Top.Mail.Ru
27 марта 2018 17:14
Знай наших!

Как в обычной школе Ижевска воспитывают юных Кулибиных

В мастерских времен СССР на оборудовании 1960-х годов ученики разрабатывают уникальные проекты.

Диля Ахмадишина
Диля Ахмадишина

Об учениках ижевской школы №27 теперь знают многие жители России. Видео, на котором они презентуют свое изобретение – аппарат для борьбы с гололедом с суровым названием «Долболед», на канале «Ютьюб» набрало уже почти 250 тысяч просмотров. А 9-классник этой школы Александр Чукавин удивил жюри авторитетного российского конкурса  StartUp Tour своим проектом безопасной остановки. Мы узнали, как учителям обычной городской школы удается воспитывать юных Кулибиных.

Снаружи здание, в котором находятся мастерские школы №27, выглядит не ахти. В нем трудились еще советские школьники. Внутри тоже многое напоминает о Советском Союзе: старые плакаты с правилами техники безопасности и настенное панно, на котором изображена группа товарищей с комсомольскими значками на груди и мальчишка с пионерским галстуком.

– Этим летом мы с ребятами делали в мастерских ремонт, но картину эту решили оставить, поскольку на ней изображены учителя по труду, которые когда-то работали в нашей школе, – объясняет Александр Широбоков, тот самый учитель технологии, ученики которого разработали знаменитый долболед и проект безопасной остановки.

Учителем он работает уже 20 лет, из них четыре года в школе №27. Интересных изобретений у его подопечных немало. Это и шахматы для незрячих, и утилизатор мусора, и прибор для больных эпилепсией и много чего еще. Есть в учебной программе и классика жанра.

– Без табурета никуда, – смеется Александр Валентинович. – В начале учебного года я прошу пятиклассников разработать модель табурета, но необычного, такого, какого еще не существует, и они порой такое выдумывают!

«Мечтаем о станке с ЧПУ»

С фантазией у парней, действительно, все в полном порядке. В прошлом году ученик сейчас уже 10 класса разработал  универсальный станок, на котором можно резать, гнуть металл, делать проволоку. Станок назвали «Петрогиб» – в честь создателя Данила Петрова. Свое изобретение он представлял на Всероссийской олимпиаде по технологии и занял первое место.

– Технология в школе преподается до 8 класса, а олимпиада проводится, начиная с 9. Парадокс, – удивляется Александр Широбоков. – Но мы все равно готовимся: после уроков, все выходные пропадаем в мастерских.

За это учителю технологии никто не доплачивает. Свой энтузиазм он объясняет тем, что у детей горят глаза. Можно только представить, каких результатов достигли бы они, если б мастерские были оснащены современным оборудованием. Школьники и учителя мечтают о 3D-принтере и станке с ЧПУ – числовым программным управлением. Пока же ребята учатся работать на станках 1960 года выпуска. В свое время школе досталось списанное с завода «Аксион» оборудование. И оно до сих пор работает!

– Не всякий взрослый сможет на станке вот такую миниатюрную деталь выточить, а наши ребятам могут, – гордится своими учениками еще один учитель технологии школы №27 Андрей Закурдаев.

Курс на предпринимательство

Денег на покупку станка и прочего оборудования у школы нет. Между тем, в ее мастерских занимаются ученики еще пяти школ Ижевска!

– Все расходы по содержанию и ремонту мастерских лежат на нас. Пытались получить гранты, но победить пока не удается, – говорит директор школы Наталья Наговицына. 

В этом вопросе обещал помочь первый заместитель председателя Правительства Удмуртии Александр Свинин. Впечатленный выступлением Александра Чукавина на StartUp Tour, на днях он побывал в школе №27, чтобы увидеть и другие изобретения юных Кулибиных. Впрочем, первый вице-премьер считает, что приносить деньги могут и проекты учеников. Но пока они живут только в стенах школы. Хотя некоторые идеи достойны внедрения в производство.

– У нас почти нигде не развивают параллельно сразу две компетенции – инженерные и предпринимательские. Между тем, есть примеры, когда инженеры еще и отличные предприниматели. Я имею в виду Илона Маска, изобретателя Тесла Мобиля, – говорит Александр Свинин.

Вице-премьер предложил уже в мае провести для школьников экспериментальный курс по предпринимательству. Кроме того, правительство поможет школе наладить связь с промышленными предприятиями Ижевска.

Стандартная школа с нестандартным подходом к обучению

Самое удивительное в этой истории то, что школа №27 – обычная. Но количеству талантливых ребят и учителей-энтузиастов, которые в ней учатся и работают, может позавидовать любой лицей.

– Воспитываем их сами, – улыбается Наталья Наговицына. – Если честно, семь лет назад, когда начала здесь работать, я не придала особого значения урокам технологии. А потом побывала в школах Екатеринбурга и Челябинска и увидела, какие там современные мастерские, что творят ребята, и меня осенило: вот же оно! И у нас есть мастерские, пусть и старые! К тому же инженеры на рынке труда сейчас востребованы. Так что сам Бог нам велел этим заниматься. Кроме того, мы делаем упор на лингвистическое и физико-математическое направление.

Об учителях школы Наталья Николаевна рассказывает с гордостью. Но быстро прерывает себя на полуслове:

– Не буду их рекламировать, чтобы не переманили. Скажу лишь, что мы работаем на результат.

Наша задача – дать детям качественное образование, чтобы наши выпускники были конкурентоспособными.
Наталья Наговицына, директор школы №27

Для достижения этой цели в школе создали современные учебные лаборатории физики, химии и робототехники. В планах – организациях еще трех. Кроме того, здесь внедрили разноуровневое обучение по четырем предметам в 5-8 классах. Параллель делится на три группы: повышенного, среднего и базового уровней. Так, 5-6 классы изучают географию и биологию, а 7-9 классы – математику и физику.

– Уравнивая детей, мы в итоге не получаем результат ни от середнячков, ни от способных ребят. Школа не должна усреднять детей, должен быть индивидуальный подход, – считает Наталья Николаевна. – Кроме того, мы ввели «Умный час» по всем предметам. Проводим его по субботам с 8:00 до 9:00. В это время ученики могут прийти к любому учителю и исправить оценку, подготовиться к олимпиаде. А на краткосрочных практикоориентированных  курсах ребята учатся работать на результат: издают школьную газету, ставят спектакли на английском языке, мастерят что-то в мастерских. Каждый занимается тем, что ему ближе.

Нестандартный подход к организации учебного процесса уже приносит свои плоды. В этом году призерами городского этапа олимпиад стали 30 учеников школы №27, четверо из них заняли первые места.

Денег нет, но школа развивается

В этом году школе №27 исполняется 80 лет. Лучшим подарком для ее коллектива стал бы ремонт фасада: местами со стен отвалилась уже не только штукатурка, но и кирпичная кладка. В результате во время дождя стены промокают насквозь. Последний раз школу капитально ремонтировали в 1960-е годы!

Еще один больной вопрос – отсутствие полноценного спортзала. В школе он есть, но очень маленький. Приходится проводить уроки в спорткомлексах «Аксион» и «Металлург».

Спортзал в школе есть, но очень миниатюрный Фото: Диля Ахмадишина

– Сколько раз мы просили руководство Ижевска, Удмуртии построить спортзал, но пока тщетно. Хотя у них даже проект, и не один, есть, – сетует Наталья Наговицына. – Мы немного выдохнули, когда в стране реализовывался национальный проект «Образование». Тогда многие школы получили небольшую поддержку. И мы тоже, но на этом все закончилось. Сейчас приходится выживать самостоятельно.  Кто-то из великих сказал, что  лидирует тот, кто инвестирует в образование. Что мы вложим в наших детей в школе, то и получим в будущем.

Фото: Диля Ахмадишина