Top.Mail.Ru
6 ноября 2018 13:59
История Удмуртии

50 лет назад по улицам Ижевска проехал первый троллейбус

Как горожане встретили новый вид транспорта?

В 10 часов утра 6 ноября 1968 года в Ижевске открыли троллейбусное движение. О том, какая подготовка предшествовала этому событию и как была устроена работа нового для города транспорта в первые месяцы, IZHLIFE рассказали ветераны ИжГЭТ.

10 часов 45 минут утра, 6 ноября 1968 года. Первый троллейбус на остановке «Школьная» готов принять первых пассажиров Фото: ГКУ «ЦДНИ УР»

– Когда был объявлен набор в первую группу водителей троллейбуса, откликнулось больше ста человек, из которых нам нужно было выбрать не более 30, – вспоминает Нина Николаевна Мильчакова, мастер производственного обучения, занимавшаяся набором и подготовкой первых водителей. – Отобрали самых лучших – ответственных, серьезных, умных. Обучение они проходили здесь, в Ижевске.

Было сложно, потому что перед глазами у них не было ни троллейбусов, ни заменяющих их тренажеров – только плакаты с теорией. А когда пришло время стажироваться, в Ижевске еще не было ни одного троллейбуса. В итоге наши ребята учились вождению на транспортных предприятиях в Горьком, Челябинске и Свердловске.
Нина Николаевна Мильчакова , мастер производственного обучения, занимавшаяся набором и подготовкой первых водителей

Среди 30 первых водителей было шесть женщин и 24 мужчины. Кроме того, в Ижевск пригласили несколько водителей со стажем из других городов – Перми, Челябинска – под обещание выделить им квартиры в Ижевске. Они, к слову, активно помогали местным осваивать новый для них транспорт.

Экзамен в ГАИ – за день до начала движения

Первые 20 троллейбусов доставили в Ижевск в сентябре 1968 года. Когда их обкатывали, контактную сеть еще не успели протянуть на всю длину маршрута, и троллейбус буксиром тащили туда, где напряжение уже было.

Мы обкатывали первые троллейбусы с напарником. Когда ехали по Пушкинской, то ему приходилось вылезать на крышу и обламывать сучья деревьев, росших вдоль стадиона «Динамо», чтобы не зацепить их токоприемниками – «рогами».
Владимир Васильевич Кремовских, из первых водителей троллейбуса в Ижевске

– Времени на подготовку было немного, и потому экзамен в ГАИ, например, первые водители сдавали прямо перед самым открытием движения, – рассказывает Нина Николаевна. – У них было лишь свидетельство о прохождении обучения, а водительских прав не было. И 4 ноября в депо приехал представитель ГАИ, собрал всех и принимал экзамен на доске, где были нарисованы все улицы города, и с помощью фигурок участников движения обыгрывались различные дорожные ситуации – как в детском саду! С первого раза сдали не все, и ему пришлось приехать еще раз, 5 ноября. А 6 ноября уже открыли движение.

Утром 6 ноября первым на маршрут вышел троллейбус Николая Ефремова, водителя из Перми. Он выехал из только что выстроенного депо на улице Удмуртской и направился в сторону Воткинского шоссе. Сразу за ним выехал Василий Калинин – в сторону центра. А затем уже потянулись остальные троллейбусы. 

В первый год работы водителями троллейбусов не было совершено ни одного ДТП
Первый троллейбус на улице Пушкинской. 6 ноября 1968 года Фото: ГКУ «ЦДНИ УР»

Стекло для троллейбуса везли в Ижевск на поезде

В первые месяцы после начала движения работникам ТТУ и водителям приходилось решать многие проблемы опытным путем, так как теоретических знаний не всегда хватало, да и во время стажировки невозможно было отработать все ситуации.

Помню, один из водителей рассказывал, как ехал по Пушкинской и возле Центральной площади потерял «башмак» – ту часть токоприемника, которая непосредственно соприкасается с контактной сетью. Троллейбус остановился, водитель полез наверх, смотрит – «башмака» нет. Мимо проходила женщина, увидела это и крикнула: «А вон там валяется какая-то деталь на дороге, это не ваше?». Он «башмак» подобрал и стал думать, как его обратно приладить. В итоге как-то сумел – хорошо хоть, что движение по Пушкинской в те годы было не таким интенсивным, и он никому не помешал.
Валентина Семеновна Калачегова, ветеран ИжГЭТ

– Однажды нам нужно было заменить лобовое стекло троллейбуса, – вспоминает Анатолий Петрович Меркушев, один из первых водителей троллейбуса в Ижевске. – В Ижевске запасных стекол не было, и мы с Олегом Бабушкиным поехали за ними в командировку в Пермь. Взяли там два лобовых стекла и повезли их в Ижевск на поезде, обмотав как следует тряпками. Одно все равно сломали, но зато второе довезли в целости и сохранности. Потом редуктор дверной «полетел», главный инженер нам говорит: ищите в других городах! Вставки угольные кончились – мы опять в командировку за ними. Потом, конечно, все это пришло в норму.

А еще помню, как мы за троллейбусами ездили в Энгельс. Однажды поехали в марте. Троллейбусы для нас подготовили, железнодорожники подогнали состав с платформами, а перегонщиков нет. Меня спрашивают: «Будешь сам загонять троллейбусы на платформы?». Я говорю: «Запросто!». Мы и так в Энгельсе задержались, домой очень хотелось. И вот я 15 троллейбусов один за другим загнал на эти платформы по деревянным доскам – те трещали, но выдержали.
Анатолий Петрович Меркушев , один из первых водителей троллейбуса в Ижевске
Первые троллейбусы ходили без кондукторов: вместо них были полуавтоматы для продажи проездных билетов

Расписание движения зависело от заводских смен

Ветераны ИжГЭТ вспоминают: реакция со стороны горожан на появление нового транспорта была очень яркой. Ижевчане удивлялись: «О, троллейбусы пошли!», катались на них целыми семьями – просто так, ради развлечения, радостно ойкали, подпрыгивая на кочках. А еще после запуска троллейбусного движения дороги в Ижевске начали посыпать солью, и вот это пассажирам как раз не очень нравилось – многие тогда ходили зимой в валенках, и те стали быстро промокать.

Митинг в честь открытия в Ижевске троллейбусного движения. Горожане были искренне рады новому виду транспорта – во многом потому, что под его развитие шло благоустройство улиц: ремонтировалась проезжая часть, строились тротуары, появлялось современное освещение Фото: ГКУ «ЦДНИ УР»
Первая зима после начала движения была холодной. Работали мы в варежках, валенках и пальто, старыми слесарными фуфайками затыкали щели в кабине. С правой стороны от педалей была печка, и приходилось все время менять ногу: ставить ее то на педаль, то на печку, потом обратно на педаль. Так и ездили. А потом я не выдержал – написал письмо родным в Казань, чтобы выслали мне унты. После этого стало хорошо.
Раис Габдулбарович Файздрахманов, один из первых водителей троллейбуса в Ижевске

– Первый рейс тогда выезжал в пять пятнадцать утра, а заканчивалось движение около двух часов ночи, – рассказывает Нина Николаевна. – Расписание мы согласовывали с крупными заводами вроде Буммаша, чтобы их рабочие могли спокойно приехать на смену и уехать домой. Помню, перед запуском маршрута №1 мы сами проезжали по нему с хронометром – засекали время между остановками, чтобы составить точное расписание для каждого троллейбуса. Все тогда было в ручном режиме, конечно.

Кстати, в часы пик, когда на Буммаше заканчивалась очередная смена, в троллейбусах было не протолкнуться. Людей набивалось столько, что водители не всегда могли закрыть до конца двери, и все равно еще три-четыре человека цеплялись сзади к лесенке, ведущей на крышу.

– Работали мы хорошо, – подводит итог разговора Раис Габдулбарович. – Пассажиры даже нас узнавали, причем не только во время работы. Как-то раз мы с женой поехали в Трускавец, это Западная Украина. Стоим там в буфете, пьем лечебную воду, и тут подходит женщина: «А вы из Ижевска? Вы же на троллейбусе работаете?». Очень приятно было это слышать.

СПРАВКА

Троллейбус №2, наши дни Фото: архив редакции

Первый троллейбус начал свое движение 6 ноября 1968 года. Маршрут №1 начинался от кинотеатра «Колосс» в центре, проходил по улице Советской, сворачивал на Пушкинскую, затем шел по Майской и по Димитрова выходил на Воткинское шоссе, где на пересечении с улицей Строителей находилась конечная остановка «Школьная». Путь в одну сторону составлял 7,5 километров и насчитывал 12 остановок. По маршруту ходило 14 троллейбусов.

Сегодня в Ижевске 8 троллейбусных маршрутов, по которым ежедневно курсируют около 150 единиц троллейбусов. Самый протяженный – 37,6 км – маршрут №14.