15 февраля 2016 17:09
ЧП

Ижевчанка, видевшая падение Челябинского метеорита: Я дико испугалась, первое, что пришло в голову – теракт!

Со дня падения Челябинского метеорита прошло 3 года.

Марина Невоструева, vk.com, avito.ru

15 февраля 2013 года, 9 часов утра, Челябинск. Внезапно что-то вспыхивает в небе, в зданиях вылетают стекла, а жители города и пригорода, еще не понимая, что произошло, набирают номера близких людей. В голову лезут мысли о ядерной атаке, падающем самолете и подбитой ракете. Что они стали свидетелями падения метеорита – выяснилось позже.

Болид оставлял след в небе, похожий на след от самолета Автор: e-rentier.ru.wildlife.by

«Теракт!»

Среди очевидцев невероятного события оказались и некоторые ижевчане.

- Я приехала в гости к родственникам в Екатеринбург. Утром мы пошли гулять и увидели в небе нечто! Все произошло так быстро, что мы даже не успели понять, что это. Мы задумались: «Наверное, это метеорит! Но тогда должен быть взрыв, а его нет». Посмотрели на след в небе, и пошли гулять дальше. Только потом из новостей узнали, что это было. Хорошо, что мы были далеко, что он был небольшой, и не погибли люди,- вспоминает ижевчанка Алена Лобанова.

Алена была довольно далеко от места падения, потому не пережила того страха, который охватил тех, кто оказался ближе к месту падения. Многие были уверены – случилось что-то очень страшное.

Автор: Марина Невоструева

- Я ездила в Магнитогорск в гости к брату. Когда ехала обратно, у меня был билет на поезд из Челябинска на 15 февраля около 11 утра. Но на вокзале я была уже в 9 часов – чтобы не опоздать. Сонная, как муха, я уселась на втором этаже вокзала и уткнулась в телефон, чтобы не уснуть. Спустя какое-то время в помещении вокзала резко вспыхнул свет. Вспышка длилась буквально 1-2 секунды. Я подумала, что это какие-то проблемы с электричеством. И тут раздался громкий хлопок – как звук взрыва, тут же посыпались стекла и началась паника. Я дико испугалась, народ побежал по эскалатору вниз. Первое, что пришло в голову: «Теракт!». Я бросилась за всеми вниз, не чувствуя тяжести своей сумки.  Я была одна, с огромной сумкой, в незнакомом городе и не знала, что делать. Одно хорошо – из-за этого, когда я оказалась на улице, я поняла, что перепутала пригородный и междугородний вокзалы, а потому могла пропустить свой поезд. А о том, что это был метеорит, я узнала только в поезде, спустя пару часов, - историю ижевчанка Марина Невоструева.

Марина Невоструева
« Мы увидели в небе след. Он был похож на тот, что оставляют после себя самолеты, только толще, как облако. Версий было много: начиная от падения ракеты  заканчивая падением самолета. Было страшно!»

Разрушения

Когда все затихло, появились сообщения о первых раненых. Окна в зданиях разлетелись вдребезги. От порезов осколками пострадало 1145 человек, в том числе 50 человек госпитализированы. 52-летнюю женщину увезли в Москву с переломом двух позвонков.

На одном из заводов «взрывной» волной разрушено перекрытие склада. В результате перегрузок отказала сотовая телефонная связь. Ущерб, по оценкам областной администрации, нанесен приблизительно на миллиард рублей.

Поступки некоторых южноуральцев можно назвать героическими. Так, учительница одной из школ приказала детям младшего класса, наблюдавшим свечение огненного шара у огромных окон школы, немедленно укрыться под столами. После мгновенной реакции детей все окна были выбиты взрывной волной.

Сколько стоит метеорит?

За осколками метеорита, буквально на следующий день поехал главный астроном Челябинской области Александр Дудоров.

- Этот метеорит из числа астероидов, сближающихся с Землей. По составу он похож на обычную скальную породу. Такие метеориты берутся из астероидного кольца между Марсом и Юпитером, которое называется Главным поясом астероидов. Наше счастье, что он пролетел достаточно высоко, и достаточно далеко от Челябинска – где-то в 50 км. Если бы он выпал большим телом, то создал бы ударную волну, которую можно сравнить с наземным взрывом атомной бомбы! – рассказал изданию «АиФ – Челябинск» Александр Егорович .

Ужечерез три дня местные жители стали находить черные оплавленные камушки. В результате проведенных работ в районе Еманжелинска и поселка Травники найдено около сотни обломков, а в районе озера Чебаркуль было собрано около 3 кг осколков.

Сейчас в интернете можно купить осколки болида разной величины. Некоторые космические камни даже украсили стразами. Появился новый тренд - украшения из метеоритов. Кулон или кольцо из космического камушка обойдется, как минимум, в 3000 рублей.

- В интернете продаются настоящие метеориты. Продавать подделку не выгодно, ее изготовление обойдется дороже настоящих. Самые распространенные железные метеориты дешевые, - говорит научный руководитель обсерватории «Ка-Дар» Станислав Короткий.

Украшение из "упавшей звезды" Автор: avito.ru

Кстати!

Челябинский метеорит был около 17 метров в диаметре и весил около 10 тыс. тонн. Он вошел в атмосферу Земли на скорости около 18 км/с. Полет сопровождался тремя взрывами разной мощности (первый взрыв был самым мощным). В каменном «пришельце» ученые обнаружили нанокристаллы, в которых содержались медь, цинк, кислород, магний, кремний, сера, железо и никель. Это довольно необычно для метеоритов. Эти кристаллы могли образоваться в нем во время его формирования много миллионов лет назад или позже - во время следования по своей орбите. Не исключена также версия и о том, что уникальные нанокристаллы сформировались в момент взрыва над Землей 15 февраля.

Как отличить натуральный метеорит:

- магнитится

- тяжелее и плотнее камня

- есть пятна железа и вкрапления минералов

- оплавленная поверхность, похожа на уголь

- если метеорит каменный, то внутри он выглядит как бетон

- выемки и хребты на поверхности. Они появляются, когда метеорит входит в атмосферу Земли.