79 лет ижевскому трамваю: почему он может пойти юзом и о чем общаются вагоновожатые
Фото: и видео автора

79 лет ижевскому трамваю: почему он может пойти юзом и о чем общаются вагоновожатые

Автор: | | Комментариев: 8 | Просмотров: 8538

А также куда попадают забытые вещи и почему водить трамвай учат 7 месяцев. <фото+видео>

Трамвай в Ижевске - самый «точный» транспорт. По нему буквально можно сверять часы. В 1935 году, когда был открыт первый маршрут, протяженность путей в городе составляла всего лишь 4,9 км. Причем это были «однопутки» (не двусторонние, как сейчас), и разъехаться встречные трамваи могли только на разъездах. «Однопутки» полностью исчезли только к 1969 году.

На первый взгляд, водить трамвай кажется работой очень легкой - сидишь себе, едешь по прямой. Но на деле водителям трамваев приходится очень тяжело, и далеко не все желающие обучиться этой профессии доходят до «финиша»: никто не ожидает такого количества сложностей в обучении, и остаются только самые терпеливые. Потому здесь и мало мужчин. 92% вагоновожатых Ижевска - женщины. Хотя за границей считают, что это - мужская работа. 

ПДД трех категорий и 300 часов учебной езды

Светлана Сюсина, 
водитель-наставник депо № 2: 
Когда курсанты сталкиваются с необходимостью освоить такой объем знаний, многие бросают учебу. Нужно учить кучу технической документации, Правила дорожного движения в полном объеме (практически для всех категорий прав), уметь работать с разными типами подвижного состава (а их в Ижевске - около десятка). Нужно уметь заранее анализировать ситуацию, предвидеть и предотвращать дорожно-транспортные происшествия, ведь увернуться от неожиданно возникшего на пути препятствия вагон не может. 

- Опытные водители наизусть знают режимы работы всех светофоров, рассчитывают скорость так, чтобы лишний раз не приходилось останавливать вагон на перекрестках, - продолжает Светлана Сюсина. Умение плавно останавливаться и трогаться, чтоб никто из пассажиров не упал, тоже требует опыта и сноровки.

После теоретических занятий целых 305 часов стажер ездит с инструктором, из них 100 - без пассажиров, 205 - с ними. В первом случае на трамвае написано «Учебный», а во втором - «За управлением стажер». Только после этого новичка могут выпустить в первый самостоятельный рейс.

Желающих принимают на учебу вне зависимости от наличия водительского удостоверения, хотя в основном приходят те, кто уже водит машину. Так же, как и в автошколе, будущие вагоновожатые сдают экзамен в ГИБДД, на категорию C и D, а в водительском удостоверении ставится отметка «Трамвай».

При этом каждый год водители проходят проверку знаний ПДД, правил технической эксплуатации и других нормативов.

Водителям, работающим в первую смену, приходится вставать очень рано и ни в коем случае опаздывать. Зимой с утра в кабине бывает холодно, а ведь надо еще осмотреть и принять вагон перед выездом. Водители проводят влажную уборку на своем рабочем месте - в кабине всегда должно быть чисто, а в большинстве - еще и по возможности уютно: занавески, коврики... Кстати, рисунки, которые есть во многих водительских кабинах ижевских трамваев, когда-то давно делала одна из путейщиц. К сожалению, сейчас она уже не работает на предприятии.

Кондуктор в течение смены тоже следит за чистотой - протирает поручни, сиденья, если есть необходимость - подметает в салоне. За каждым вагоном закреплено 2-3 водителя. Кондукторы в вагонах могут быть постоянными, а могут меняться. 

Заносы в гололед

Во время езды нужно еще и смотреть на рельсы - нет ли там, например, камня. При наезде на посторонний предмет может произойти сход вагона с рельсов. Из-за монетки, брошенной мальчишками под колесо, конечно, этого не произойдет, но более крупный предмет может принести вред. Также сход может случиться из-за уширения или сужения трамвайной колеи - например, весной, когда «гуляет» грунт. Но такое бывает редко, и каждый сход с рельсов - это ЧП.

Мало кто знает, но, оказывается, трамваи идут юзом в снегопад и дождь, почти так же, как машина в гололед! Для водителей в депо даже висит специальное табло, в котором подсвечиваются сложные погодные условия.

При гололеде рельсы точно так же посыпают песком, причем делает это сам вагоновожатый при помощи специальной кнопки «Песочница». Во время ее нажатия прямо под колеса по специальному желобу высыпается песок. Он находится в ящиках под передними пассажирскими сиденьями, справа и слева.
79 лет ижевскому трамваю: почему он может пойти юзом и о чем общаются вагоновожатые
 
79 лет ижевскому трамваю: почему он может пойти юзом и о чем общаются вагоновожатые
Песочница под сиденьем 
 Желоб, по которому идет песок
За уборкой трамвайных путей в осенне-зимний период следит целая служба со своей спецтехникой, очищая рельсы от грязи, снега, опавшей листвы и т. д. Специальные вагоны выходят ночью после окончания движения. До первого рейса им нужно успеть проверить и привести в порядок 75 километров путей в городе. А в трамваях, которые днем возят пассажиров, ночью трудятся уборщики. Снаружи вагон моют специальные большие щетки автоматической мойки. 

Повороты без руля

Как и в автомобиле, в трамвае есть три педали. Правда, в данном случае вместо педали сцепления расположена педаль аварийного тормоза (левая). Посередине находится тормоз обычный, а правая педаль называется «ходовая» и соответствует педали «газа» в автомобиле. Так же, как и расход бензина, расход электричества в трамвае зависит от силы нажатия на педаль - увеличивается сила тока.

А вот как трамвай поворачивает без руля? Это происходит благодаря особенному строению колес. С внутренней поверхности колеса находится так называемая реборда - специальный выступ, который во время движения вагона входит в желоб рельса. Когда трамвай подъезжает к развилке, водитель переключает стрелку рельсов в нужное положение, реборда идет по желобу в направлении стрелки, и вагон поворачивает. После этого стрелка вновь возвращается в исходное положение. При этом перевести стрелку можно только тогда, когда вагон находится под «салазками» - особым устройством контактной сети (проводов над путями), расположенным за несколько метров до стрелки. Если вагоновожатый не успел осуществить поворот и проехал «салазки», либо стрелка по каким-то причинам не сработала, ему приходится надевать оранжевый жилет, брать ломик, выходить на улицу и переводить стрелку вручную. Кстати, устройство, с помощью которого трамвай подключается к контактной сети, называется пантографом. Чтобы его поднять или опустить, вагоновожатый тянет за специальные веревки:

Если в трамвае что-то сломалось, узнать, где возникла неполадка, поможет панель диагностики. Она есть у более новых вагонов в кабине водителя справа на стенке. Со стороны пассажира ее не видно. В случае поломки на этой панели загорается соответствующий индикатор. 

Лунные светофоры

Для трамваев предусмотрены специальные, так называемые бело-лунные светофоры. Они стоят в основном перед сложными, оживленными перекрестками, и их работа увязана с основными светофорами. У «трамвайного» светофора один цвет (собственно бело-лунный). Если он показывает горизонтальную полосу, то это означает, что движение запрещено, вертикальная же линия разрешает движение прямо.

Также есть сигналы, разрешающие повороты направо или налево. Они очень помогают водителям трамваев, но и без них каждого водителя обучают проезжать перекрестки по обычным светофорам. Для этого надо запомнить последовательность загорания их на каждом перекрестке. 

79 лет ижевскому трамваю: почему он может пойти юзом и о чем общаются вагоновожатые

«Общение» трамваев

Для оперативной информации в вагонах устанавливаются радиостанции. Большая часть трамваев оснащена такой связью. В будущем она появится на всех трамваях в Ижевске, поскольку это средство связи и между водителями, и с диспетчером. Пообщаться с диспетчером водители могут также через специальные переговорные устройства, расположенные на уровне водительского окна в нескольких точках на маршрутах. Если диспетчеру необходимо передать для водителя сообщение, то он включает световой сигнал на этом устройстве, вагоновожатый останавливается возле него и выходит на связь. Как правило, таким способом передают информацию о приостановке движения, выясняют причины опоздания или опережения графика, предупреждают о возможных сложностях при движении и т. д.

 Журналистка Ижлайфа попробовала посидеть за рулем трамвая.

Центральная диспетчерская организовывает и контролирует все движение электротранспорта в городе: сюда стекается вся информация о происшествиях, поломках и ДТП, задержках движения. При необходимости отсюда уходит сигнал экстренным службам - если нужно вызвать полицию, «Скорую» или обнаружен подозрительный сверток и нужно вызвать МЧС. Линейных диспетчерских на маршруте несколько - как минимум, на каждой конечной. В известном, наверное, всему Ижевску здании диспетчерской в центре, на перекрестке улиц Ленина и К. Маркса, тоже работают линейные диспетчеры. Они контролируют самый напряженный трамвайный узел - большинство маршрутов проходит через этот перекресток. В специальном суточном журнале они отмечают прибытие каждого вагона, сравнивая его с запланированным в расписании, корректируют движение в случае, если нужно выровнять интервал или отрегулировать его после какой-либо задержки.

Что означают условные жесты водителей

Есть у водителей и неформальное средство общения между собой на линии. Иногда можно увидеть, как они используют жесты, переговариваясь условными знаками. Например, обед обозначают кулаками, поставленными друг на друга, опоздание - разводят руками, как будто растягивают невидимую ниточку.

 Пора на обед.

Когда один из вагонов «выпал» из графика, встречному водителю на перекрестке нужно определиться, кто должен ехать первым. Вагоновожатые рисуют в воздухе последнюю цифру времени, в которое их вагон должен прибыть на следующую контрольную точку. Чья цифра окажется меньше, тот и должен проехать вперед.

Трамвай может опаздывать на две минуты или приходить на одну минуту раньше. Все остальное считается отклонением от расписания сверх допустимой нормы. Как правило, это происходит, когда на путях возникает помеха. Например, на светофоре автомобилисты любят для поворота выехать заранее на пути или встать очень близко к ним. Трамвай в таком случае не успевает проехать на свой разрешающий сигнал и вынужден ждать, когда горе-водитель покинет перекресток, и только на следующий «зеленый» продолжить движение. 

Забытые вещи и опоздавшие пассажиры

Если кто-то из пассажиров «проспал» свою остановку и захотел выйти после того, как вагон тронулся, то до следующей остановки его не выпустят. Высаживать пассажиров вне остановочных площадок водителям строго запрещено, так как это может привести к травмам. Единственное исключение - если вагон сломался. Но и в этом случае пассажиров высаживают под строгим контролем водителя и кондуктора.

Если кондуктор обнаружил оставленный в салоне пакет, то он немедленно сообщает об этом водителю, а тот - диспетчеру. Вагон останавливают, высаживают пассажиров и вызывают спецслужбы. Если установлено, что вещь не представляет угрозы, то ее передадут на конечную станцию. Забытые в транспорте вещи обязаны хранить 6 месяцев.

Трамвайные «шашки»

Ночью на территории депо работают водители-перегонщики - они расставляют стоящие там трамваи по специальной схеме. Например, трамвай, который должен выехать раньше, будет стоять впереди. Это похоже на игру в шашки.

Самый первый трамвай, как и положено, выходит из депо № 1 (на ул. К. Маркса) по маршруту № 1 в 3:40 утра, а затем из депо № 2 в 4:20 - трамвай 8-го маршрута. После этого он едет дальше на смену. Самая короткая смена у вагоновожатого длится около 7 часов, а самая длинная - почти 12.

В зависимости от графика у водителей бывает один или два обеда - на каждой конечной станции и в депо есть столовые. Обед длится от 30 минут до 2 часов. А вот, к примеру, в Екатеринбурге продолжительность обеденного перерыва составляет всего 12-15 минут! Последний трамвай идет в депо около часа ночи, водителей и кондукторов развозят по домам на автобусе. 

Только цифры

1524 мм - расстояние от рельса до рельса, или ширина колеи.

17 тонн - примерный вес одного вагона.

Около 60 км/ч - максимальная скорость трамвая.

75 км - протяженность путей по Ижевску сегодня.

7 месяцев нужно проучиться, чтобы стать вагоновожатым.

305 часов ездит стажер с инструктором после прохождения обучения.

315 водителей и 296 кондукторов трудятся сейчас во 2-м депо Ижевска.

12 часов - максимальная длительность смены.

 


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • Не указали жест о предупреждении наличия контролеров на следующей остановке

  • Очень интересная статья, спасибо)) Про песок особенно) До чего техника дошла - сама себе дорогу посыпает))

  • Очень интересно,спасибо!
  • Жесты не все, конечно, указали) но должны же остаться профессиональные секреты :) Если пассажиров научить всем возможностям вагона, то от экпериментов может все движение в городе остановиться :))

  • Спасибо за статью. Очень интересно. Получается женщины выносливее мужщин в учёбе. Вот это дааа. Применили бы конструкцию песка у больше грузов такую. Было бы здорого.
  • Интересно.Тем более,что трамвай - мой любимый вид транспорта. Под стук колёс прекрасно думается!

  • Вопрос в том зачем учиться 1 год чтобы получать 12тыс.руб?

  • Учиться всегда полезно и это не вопрос денег.

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus