Top.Mail.Ru
5 апреля 2012 09:30
Знай наших!

Ижевчанка Мария Толстухина: «Я - массовик-затейник»

7 апреля свой 50-летний юбилей празднует Мария Толстухина. Для многих она теперь, прежде всего, администратор коллектива «Бурановские бабушки». Но и сама Мария личность творческая - она заслуженный работник культуры Удмуртии. <фото>

После знакомства с Василием Лановым я поняла, что артисты - обычные люди
После знакомства с Василием Лановым я поняла, что артисты - обычные люди

7 апреля свой 50-летний юбилей празднует Мария Толстухина. Для многих она теперь, прежде всего, администратор коллектива «Бурановские бабушки». Но и сама Мария личность творческая - она заслуженный работник культуры Удмуртии. Впрочем, себя наша героиня скромно называет массовиком-затейником. В преддверии юбилея Мария Толстухина поведала интересные истории из своей насыщенной жизни.

Первая роль - поросенок Наф-Наф

В 1987 году я устроилась в Театр оперы и балеты Удмуртии. Сначала была уполномоченным по распространению билетов, потом кассиром. Тогда артисты для меня были людьми с другой планеты. Как-то к Дню театра все подразделения готовили номера для капустника. Ну а поскольку я всегда участвовала в самодеятельности, придумала выступление для работников сцены, сама что-то спела. Так все узнали, что у меня есть голос и творческая жилка. Потом освободилось место в реквизиторском цехе, и из бухгалтерии я перебралась на сцену. Пусть и не артисткой… Однажды один из режиссеров предложил мне поучаствовать в спектакле - вынести платье для героини постановки «Моя прекрасная леди». И вот я уже артистка! Пусть и без слов. А первой моей ролью со словами стала роль … Наф-Нафа из сказки «Три поросенка». Но через два года такой «сказочной жизни» мне надоело повторять заученные фразы и движения, а сыграть что-то серьезное не предлагали. Я решила уйти из театра и стать работником культуры.


Клоун Клепа, Баба-Яга, поросенок Наф-Наф… За свою жизнь я примерила немало образов.

Для чего микрофону презерватив

В 2008 году в Удмуртию с гастролями приезжал государственный академический русский народный ансамбль «Россия». Им тогда руководила Людмила Зыкина. Я помогала Ксении Рубцовой, которая работала с Людмилой Георгиевной, в организации концертов. Приехали в Юкаменское, а там накрапывает дождь. Концерт на стадионе. Что делать? Зрители могут и под зонтами спрятаться, а вот как быть с микрофонами, которые подвели к каждому оркестранту? Вдруг закоротит? Умирать от удара током никому не хотелось. Тут звукорежиссер и спрашивает: «У кого есть презервативы?». Как выяснилось, он решил натянуть их на микрофоны, чтобы на них не попадала вода. В итоге музыканты презервативы собрали. Даже в аптеку бежать не пришлось. А резиновую защиту с микрофонов решили не снимать. На следующий день был назначен еще один концерт. Решили подстраховаться - вдруг снова дождь пойдет.


В ансамбле «Россия» презервативам нашли необычное применение.

Как я не спела с Василием Лановым…

Я была ведущей творческого вечера Ланового в Ижевске. До его выступления мы посидели в кафе, Василий Семенович рассказывал о себе, своих родителях. Все было настолько душевно, что мы даже спели с ним украинскую песню «Цвите терен» на два голоса. «А что, Маша, может, споем сегодня вместе зрителям?» - предложил мне Лановой. Я растерялась, но отказать не посмела. Весь вечер я с содроганием ждала, когда же великий актер скажет: «А теперь мы с Марией Толстухиной исполним для вас песню…». Но так и не дождалась. О своем предложении Василий Лановой вспомнил только после концерта за ужином: «Ну что же вы, Маша, не напомнили мне? Хороший номер получился бы».

… и спела с ансамблем «Россия»

Есть у меня еще одна история, связанная с легендарным ансамблем Людмилы Зыкиной. Сама Людмила Георгиевна в Удмуртию тогда не приезжала. Солировать должен был Михаил Кизин и еще одна исполнительница русских народных песен. Но по какой-то причине выступать она не смогла. И тогда спеть с «Россией» предложили мне. Думала, умру от страха, я же никогда прежде не пела в сопровождении живого оркестра, тем более такого знаменитого. Но деваться было некуда: согласилась - выступай! Когда я вышла на сцену ДК «Элеконд» в Сарапуле, первым делом решила расположить к себе зрителей. Они же ждали солистку ансамбля «Россия», а тут вышла какая-то Мария Толстухина. Я решила проявить свои способности тамады (благо свадеб и корпоративов в своей жизни провела немало), стала общаться с залом, просить их подпевать мне. Первую песню «Степь да степь кругом» сарапульчане подпевали тихонько, а «Ой, цветет калина» мы исполняли уже хором. Это было так здорово, что мои глаза увлажнились, а так как ресницы были накладными, слезы, попав на клей, потекли ручьем. Это еще больше растрогало публику, мне кричали «Браво!». 

Французские таможенники, бабушки и коромысло

В октябре прошлого года мы с «Бурановскими бабушками» побывали во Франции. В Канны отправились … с коромыслом и деревянными ведрами. В московском аэропорту необычный багаж артисток пропустили без лишних вопросов. А на обратном пути французские таможенники чуть было не оставили бабушек без реквизита. Нашим ведрам они не удивились, а вот коромысло, по всей видимости, увидели впервые в жизни. Я им, как могу, объясняю: «Рашен фольк групп, реквизит», а таможенники твердят одно: «Ноу, ноу». Я несколько раз популярно объяснила, что такое коромысло, а они не понимают. Ну что я, виновата, русский язык знать надо, если обслуживают пассажиров российской авиакомпании! Пока мы препирались, образовалась очередь. Бабушка Граня, с которой мы проходили контроль, уже шепчет мне, мол, давай оставим коромысло. Но я решила идти на принцип и не отступать. На помощь нам пришла российская туристка, знающая английский. В итоге наше коромысло полностью обмотали и приняли как нестандартный багаж.