инвесторов и вкладывая свои деньги. А на деле – получает полные залы поклонников даже в кризисы.

- Никаких иллюзий – в 1998 году мы потеряли все, что заработали за год до этого, но не бросать же любимое дело из-за временной нестабильности. В 2008 году пришлось пожертвовать дорогими проектами и масштабными постановками в пользу «эконом-вариантов», - уверяет Борис. – С другой стороны, я не перестану повторять, что мой подход к организации концертов не строится исключительно на извлечении прибыли. На первом месте для меня настроение зрителей, то насколько одухотворенными они уйдут из зала, увидят простую шабашку актеров или качественный продукт. Если мы представляем балет, то это «Русские сезоны» Андриса Лиепы. Если иллюзион, то братьев Сафроновых, которые реально круче, чем многие шоу в Лас-Вегасе. Если юмористов, то тех, кто не будет шутить ниже пояса». Если театр, то полноценный спектакль, а не дешевая антреприза. Да, может быть, мы теряем какие-то деньги, не хватаясь за все подряд. Но за 16 лет работы «Овации» я могу по пальцам пересчитать концерты, за которые мне было стыдно.

Борис вспоминает свой второй в жизни проект - постановку «Приключения Фунтика» по известному мультипликационному фильму. Партнеры «Овации» пообещали грандиозные декорации и фантастическое шоу. Родители и дети были довольны, но той картинки, что им пообещали, горожане так и не увидели.

- Что интересно, за 16 лет уровень многих аналогичных постановок, которые привозят мои коллеги по бизнесу, так и не изменился, - говорит Борис. - Но 16 лет назад я поставил точку в подобных делах, а некоторые не брезгуют ими и сейчас.


Первый визит Аллы Борисовны Пугачевой в Ижевск в «новом времени» состоялся в 2001 году. Позже Примадонна приезжала в наш город всего лишь один раз (фотография сделана после концерта в ДК «Аксион»).

Новатор и стратег

Есть и еще одно важное деловое качество Бориса Рубиновского – стратегическое мышление. В деле, в котором блеск звезд эстрады порой ослепляет глаза, трудно сосредоточиться на мелочах и банальном сервисе.

- Давайте вспомним о том, что «Овация» первой ввела электронную систему продажи билетов, в любой билетной кассе вы видите свободные места он-лайн, вам не нужно колесить по городу в поисках лучших мест, - рассказывает Борис Рубиновский. – Мы построили в городе сеть стрит-бордов (рекламных щитов), позволяющую нам информировать о гастрольных мероприятиях еще большее число горожан и освободить улицы города от портящих внешний вид стен афиш. Мы первыми ввели бесплатную доставку билетов по городу. Сейчас все это применяют коллеги по бизнесу. Да что говорить – я выхожу на сцену в начале каждого концерта, представляя артиста и будущие проекты, в чем-то вернув хорошо забытый советский жанр конферанса, а в чем-то создав свой собственный стиль доверительного общения со зрителями. Так не принято в 90% городов России!

Единственным минусом в работе «Овации» до последнего времени можно было назвать пренебрежение сетью Интернет – в то время, как ночные клубы активно продвигали вечеринки через «контакты», «фейсбуки», «твиттеры» и интернет-порталы, у «Овации» не было пусть кривенького, но официального сайта на бесплатной площадке.

Интернет переоценен: еще два-три года назад немногие умели покупать билеты через сеть.

- Не думаю, что это какое-то упущение, еще два-три года назад малое количество людей хотели и умели покупать билеты через интернет, - рассуждает продюсер. - Что говорить такие гигант, как Российские железные дороги и многие авиакомпании перешли на электронное бронирование и регистрацию только два-три года назад. Сайт «Овации» откроется в 2011 году, и будет очень красивым и удобным.

Отвечая на вопрос о приватности бизнеса – возможном соблазне рассказать журналистам или даже просто друзьям, какие на самом деле звезды в жизни, Борис Рубиновский вспоминает первые годы работы.

- Я самодостаточный человек. Есть другой способ привлечь к себе внимание, кроме рассказов, а какие звезды на самом деле, - говорит Борис. - Когда я только начинал, супруга Александра Буйнова Алена сказала мне: «Никогда с одним артистом не обсуждай другого, никогда никого не ругай и не рассказывай о других артистах. Все друг другу завидуют и сплетничают, причем приукрашивая. И ты всегда останешься крайним». Соблазн есть всегда. Но если я «допущен», знаю семейные тайны, их проблемы в личной и творческой жизни, я же не могу их предать и рассказать все тем же журналистам! Я себя уважать перестану!

Меняющаяся компания

Не смотря на приверженность проверенным отечественным исполнителям, Борис Рубиновский признается – люди взрослеют, залы начинают заполнять прошлые подростки и дети. Пора меняться и репертуару «Овации». В этом году сезон обещает быть наполненным премьерами в несвойственных компании сферах. Завеса тайны приоткрывается лишь над одним проектом.

- Мы привезем уникальное шоу Дмитрия Маликова, - рассказывает продюсер. - Это новое для нас направление – не просто концерт, а синтез вокала и инструментальной музыки, большие экраны и много света. Кроме того, Дима не был в Ижевске 16 лет. Я не уверен до конца в коммерческом успехе, но, по крайней мере, стоит попробовать, и это в любом случае будет интересно зрителю.

В расписании концертов «Овации» по-прежнему нет мировых звезд. Продюсер уверен, что Ижевск пока не готов к гастролям серьезных исполнителей.

В Ижевске нет «Татнефть-арены». А на меньшей площадке концерты мировых звезд не окупятся.

- Главная причина в том, что в Ижевске нет залов уровня казанской «Татнефть-арены», а на меньшей площадке организация концерта оказывается просто нерентабельной, - рассказывает Борис. – Хотя чисто технически все реально. Уровень продаж дисков из-за доступности музыки в Интернете упал, и многие артисты переориентируются на концертную деятельность. Возможно, это одна из причин почему, например, Стинг в июле выступил в Казани.

Так или иначе, разговор перетекает на проблематику ночных клубов – идею ограничения их деятельности.

- Я согласен с Президентом Александром Волковым, - размышляет Борис Рубиновский. - Недавно в Ижевске выступал певец Дима Колдун, после концерта попросил – «покажи мне какой-нибудь ночной клуб». В заведении, куда мы пришли, не было живой программы, гремела музыка и было очень накурено. Выпили по коктейлю и откланялись. Так вот в этом клубе я заметил достаточное число обеспеченных людей, которым, как я понял, легко вывести семью в свет и посетить одно из культурных мероприятий – наших или другой концертной компании. Но, что самое поразительное, я ни разу не встречал их на концертах.

Вопрос конкуренции за зрителя между продюсерами и клубами – специфический и болезненный для Ижевска. На пиках сезона в один день в городе может происходить по 3-4 концерта и с десяток клубных мероприятий.

- Ижевск не может «проглотить» столько, сколько привозят! – сетует Борис. – Наши люди способны сходить на концерт два-три раза в месяц или даже реже. У нас нет такого количества командировочных и туристов, как в Казани, Перми или Екатеринбурге, а они составляют немалую часть аудитории мероприятий. Я постоянно пытаюсь найти общий язык в этом смысле с коллегами, но они меня – пока – не слышат.

Рискованный бизнес

Много или мало в этом бизнесе денег – неизвестно. Борис уверяет, что немного и добавляет «меньше, чем в нефтянке, строительстве или торговле металлом».

- Что могу сказать точно - у нас нестабильный бизнес, - признается продюсер. - Говорят, люди требуют хлеба и зрелищ. Но когда им нечего есть – точно будет не до зрелищ. Мы зависим от всего. Людям задержали зарплату, значит, они, скорее всего, в ближайшие месяцы будут покупать только еду или одежду. Или такой пример, в стране объявляют день национального траура, в который запрещено проведение развлекательных мероприятий. А наши концерты планируются за полгода или больше. Найти новое число для переноса мероприятия порой бывает невозможно. Раньше все сетовали, что концерты проводятся в будни, мол, неудобно, все работают. Мы стали назначать мероприятия на выходные. Теперь многие обзавелись дачами и много времени проводят за городом – мы опять убрали из графиков выходные дни в пользу будних дней. Да что за примером далеко ходить! В прошлом году делали тур аккордеониста Петра Дранги. В Ижевске, Кирове и Перми посещаемость хорошая, в Казани – меньше половины зала. Оказалось, что в этот день сборная России по футболу с кем-то играла, и люди остались дома смотреть трансляцию по ТВ.

Самая печальная отмена последнего времени связна премьерой спектакля по пьесе Теннеси Уильямса «Трамвай желаний» с участием Ольги Прокофьевой, Алексея Гускова и Александра Носика.

За несколько минут концерт из прибыльного превратился в суперубыточный.

- Полный аншлаг, все билеты проданы. Но за двое суток исполнительница главной роли актриса Ольга Прокофьева попадает в больницу в тяжелом состоянии, - вспоминает продюсер. - Мы сделали все, чтобы найти замену Ольге, человек прорепетировал бессонную ночь, но в последний момент актриса просто не села в самолет, испугалась лететь, подвела не только меня, но и своих коллег. И концерт из прибыльного превратился не просто в нулевой, а в суперубыточный – в Ижевске уже установили декорации, приехали остальные актеры, работала техническая группа, мы вложились в рекламу и т.д..

В таких условиях на первое место выходят менеджерские качества. Все кто знает Бориса Рубиновского, согласятся – работать с ним непросто, а завоевать его доверие можно только годами сотрудничества. В процессе подготовки он требователен, дотошен и выжимает из задействованных все соки. При этом его команда работает потрясающе – всего несколько человек способны справиться с громадным объемом работы, охрана стоит не на жизнь, а на смерть, а артисты чувствуют себя в Ижевске как дома.

- Я сторонник простой теории управления - люди на своем рабочем месте должны выполнять непосредственные обязанности. Поэтому у меня нет штата девочек и мальчиков, которые полдня пьют чай или сидят в социальных сетях, - рассуждает продюсер. - Простой пример. Когда мы проводили концерт Стаса Михайлова в Ледовом дворце, мы позаботились о зрителях по максимуму: начиная от качественного звука и света, заканчивая тем что нам пришлось расчистить от снега всю площадку вокруг дворца и стадиона «Зенит», организовать парковку. Но за кулисами осталось, например, то, что мой заместитель двое суток почти не спал, не выходил из дворца и контролировал работу задействованных технических служб. На самом деле это счастье, если я сам успеваю посмотреть 15-20 минут концерта. Я контролирую монтаж и демонтаж, питание, отъезд, решение бумажных формальностей, решаю ситуации со зрителями в зале. И до сих пор я отношусь ко всему не как к бизнесу. Скорее как к любимой работе. И переживаю, когда артист поступает некорректно. Мне друзья-продюсеры в других городах всегда говорят – наплюй, не нервничай найдешь другого, в минусе не останешься. А я почему-то пропускаю все через себя, хотя понимаю, что это как-то не по-бизнесменски…

Досье «Центра»

Борис Рубиновский

Родился 29 апреля 1977 года в Ижевске. Окончил биолого-химический факультет УдГУ. С момента основания и по сегодняшний день - директор одного из крупнейших концертных агентств в республике - продюсерского центра «Овация». Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики.