Top.Mail.Ru
8 февраля 2017 11:54
Политика

Кто плачет за стеной: почему насилие в семье – больше не «уголовка»?

Опыт ижевских семей.

Сергей Грачев
Сергей Грачев

В России вступил в силу законопроект о том, что избиение родственников – больше не уголовно наказуемое деяние. Максимум, что грозит любителю распускать руки дома – штраф до 30 000 рублей, от 10 до 15 суток или обязательные работы на 60-120 часов.

Для чего приняли такой закон?

Дело в том, что законодатели решили уравнять наказание за любые побои – в семье и вне ее.

Алексей Бузанов
заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по Ижевску
«До этого законопроекта побои, совершенные в семье, классифицировались как уголовное преступление. Санкции предусматривали исправительные или обязательные работы, арест или лишение свободы. Побои же, нанесенные посторонним человеком, классифицировались как административное правонарушение. Сейчас родственников и посторонних уравняли в правах и обязанностях»

В этом, конечно, есть здравый смысл. Но воспринимают закон по-разному.

– В отношении детей, престарелых следует, на мой взгляд, оставить уголовную ответственность. Супруги-то еще, может быть, сами разберутся, но наименее защищенные категории – дети и престарелые люди, – остаются уязвимы, – говорит Алексей Бузанов.

Впрочем, есть положительные мнения.

Светлана Мерзлякова
психолог, заместитель директора Республиканского центра психолого-педагогической помощи населению «СоДействие»
«Возможно, я слишком наивна, но я надеюсь, что данная мера позволит людям скорее учиться на своих ошибках, даст им реальный шанс исправить ситуацию без последствий. Раз оступившись и получив административное наказание за побои, человек считается осужденным за административное правонарушение в течение года»
В 2016 году в Ижевске было зарегистрировано 1114 подобных преступлений. Из них в 535 случаях жертва получила небольшой или средней тяжести вред здоровью, в 51 случае – тяжкий вред здоровью. В 13 случаях все закончилось смертью

Как обстоят дела в Ижевске?

Семья Анны из Ижевска (имена героев публикации изменены. – Прим. ред.) со стороны выглядела как картинка в глянцевом журнале: общий бизнес с мужем, двое детей. Однажды Анна появилась на пороге центра «СоДействие» с двумя детьми и сломанными шейными позвонками: супруг-игроман проигрался и выместил зло на ней. До этого он обходился тем, что оставлял гематомы и ломал ребра. Сейчас, по словам женщины, все зашло слишком далеко.

Алина от своего мужа сбежала в окно после очередной ссоры. Он и до этого ее бил, душил, грозился убить, но в этот раз ссора была особенно острой. Девушка поняла: в этот раз точно убьет. Когда муж запер Алину в доме и отъехал по делам, женщина взяла документы и сбежала через окно.

В 2016 году от побоев пострадали 2 608 женщин и 727 мужчин

Нине же потребовалось несколько лет, чтобы понять, что издевательства и побои мужа – это ненормально. Женщина просто терпела, боясь пожаловаться. Да и кому? Если муж – полицейский, который бьет, не оставляя следов, и грозится, что убьет жену, если та обратится «по адресу». После помощи специалистов: юриста, психолога, специалистов по социальной работе у Нины появилась уверенность в себе, женщина начала бороться за свою жизнь, пока еще могла.

Все эти истории – абсолютно реальные факты, а женщины – клиентки Республиканского центра психолого-педагогической помощи населению «СоДействие». По словам заместителя директора центра, психолога Светланы Мерзляковой, в этих случаях, как и в сотнях других семьи не состояли на учете и не вызывали подозрений у окружающих.

– Эти семьи внешне производили впечатление счастливых и благополучных. Анна и Алина, например, вместе с мужьями занимались бизнесом, Нина – жена сотрудника правоохранительных органов. Те годы, когда женщины терпели побои и издевательства, никто из их окружения и не догадывался о их непростой ситуации. Психологи давно определили, что домашнее насилие имеет скрытую, латентную форму. Это может происходить с подругой или соседкой, однако, догадаться об этом порой невозможно, – прокомментировала Светлана Алексеевна. – Каждая из этих женщин была покалечена не только физически, но и морально. Они были сломлены, подавлены. Помочь выйти им из этого состояния и снова поверить в себя смогла серьезная психологическая помощь.

Теперь же все эти случаи не «уголовка», а штраф или обязательные работы. В зоне риска также дети и пожилые люди: в 2016 году пострадали 332 ребенка и 323 пожилых человека.

– С детьми все, конечно, сложнее, здесь подключаются органы опеки, поскольку речь идет о несовершеннолетнем, законным представителем которого являются его родители, опекуны, усыновители. А вот пожилые люди не раз приходили в центр «СоДействие» за помощью. Их не просто бьют, а выгоняют из дома. И страдают наши старики не от посторонних людей, а от сыновей, внуков, даже внучек. Был период, когда большинство обращений поступало именно от пенсионеров, – пояснила замдиректора центра «СоДействие», психолог Светлана Мерзлякова.

P.S. У Нины и Анны жизнь наладилась. Анна в итоге снова поверила в себя, развелась, подняла разоренный мужем бизнес, купила новую квартиру. Но окончательно эта сильная женщина выдохнула только после того, как бывший муж уехал на ПМЖ в Москву.

До 30 000 рублей штрафа могут заставить платить тирана за домашнее насилие

Нина, жена полицейского, после длительной терапии начала бороться за свою свободу. Она, наконец, поняла, что даже на ее мужа найдется законная управа, и подала на развод.

А Алина вернулась к супругу, который, якобы, все осознал. Пока у них все хорошо, но как долго продлится «медовый месяц» – вопрос открытый.