Top.Mail.Ru
4 августа 2011 07:40
Знай наших!

Актер Дмитрий Певцов помог разбогатеть ижевскому продавцу бензина

В поведении Алексея Половайкина есть что-то неуловимо-непонятное. «Бензиновый король» обязан быть ленивым олигархом на «двухсотом крузаке» с фифой-секретаршей в приемной. Но не как он - бодрый и по-военному подтянутый.

www.usoevphoto.ru
www.usoevphoto.ru

В поведении Алексея Половайкина есть что-то неуловимо-непонятное. «Бензиновый король» обязан быть ленивым олигархом на «двухсотом крузаке» с фифой-секретаршей в приемной. Но не как он - бодрый и по-военному подтянутый.

Когда господин Половайкин признается, что в 90-е начинал в милиции, все становится на места. Настоящему оперативнику некогда «наращивать жирок». Он, пусть и давно уже «не в органах», но все также «живет на службе» – на кофе и бутербродах. Алексей Половайкин владеет шестой частью ведущего независимого топливного оператора республики, компании Bravers, и является генеральным директором сети.

Признаемся - журналисты обожают бизнесмена за способность побыть «палочкой-выручалочкой», готовой ругнуть картели за ценовой сговор, а антимонопольщиков за бездействие. Хотя, в общем, акулы пера слабо понимают, как хорошо «оперу» Половайкину известно, что ему за слова ничего не будет, кроме лишнего «пиара».

История бизнеса Алексея Половайкина учит нас простому правилу: при правильном подходе можно легко продать даже самое ненужное за бешеные деньги.

 

Бензиновый кризис

Он трудоголик и обожает свою работу, бизнесмену нравится ловить минимальные цены и лавировать в десятках предложений о поставках топлива. О бензиновом бизнесе Алексей Половайкин рассказывает с мастерством средневекового менестреля – увлекательно, ярко и с шутками-прибаутками. Вот, например, последняя шутка АЗС «Bravers» - в мае Алексей Половайкин задрал цену на топливо почти до 30 рублей. Все крутили пальцем у виска и уезжали к конкурентам, но расчет – Алексей называет его «демаршем» - оказался верным.

- Да, я здорово увеличил цену, резко снизил объем продаж и уронил, правда не сильно, маржинальный доход, - рассказывает Алексей, демонстрируя графики продаж. Он, кстати, никогда не скрывает такой информации, понимая, что журналисты все равно ничего не поймут, а «коллеги по бизнесу» и так знают, кто и сколько продает.

- Но в итоге в мае я заработал денег столько же, сколько в феврале! - продолжает Алексей. – Оказалось, есть большой пласт людей, которые вообще не смотрят на цену. Вчера знакомого встретил: «Леш, у тебя говорят самый дорогой бензин в городе»! - «Миш, а тебе какая к черту разница, у тебя джип»! – «Ну да, верно…». И как оказалось, таких клиентов у нас 30 процентов, при том, что всегда считал станции Bravers бюджетными.

При этом как грамотный руководитель господин Половайкин совершенно не тронул корпоративных клиентов. Они по-прежнему получают топливо по «разумным ценам», потому что «как объяснишь директору автопарка, за что я его полгода назад «кинул».

Алексей Половайкин признается, что решение о повышении цен в рознице выдалось тяжелым. Но в определенный момент руководителю сети АЗС стало понятно, что бензина в стране просто нет.

120 пустых бензовозов, как поросята в загоне, стоят на площадке у завода. Внешне все хорошо, а изнутри – полное свинство!

- Возьмем завод «ТАИФ» в Татарстане, - рассказывает Алексей. – «Господа директора» там получили указание: «В виду явного наличия неафишируемого бензинового кризиса татарские предприятия должны обеспечить работоспособность своего ТЭКа. А что делать с контрактами за пределами республики – уж придумайте сами». Таким образом, бензин отпускался в первую очередь Татнефти, Татнефтепродукту и «Карсару». Я сунулся, посмотрел весь ужас: представьте 120 пустых бензовозов, как поросята в загоне, на площадке у завода! Первое время я проскакивал на том, что станция подачи вагонов с топливом у меня Агрыз, республика Татарстан. Потом начали читать, куда дальше – ага Кечевская нефтебаза, Удмуртская республика. И перекрыли кран. Знакомые номера у машин замазывали зубной пастой - с 18 региона на 16 регион. В общем, хотя внешне все хорошо, изнутри – полное свинство!

Сообщения о конце или отсутствии нефтяного кризиса Алексей Половайкин отвергает. По словам руководителя сети АЗС, бензина, как не было, так, и нет. И вероятнее всего в августе возникнет новый дефицит – теперь уже с 95-ой маркой топлива.

Менеджер с сибирской закалкой

От милицейского прошлого у Алексея Половайкина осталась, пожалуй, только запись в трудовой книжке да навсегда приобретенная нелюбовь к жуликам. В органах Алексей успел дослужиться до чина капитана, порулить подразделениями по борьбе с экономической преступностью в Устиновском и Октябрьском районах. И уволился.

- Я дослужился до того уровня, когда со всей очевидностью осознаешь – вокруг тебя работают люди недалекие! – грустно сетует Половайкин.

Будущему топ-менеджеру пришлось выбрать «гражданку». А куда податься «старому менту», кроме как не в службу безопасности? Правда, в случае с нашим героем судьба закинула его очень далеко – на Север, в небольшой городок Куйбышев, фигурирующий в истории русских декабристов под названием Каинск.

Я дослужился до того уровня, когда осознаешь – вокруг тебя работают люди недалекие!

- Меня пригласили поработать начальником службы безопасности небольшого нефтедобывающего предприятия, дочки «Удмуртнефти», они в те годы зачем-то купили сибирские активы, - вспоминает с улыбкой Алексей. - А какая там безопасность! Скука одна! Бежать и тащить – просто некуда. 350 км до Новосибирска, столько же до Омска. За 35 километров от Куйбышева станция Барабинск с пунктом приема «Транснефти». 200 километров в другую сторону – наш промысел. И все! Кроме дорог - болота до горизонта. Мои реформы, как начальника СБ, оказались значительными. Я на въезде на промысел поставил будку и трех охранников – один спит, второй работает, третий по хозяйству. Логика простая – если что-то тащить будут, они в любом случае через будку пойдут, верно? Там им объяснят, что воровать нехорошо и отправят обратно.

Предприниматель вспоминает: однажды группа буровиков попыталась возразить новым порядкам с применением металлических предметов, предметы охрана отобрала, а буровиков – побила. В отместку работники взяли бочку с нефтью, насыпали туда песок, оттащили в болота и, руководствуясь розой ветров, подожгли, чтобы черный дым шел на будку охраны. За это были биты еще раз и на том успокоились.

Алексей Половайкин признается – скучнее работы придумать просто не возможно. Фактически «от нечего делать» Алексей решил взвалить на себя дополнительные обязанности – полную диспетчеризацию производственных процессов, объединив все возможные средства связи для полного контроля обстановки на промыслах (сейчас это норма для любой нефтедобывающей компании).

- Работа на Севере сделала меня тем, кто я есть! - говорит Алексей. - Я познакомился с технологией добычи нефти и эксплуатации нефтепромыслов, оборудованием, технологиями, потрогал живых буровиков, выслушал краткий курс горизонтально-наклонного бурения и капитального ремонта скважин. А как я могу спрашивать у людей за что-то, не понимая, хотя бы примерно, чем они занимаются?

Специалист по предпродажной подготовке

После работы на севере в начале 2000-х годов Алексею Половайкину предложили вернуться в Ижевск и продолжить карьеру в бензиновом бизнесе. И за 10 лет Алексей снискал славу одного из самых успешных старт-ап менеджеров или, если говорить понятнее, специалиста по запуску бизнеса.

- Первым моим проектом стала продажа компании «АЗС-Сервис», - рассказывает бизнесмен. - Мы «упаковали актив» - привели в порядок экономику, структуру, внутренние процессы, показали инвестору. Собственники получили деньги и полностью «отскочили» со словами «Всем спасибо, война окончена!». Отношения с новым владельцем у нас сразу не сложились, хотя я и сидел в кабинете директора, продолжая руководить компанией.

Примерно в то же время на Алексея Половайкина вышел его московский предприниматель Алик Булатович Тухватуллин, в свое время работавший в «Татнефти» и нефтяном трейдерстве.

- Алик Булатович сообщил, что прикупил в Удмуртии активы – сеть разрозненных АЗС, работавших под маркой «Медведь», - вспоминает Алексей. - Он мне сразу объяснил, что это будет чистая перепродажа бизнеса. Мы получили кучку дерьма в скверном техническом состоянии, просто набор дурно пахнущих железяк. И задачу - сделать из всего конфетку в красивой обложке, которую можно продать по достойной рыночной цене.

Так началась история бренда Bravers. Алексей Половайкин привлек к работе «продвинутых» дизайнеров, сделал яркий образ торговой марки, отремонтировал станции и «толкнул на рынок».

- Запускались с помпой, шумом и гамом! Притащили в Ижевск артиста Дмитрия Певцова и автогонщика Бориса Шульмейстера. Они фактически стали лицами бренда, - говорит Алексей. - Увеличили товарооборот, вылезли во всей красе, оторвали кусок рынка. И в декабре 2007 года презентовали проект очень обеспеченной даме, которая решила залезть в рынок розничной продажи нефтепродуктов, москвичке Алевтине Калюжной. Инвестор руководила группой компаний «Элевант» и считалась одним из крупнейших партнеров предприятий башкирского ТЭКа, которые тогда де-факто контролировала семья президента Башкирии Муртазы Рахимова. А я опять ушел. Захотел попробовать себя в роли наемного менеджера и попал в компанию «АСПЭК». Мне предложили должность коммерческого директора «АСПЭК-Нефтепродукта». Проработал два месяца – ушел. Когда я вижу, что вопрос, который можно решить за 25 минут, требует составления кучи бумаг и докладных записок, да еще и не факт, что решение примут, называю это «дурью». Но при этом понимаю, бунтовать не следует, это механизм, который работает, благодаря ему, ошибок совершается намного меньше.

Уйдя из «АСПЭКа», Алексей Половайкин продолжил работать на почве «предпродажной подготовки». Оказалось, что вместе с сетью АЗС Алик Булатович Тухватуллин приобрел в Ижевске небольшой нефтеперерабатывающий завод. История повторилась. Завод был технически готов к производству дизтоплива, нужно было запустить механизм, сертифицировать процессы, показать, что здесь можно выпускать ГОСТовский дизель и продать.

- Завод продали быстро и вообще каким-то левым парням, - вспоминает Алексей Половайкин. – Ощущение, что они просто мимо ехали: «А что продается»? – «Ну, да». – «А сколько стоит»? – «Вот столько». – «Ну, давай». С новыми собственниками мы опять не сработались. Так что некоторое время я поработал, как независимый нефтетрейдер.


Алексей Половайкин смело меняет ценники на бензин, понимая, что только смелость в решениях поможет компании оставаться успешной в разгар топливного кризиса.

Владелец бензинового бизнеса

- Кто меня знает в городе, считают, что раз я пришел в определенный «проект», значит, эта штука скоро будет продаваться. Мне чертовски льстит, когда меня сравнивают с тем самым парнем из голливудского фильма «Красотка». Хотя, конечно, понимаю, что внешне сравнение с Ричардом Гиром не в мою пользу, - смеется предприниматель. - Почему я меняю проекты? Я прекрасно отдаю себе отчет, что не могу долго сидеть на одном месте, мне нужен драйв, динамика, мне комфортно работать на раскаленной сковородке. Характер такой, все должно шевелиться, бегать – это же хорошо! Когда у тебя короткий проект и задача продать предприятие на пике возможностей, можно позволить себе вольности, как с моим демаршем с ценами.

К концу 2000-х империя предыдущего собственника сети Bravers в силу определенных политических процессов рухнула. Хозяйка холдинга «Элевант» оказалась должна кредиторам кучу денег, а АЗС Bravers находились в процедуре банкротства.

- До меня здесь побывала уйма директоров, - усмехается Алексей Половайкин. - Предпоследние - «бригада» из Краснодара, неглупые, с четко выраженным криминальным прошлым. Вынесли все, что не прибито к полу. Полгода отработали, оставив за собой пару подвисших уголовных дел. Тогда Алевтину Ивановну Калюжную и убедили, что неплохо бы остановиться на нормальном директоре, вот, например, на этом парне, который тут все знает и начинал. То есть мне.

За год Алексей Половайкин вытащил компанию на объем продаж в 2 миллиона литров бензина в месяц и стал одним из собственников.

- В кругах владельцев бизнеса в Москве бытует мнение, что следует «делится» с топ-менеджментом, - рассказывает Алексей «историю собственности». – Считается, что если наемный менеджер будет еще и в деле, он станет лучше управлять компанией и заботиться о ее процветании. Именно так я стал собственником 15 % акций сети Bravers.

Хорошо или плохо это Алексей судить не берется. Предприниматель рассказывает, что таких как он акционеров называют «пассажирами», они просто «едут в автобусе» и в любой момент могут соскочить с подножки. Но руль им никто не отдаст.

- Опять же, с какой стороны посмотреть на эту собственность, - улыбается бизнесмен. – Оценка рыночной стоимости компании Bravers сейчас около 450 миллионов рублей. Но уставный капитал – 500 тысяч рублей. Придет, допустим, завтра покупатель и согласится выкупить данный актив. Он может сделать это в открытую, и тогда я, теоретически, могу претендовать на почти 60 миллионов рублей. Сумму, достаточную, чтобы начинать что-то свое, или безбедно жить в Ижевске на проценты. Или он разобьет сделку на две части, заплатив сначала 500 тысяч рублей уставного капитала, а остальное принесет в чемоданчике. И тогда я уже не знаю, как решат основные акционеры и каков будет размер моего золотого парашюта.

Парируя каверзный вопрос о криминализованности бензинового бизнеса, Алексей Половайкин недовольно морщится.

Когда вырастаешь до товарооборота в 50 миллионов рублей, волей неволей придется платить налоги.

- Криминала никакого не видел – никаких крыш, бандитских разборок и прочего. Все это осталось в 90-х годах, - говорит Алексей. – Никто из государственных чиновников в Удмуртии не вымогал взяток или чинил препятствий, чтобы в обмен на взятку все разрешить. Я сам носил деньги для ускорения процесса или принятия решения. Зарабатывать криминалом можно только на жизнь - для себя и своей семьи. Когда ты вырастаешь до товарооборота в 50 миллионов рублей, тебе волей неволей придется быть честным и платить налоги. У меня 120 человек в штате, и как только я начну выдавать зарплаты в конвертах, 10 человек легко пойдут в прокуратуру. И попросят разобраться, почему у них под ударом пенсия и что делать с тем, что они не могут получить кредит в банке.

Вообще политика управления коллективом у Алексея Половайкина напоминает взаимоотношения строгого отца и толпы разновозрастных отпрысков всех мастей. У сотрудников нет четкой иерархии, за исключением руководителей ключевых направлений. А устройство соподчиненности и совместной деятельности отдано на откуп коллектива. Сумеешь понравится всем и найти общий язык – закрепишься. Нет – уйдешь сам. Когда начинается хаос, в дело вступает «широкий ремень отца».

- Я сожалею, что не могу создать костяк компании, команду людей, которые будут следовать за мной из проекта в проект, - сетует Алексей Половайкин. – Они соскакивают на втором-третьем проекте. Я их понимаю, любой человек стремится к стабильности, думает о семье, детях. А мне приходится держать людей в постоянном стрессе относительного будущего. Это тяжело эмоционально для них. Я поэтом даже водителя личного не беру, потому что понимаю, что человек с моим графиком и режимом будет полностью лишен возможности нормально видеться с семьей. Это жестоко.

Земля – там!

Сам Алексей Половайкин не думает о будущем и неоднократно это подчеркивает. Большую часть времени он проводит на работе, не увлекается рыбалкой или экстримом, у него даже загранпаспорта нет! На вопрос, куда же он тратит заработанные деньги, разводит руками.

- Есть две версии: первая – все пропиваю, вторая – прячу – далеко и надежно, - смеется Алексей. И судя по всему, единственное, в чем он не отказывает себе – баловать и радовать красавицу-дочь.

Хотя конечно с его опытом можно спекулировать заявлениями об отсутствии будущего – возьмут не в Москву, так в Сургут.

- Стабильность в бизнесе – как секс в браке. Вы прожили 10 лет и знаете, что в воскресенье он будет, а результат без неожиданностей, но гарантирован, - улыбается директор сети АЗС. - В крупных компаниях панически боятся неожиданностей. Я же сижу в комфортных условиях, когда решения нужно принимать быстро, а времени на соображения – полчаса, не больше.

Стабильность в бизнесе – как секс в браке. Вы знаете, что он будет. Без неожиданностей, но гарантированно.

«Будущего нет, есть только настоящее» - говорит бизнесмен о теории построения бизнеса и рассказывает следующую притчу. После шторма корабль оказывается в открытом море, приборы ломаны, куда двигаться – непонятно. Команда и пассажиры в панике. И тут на мостике появляется капитан: «Чего встали! А ну-ка за работу! Плывем туда, там земля!».

- Он на самом деле не знает, где суша, но он, во-первых, капитан, а во-вторых, он понимает, что Земля круглая, и рано или поздно корабль куда-то приплывет, - говорит Алексей Половайкин. - Главное сказать это уверенно. А кратчайший будет путь или нет, еще не известно. Приплывем – увидим!


Ксения Половайкина
, дочь. 

- Я бы не сказала, что мой отец - трудоголик. Он четко отводит на работу определенный период времени и никогда не отодвигает семью на "второй план". Конечно, бывают моменты, когда дела оказываются важнее, но к этому я отношусь спокойно, я уже взрослый человек и все понимаю. Он же работает не только для себя! Кроме того, каждый вечер все равно удается повидаться, мы любим вместе готовить и гулять. Кстати, оба не очень уважаем телевидение, поэтому часто сидим за ноутбуками или разговариваем по "скайпу" из разных комнат. Я горжусь папой, он много достиг, хотела бы повторить весь его карьерный путь!