Top.Mail.Ru
26 октября 2016 12:06
Знай наших!

Директор Удмуртской филармонии Алексей Фомин: «Я не конфликтный, но если речь идет о музыке - могу и обидеть»

А также, почему сам Дмитрий Хворостовский назвал его дерзким.

Константин Ившин
Константин Ившин

Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии, ходит на работу в джинсах, а его стрижка с выбритыми висками - словно вызов всему культурному сообществу. Подтверждением того, что Алексей Фомин не вписывается в рамки классического примера, стал и наш с ним очень откровенный разговор.

Заставил Хворостовского прилететь в Ижевск

- Недавно в Фейсбуке вы открыто заявили о непорядочности руководителя известной в Ижевске концертной организации. Вы конфликтный человек или просто не молчите, когда вам что-то не нравится?

- Это был крик души. Как еще разговаривать с человеком, который в течение двух с половиной лет не возвращает филармонии 75 тысяч рублей, который клянется, что вернет деньги, но не делает этого. Как еще можно воздействовать на человека, который постоянно меняет номера телефонов и просто теряется? Филармония, конечно, не обеднеет. Но я считаю, если дал слово - держи. Я не конфликтный человек, всегда стараюсь разговаривать с людьми, находить компромиссное решение. Но бывают ситуации, когда избежать конфликта не удается. Редко, но бывают.

- Алексей Юрьевич, глядя на вас, кажется, что вы и мухи не обидите...

- Обижу, если это касается музыки и интересов филармонии, - резко прерывает меня мой собеседник.


Фото: Константин Ившин

- Мне, кажется, что когда Дмитрий Хворостовский назвал вас молодым, но таким дерзким, он попал в самую точку.

- Из уст музыканта такой величины я расцениваю эти слова, как комплимент. Я мечтал привезти Дмитрия Хворостовского в Ижевск, и в 2013 году у меня это получилось. Дерзким он меня назвал, наверное, потому, что мне удалось договориться с его менеджментом о концерте в Ижевске, хотя это выступление ну никак не вписывалось в график артиста.

Хворостовский летел к нам из Нью-Йорка через Москву, потом из Ижевска полетел обратно в Москву, затем в Вену… Но несмотря на сложные перелеты, он выступал в совершенно глухом зале ДК «Аксион» безо всякой подзвучки и всем все было слышно. Хворостовский оказался простым, совсем не капризным. Когда вышел из машины, поздоровался со мной на удмуртском - узнал у водителя, как сказать «здравствуйте». Было приятно.

 

«Почему выбрали меня?»

- Алексей Юрьевич, вы возглавили филармонию в 2011 году, когда вам было всего 28 лет…

- 27, - с улыбкой уточняет Фомин. - Честно скажу, когда меня назначили и.о. директора филармонии, я совершенно не разбирался в маркетинге, в финансовых вопросах, не знал даже, как подписывать счета. Я был уверен, что мое назначение - явление временное, что скоро я вновь вернусь на прежнюю должность - заместителя директора филармонии по творческой части.

Я до сих пор не знаю, что повлияло на решение Дмитрия Евгеньевича Иванова, который возглавлял тогда Министерство культуры, почему он выбрал именно меня. Сейчас, когда я его об этом спрашиваю, Дмитрий Евгеньевич театрально закатывает глаза и говорит: «Мудрость, Алексей Юрьевич, мудрость».

Алексей Фомин
«В моем плей-листе очень много разной музыки. Тут и Чайковский, и Густав Малер, и Земфира, и группа «Звери», «Ленинград», к которой я в последнее время испытываю особые чувства»

- Несколько лет вы были дирижером в театре оперы и балета Удмуртии. Что сложнее «дирижировать» коллективом или оркестром?

- Если подходить к работе творчески, не отсиживаться на рабочем месте с половины девятого до половины шестого, то сложно будет везде. Да, сейчас мне приходится решать не только творческие, но и хозяйственные вопросы, но я ни о чем не жалею. Я перестал дирижировать, когда понял, что не являюсь гением в этом деле, что принесу больше пользы в чем-то другом. Руководить коллективом - это, наверное, тоже искусство. У каждого свой путь.

«Братья Гримм», «Иванушки» и «Лабутены»

- Алексей Юрьевич, за пять лет вашего руководства в филармонии многое изменилось - как внешне, так и содержательно. Главная цель этих перемен очевидна - увеличить число зрителей. Удалось ее добиться?

- Удалось. Некоторые концерты нам даже рекламировать не нужно. Мы просто подаем информацию в базу данных и собираем полный зал. Показательным для меня, является еще и то, что на наши концерты начали приходить профессионалы - преподаватели музыкального колледжа, а также то, что публика стала моложе. Если раньше средний возраст зрителей был 55-60 лет, сейчас - 40 лет.

- Глава группы компаний «Рамблер» на вопрос, где будете проводить юбилейный корпоратив, ответил: «Коллеги хотят пойти на пейнтбол, но пойдут в консерваторию». На ваш взгляд, можно ли приучить людей слушать классическую музыку и нужно ли вообще это делать?

- Согласно статистике, академическую музыку во всем мире слушают всего три процента населения, - начал отвечать Алексей Фомин и тут зазвонил его мобильный - зазвучала песня «Братьев Гримм».

- У вас на рингтоне тоже не Чайковский, - съехидничала я, когда директор филармонии закончил разговор.

- В этой песне есть слова, близкие моей душе. Вот послушайте: «Волею-неволей, бегая по морю, голыми пятками по небу. Стены, семафоры, серые заборы - все это мелочи, по фигу». На самом деле в моем плей-листе очень много разной музыки. Тут и Чайковский, и Густав Малер, и Земфира, и группа «Звери», «Ленинград», к которой я в последнее время испытываю особые чувства. Какая гениальная аранжировка у песни "Лабутены", а клип какой! Я много раз слышал про какие-то лабутены, но так получалось, что песня проходила мимо меня. Пока однажды великий пианист Алексей Володин в Фейсбуке не написал: «Это гениально, это шедевр!». Я нажал на ссылку и услышал хит «Ленинграда».

Что касается классической музыки, я за то, чтобы о ней рассказывали, к ней приучали в школах, но не навязывали. К классике, как и к религии, как правило, приходят с возрастом.


Фото: Константин Ившин

- Видимо, мой возраст еще не пришел.

- Как, ну, скажите, как можно не слушать такую музыку! - вспыхивает мой собеседник, говоривший до этого спокойно, вполголоса, и тут же кабинет заполняют лирические звуки. - Это Рахманинов! И все, мне больше ничего не надо!

Я тоже не сразу полюбил академическую музыку, - чуть позже признается Алексей Фомин. - Я вырос на песнях «Иванушек International», и они мне до сих пор нравятся. Видимо, это ностальгия по юности, - смеется директор филармонии.

«Я хотел быть хирургом»

- Какие могли быть «Иванушки», вы же учились в школе-интернате для одаренных детей?

- Да, там их не было. «Иванушки» были дома, во дворе с ребятами. Потом я полюбил рок-музыку, мне очень нравилась Земфира, но эти музыкальные пристрастия не мешали получать академическое образование. Хотя, признаюсь, заниматься музыкой меня поначалу заставляли родители. Даже в музыкальное училище я поступил из-под палки. Совсем не хотел быть музыкантом, хотел быть хирургом. Спасибо родителям за то, что настояли. Творческая ненормальность, как я это называю, у меня появилась только на третьем курсе. Только тогда я, наконец, понял, что музыка – это то, чем я хочу заниматься.

- Зачастую родители хотят, чтобы их дети добились в жизни того, что не получилось у них…

- Мои родители педагоги, но оба связаны с музыкой. Отец в 17 лет поступил в музыкальное училище - он хорошо пел, но у него началась ломка голоса, и ему сказали: «Приходи через год». Естественно, он уже не вернулся, ушел в армию. Потом выступал с ансамблем «Чипчирган». А мама у меня самодеятельная гармонистка, причем, хорошо играет.

- А вы теперь дочку тоже к классике приучаете или хотите, чтобы она хирургом стала?

- Дочку, наверное, пока рано приучать к классической музыке. В четыре года важнее побаловаться с папой и съесть конфетку. Три раза в неделю Катя занимается в детской школе-студии ансамбля «Италмас», а еще она хорошо рисует. Не знаю, кем дочь станет, для меня главное – пусть станет хорошим человеком.


 Фото: Константин Ившин

У нас были прекрасные отношения...

Вообще формальным поводом для встречи стал 80-летний юбилей ансамбля «Италмас», а в середине сентября коллектив вошел в состав филармонии и Алексей Фомин официально стал директором ансамбля.

Перемены не заставили себя долго ждать. У ансамбля теперь есть транспорт, впервые за 40 лет отремонтирован балетный класс, сейчас идет ремонт в хоровом классе, скоро установят душевые кабины. Опытные артисты, покинувшие ансамбль за последние два года, стали возвращаться, появились и новые лица.

Напомним, 53 года художественным руководителем ансамбля «Италмас» был Анатолий Мамонтов. В 2011 году бразды правления перешли его сыну Константину. Но в феврале 2016 года Минкульт не продлил с ним контракт, решив вернуть «Италмас» в состав филармонии. В знак протеста Константин Мамонтов предоставил письмо, в котором его отец запрещает исполнять ансамблю более полусотни номеров. Однако Алексей Фомин не верит, что Анатолий Васильевич мог так поступить.

Алексей Фомин
«У нас были прекрасные отношения. Когда Анатолий Васильевич еще работал, мы каждое утро начинали с чашки кофе и с разговоров обо всем на свете. Поэтому я не верю тем письмам, которые якобы подписаны Анатолием Васильевичем. Я верю тем отношениям, которые у нас с ним были»

- Почему «были», вы с ним больше не общаетесь?

Я вижу, что Алексею Фомину сложно говорить обо всем этом. Он делится своими переживаниями, но просит: «Это не для печати», и я не могу не выполнить его просьбу…

Нужно также объяснить, что в начале этого года Анатолий Мамонтов сломал бедро. С тех пор народный артист Удмуртии и РСФСР живет в доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Артистов не пустили к любимому художественному руководителю

Но для того, чтобы вы понимали, насколько далеко зашел этот конфликт, добавлю лишь один эпизод, от которого ком в горле. 30 сентября, накануне Дня пожилого человека, ансамбль «Италмас» дал концерт в Доме-интернате для престарелых и инвалидов. В том самом, в котором живет сейчас Анатолий Мамонтов. Артисты, много лет проработавшие под его руководством, хотели повидаться. Но на концерте Анатолия Васильевича не было. Не знать о нем он не мог - такие новости быстро распространяются в казенных учреждениях. Не захотел пойти или Мамонтова просто не пустили? Как не пустили артистов, которые после выступления хотели подарить цветы легенде Удмуртии…

- На сайте «Италмаса» Анатолий Васильевич Мамонтов до сих пор значится художественным руководителем. Нет ли здесь ошибки?

- Сайт нужно приводить в порядок, там действительно много неточностей. Но то, что касается Анатолия Васильевича, все так и есть, и так будет. Сейчас мы стараемся сделать все возможное для того, чтобы начать издавать написанные им произведения. Ноты сложно будет привести в порядок - как человек творческий, Анатолий Васильевич небрежно относился к своему творчеству. Тем не менее, партитур столько, что хватит на две, а, возможно, и более, антологии. Я очень хочу, чтобы произведения Мамонтова остались в истории.

Ансамбль «Италмас» на репетиции
Ансамбль «Италмас» на репетиции Фото: Анастасия Малышева

БЛИЦ

  • Три величайших композитора. Чайковский, Рахманинов, Густав Малер.
  • Каким музыкальным жанром можно охарактеризовать ваш характер, вашу жизнь? С друзьями – это рок-н ролл, на работе – сложное многочастное академическое произведение, с близкими – колыбельная.
  • Форте или пиано? Пиано.
  • «Айкай» или «Италмас»? «Италмас», хотя к «Айкаю» отношусь с большим уважением.
  • Какие песни поете во время дружеских и семейных застолий? Я совсем не умею петь.
  • Человек, на которого хочется равняться. Отец.
  • Что огорчило вас в последнее время? Смерть отца полтора года назад.
  • Что порадовало? Присоединение ансамбля «Италмас» к филармонии.

ДОСЬЕ

Алексей Фомин

  • 33 года. Родился 11 июня 1983 года в д. Баграш-Бигра Малопургинского района.
  • С 1991 года живет в Ижевске.
  • Учился в школе-интернате для одаренных детей.
  • В 2001 году окончил Ижевское музыкальное училище по специальности «Инструментальное исполнительство по классу баяна».
  • В 2006 году окончил Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского по специальности «Дирижирование», «Инструментальное исполнительство».
  • С 2006 по 2009 год - дирижер Государственного театра оперы и балета Удмуртии.
  • С 2009 по 2011 - заместитель директора Удмуртской государственной филармонии по творческой части.
  • С 2011 года - директор Удмуртской государственной филармонии.
  • Женат, есть дочь.