Во главе Парада Победы: как машина времен ВОВ стала семейным авто  ижевчанина
Фото: Анастасия Малышева и Эдуард Карипов
ИСТОРИИ|Знай наших!

Во главе Парада Победы: как машина времен ВОВ стала семейным авто ижевчанина

Автор: | | Комментариев: 1 | Просмотров: 11004

На раритетном джипе Радик Мифтахутдинов  ездит по грибы, а дома коллекционирует старинное оружие.  <фото>

Раритетный военный джип «Виллис» видно сразу. На параде Победы он всегда едет первым с развевающимся Знаменем Победы. Его хозяин - Радик Мифтахутдинов - председатель военно-патриотического клуба «Великая Родина», настоящий энтузиаст и коллекционер раритетного оружия.

Раритетный «Виллис» - звезда коллекции

В гараже у Радика Борисовича стоит раритетный американский автомобиль «Виллис» времен Второй Мировой войны.

Радик Мифтахутдинов:
Он выпущен в 1943 году. Эта машина на самом деле побывала на войне. Она воевала на Первом Украинском фронте. А в Удмуртию она попала в 50-х годах, в Увинский военкомат. А в 1966 году мой тесть Петр Максимович Ворожцов ее купил. За сколько купил, даже не знаю, но с тех пор американский «Виллис» стал семейным авто. Машина особая, раритетная, продавать не собираюсь!

Уже 7 лет подряд Радик Борисович с друзьями на этом автомобиле участвует в параде Победы на Центральной площади. Мужчины переодеваются в военную форму, на задней части автомобиля ставят пулемет «Максим», на передней турели закрепляют пулемет Дегтярева, устанавливают Знамя Победы и возглавляют колонну военной техники.

- «Виллис» - машина надежная! Ей больше 70 лет, а ездит - на ура! Перед парадом мы обязательно техосмотр проводим, приводим машину в порядок. Ремонтировать авто помогает завод «Купол», лично начальник транспортного цеха Харис Салихов и целая бригада рабочих. Спасибо им большое за это.

 

Раз в год «Виллис» красуется на параде, а в остальные 364 дня - это обычная машина. Но повышенной проходимости.

- Американский «Виллис» - машина жесткая на ходу, это чувствуется. Зато это настоящий джип, не чета современным, - с гордостью говорит Радик Борисович. - Просто у автомобиля - совершенно другие функции, военные. А для своего солидного возраста машина отлично ездит, проходит везде. Летом с друзьями мы на ней в лес и по грибы, и по ягоды выезжаем. Очень удобно. Правда, скорость относительно небольшая - больше 60-70 км/час стараюсь не ездить.

Коллекция оружия на дому

Дома у владельца раритетного авто целый музей времен Великой Отечественной войны. Про каждый автомат и пистолет из своей коллекции Радик Борисович готов рассказывать часами, собирать и разбирать, объяснять его устройство.

- На самом деле в моей коллекции нет настоящего боевого оружия. Все оно - так называемые макеты массогабаритные. Оружие действительно старинное, даже древнее, но боевыми патронами оно не стреляет. 

В гостиной у Радика Борисовича стоит настоящий пулемет «Максим».

Радик Борисович - коллекционер уникальный. Где еще встретишь человека, у которого в гостиной стоит настоящий пулемет «Максим».

- Он 1937 года выпуска. Даже бумага, которой закрыты патроны с войны, пожелтевшая и пахнет машинным маслом. Такие пулеметы во время войны выпускали на нашем заводе «Аксион». Оружие очень тяжелое, весит  целых 72  кг. Требовалось сразу несколько человек, чтобы с ним управиться. Зато пулемет делал 600 выстрелов в минуту.

В коллекции Радика Мифтахутдинова не только оружие. Есть и настоящее ижевское знамя, копия Знамени Победы, военная форма, фуражки, а на стене висят законы пионера.

Радик Мифтахутдинов:
Первым моим трофеем стала немецкая каска, которую я купил в Севастополе. Сам я - пилот, закончил Волчановское авиационное училище летчиков, а после работал в аэроклубе Пирогово. Может, отсюда такая страсть к оружию. А расставаться со своей коллекцией я не собираюсь, поэтому даже приблизительной стоимости ее не знаю. Но на рынке сейчас трофейный макет оружия дешевле 10-15 тысяч рублей найти сложно.

Старинное оружие - особая гордость Радика Мифтахутдинова. Чего тут только нет: и противотанковая мина (учебная, конечно, успокаивает Радик Борисович, но сделана точно как настоящая), револьвер 1912 года (ему сто два года, а состояние просто идеальное!),  немецкий пистолет «Вальтер»,  винтовка Маузера,  пистолет «Парабеллум», есть и МП-40 или как говорили Шмайссер, пулемет Калашникова, ручная граната Ф-1 (в простонародье - «лимонка»), фотоаппарат 1939 года, кортики и сабли. Всего и не перечислишь.

- А еще есть у меня СТГ-44. Внешне он напоминает автомат Калашникова. А все потому, что Шмайссер после войны работал на Ижевском механическом заводе до 1947 года. Шмайссер был в плену, и Калашников работал с ним, - объясняет Радик Борисович.

А еще Радик Мифтахитзянов настоящий патриот. Он очень хочет, чтобы наши дети знали свою историю, историю наших побед в Великой Отечественной войне.

- У молодежи мы часто спрашиваем подробности о войне, например, кто дошел до Берлина или сколько человек погибло, и они этого просто не знают, - рассказывает Радик Борисович. - Нам это неприятно. Вот мы и проводим нашим патриотическим клубом идейно-воспитательную работу. Вместе с «друзьями по духу» Вахитовым Рафаилом, Галлямовым Сабитом, Ахуновым Тахиром и Салиховым Харисом выезжаем в школы и детсады, рассказываем и показываем. В этом состоит наша миссия.

Кстати*

В Красную армию «Виллисы» поступали по ленд-лизу с лета 1942. Ленд-лиз - американская система поставок оружия. В войну американцы поставляли нашей армии танки, самолеты, а также эти автомобили.

Всего США поставило в СССР по ленд-лизу техники, боеприпасов, продовольствия и сырья на 11,3 млрд. долл. (в ценах 1941-1945 г.), или примерно 138 млрд. долл. (в ценах 2008 года).

Согласно ленд-лизу, переданное имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно быть оплачено США. Обратный ленд-лиз от СССР составил всего 2,2 млн. долл., менее  4% от полученной суммы.

Технические характеристики джипа «Виллис»*

Грузоподъемность - 250 кг

Габариты:  длина - 3,3 мм, ширина - 1,6 м, высота (с тентом) - 1,8 мм

Максимальная скорость - до 104 км/час

Эксплуатационный расход топлива - 11-18 л/100 км

Топливный бак -  57 л

*по информации ru.wikipedia.org


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • Хуго Шмайссер не был в плену, а работал в СССР по контракту. И не на Механическом заводе, а на Машиностроительном. На который М. Т. Калашников поступает только в сентябре 1949 года. Первая партия \"АК 47\" была произведена в 1948 году на \"Мотозаводе\", (ныне \"Аксион\").

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus