Top.Mail.Ru
23 августа 2018 10:04
История Удмуртии

История одного дома: торговля мотоциклами и киносъемки во дворе

Как устроена жизнь в доме с 60-летней историей напротив резиденции главы республики?

Дом №46 по улице Лихвинцева в Ижевске
Дом №46 по улице Лихвинцева в Ижевске

Дом №46 по улице Лихвинцева, стоящий наискосок от Центральной площади и выходящий фасадом на резиденцию главы Удмуртии, продолжает череду сталинок на улице Пушкинской. Однако сам он, хоть и был построен в 1950-х, к этому архитектурному ансамблю не относится. По сути, это – хрущевка, но хрущевка нестандартная. О том, чем именно она примечательна и как устроена жизнь в этом доме, рассказали его жители.

Адрес: ул. Лихвинцева, 46

Год постройки: 1959

Материал стен: силикатный кирпич

Число этажей: 5

Число подъездов: 13

Количество квартир: 222

Дом №46 находится на перекрестке улиц Лихвинцева и Пушкинской, по диагонали от Центральной площади Ижевска Фото: Сергей Грачев

«Это дом для рабочих, какие фонтаны?»

– Мы въехали сюда в 1959 году, 4 марта, в мой день рождения – мне исполнилось четыре года, – рассказывает житель дома Валерий Новиков. – До этого мы жили на Советской, в доме напротив стоматологии, в коммуналке. Тот дом был гораздо более комфортным и красивым, ведь строили его для инженеров и заводских начальников. В детстве я знал наперечет все фонтаны города, причем большинство из них были в наших же дворах: танцующая Дюймовочка, скульптура слона, из хобота которого льется вода. А когда мы переехали сюда, я поначалу удивлялся, что в этом дворе нет фонтана. Надо мной смеялись, мол, это же дом для рабочих, какие фонтаны?

Фото: Сергей Грачев

Действительно, дом №46 не относится к сталинкам, которые строились по всей стране после войны и должны были олицетворять мощь победившей империи. Скорее это хрущевка, но из кирпича и с более высокими – 2,65 метра – потолками.

Потолки в доме №46 выше, чем в стандартных хрущевках: 2 метра, 65 сантиметров. Сделано это было для того, чтобы дом не так сильно выбивался из ансамбля улицы Пушкинской, сплошь состоящего из сталинок с трехметровыми потолками Фото: Сергей Грачев

– Наш дом был выстроен хозспособом для рабочих Ижмаша, и экономили здесь на всем: на дереве, на кирпиче, на площади квартир, – рассказывает Валерий Сергеевич. – Скажем, стены у дома насыпные: между внутренним и внешним рядами кирпичной кладки засыпан строительный мусор и труха. Кирпич использовался не керамический, а силикатный – более дешевый и менее прочный. В результате дом получился неказистый, и его еще долго дорабатывали, ремонтировали, приводили в порядок. Но раньше с этим было как-то проще: скажем, если в квартире скрипел пол, ты просто писал жалобу в домоуправление, приходила комиссия, составляла акт. Затем плотник все переделывал – бесплатно.

На лестничных площадках в доме №46 по-прежнему лежит паркет из досок Фото: Сергей Грачев

В одном доме – разные проекты квартир

Сюда нужно было вселить как можно больше семей, поэтому на пространстве экономили тоже. Вот почему в относительно небольшом доме целых 13 подъездов.

– Когда мы только въезжали, взрослые, не привыкшие к таким узким подъездам и лестничным пролетам, смеялись: мол, как тут гроб-то выносить? – вспоминает Валерий Новиков. – В сталинках ведь лестницы гораздо шире. А потом так и оказалось: гроб из квартиры нормально не вынесешь. Надо его либо ставить почти вертикально, либо передавать друг другу через перила.

Новоселы, не привыкшие к таким узким лестничным пролетам, смеялись: мол, как тут гроб-то выносить? Потом оказалось: и правда сложно Фото: Сергей Грачев

Кстати, возможно именно по этой причине в доме №46 никогда не было коммуналок: квартиры здесь и так слишком маленькие, чтобы делить их между несколькими семьями. Однокомнатные – до 32 м2, «двушки» – до 44 м2, «трешки» – не больше 55 «квадратов».

Фото: Сергей Грачев

Семья еще одной жительницы дома, Ольги Крыловой, переехала сюда в 1960 году. Ее папа Афанасий Захарович работал на Ижмаше, мама Полина Андреевна была директором кинотеатра «Дружба».

– Мы заехали, когда была готова третья секция дома – самая дальняя от улицы Пушкинской, – говорит Ольга Афанасьевна. – К слову, нам досталась более просторная квартира: однокомнатная на 40 «квадратов», с большой кухней. Если стандартные кухни здесь шесть метров, то наша – целых четырнадцать.

Когда штукатурили фасад нашего дома, возле входа в магазин «Спорттовары» на первом этаже сделали загородку и вылили туда грузовик гашеной извести. Осенние дожди ее размыли, и известь потекла по Пушкинской. И я, тогда совсем еще мальчишка, в нее залез. Наступил одной ногой – она прилипла. Попробовал оторвать, наступил второй – она тоже приклеилась. Попытался сделать шаг вперед и грохнулся лицом вниз. Лежу, булькаю. Меня прохожие оттуда вытащили и отвели домой. Помню, что меня кое-как отмыли холодной водой, высушили одежду над печкой на кухне. Ладони после извести были гладкие-гладкие. На следующий день эту лужу ликвидировали
Валерий Новиков, житель дома

– Действительно, в нескольких подъездах квартиры гораздо большей площади и отделаны по-другому, – добавляет Валерий Сергеевич. – То есть в нашем доме все-таки жили не только рабочие, но и интеллигенция: например, преподаватели Ижевского механического института, которые были связаны с Ижмашем.

Двор был черным от копоти

– Отопление в этом доме с самого начала было централизованным: неподалеку, во дворах, стояла кочегарка, – вспоминает Валерий Новиков. – Топили ее углем, и зимой, когда ветер дул в нашу сторону, весь снег был черным от копоти. Но мощности не хватало, вода нагревалась плохо. Газа не было, и на каждой кухне стояла выложенная из кирпичей печь. На ней готовили еду, и она же обогревала квартиры, потому что отопление обычно включали поздно, когда уже было холодно.

Фото: Сергей Грачев

– Кстати, чердак нам утеплили отходами кокса с металлургического производства, – продолжает Валерий Сергеевич. – И года два еще после заселения дома во дворе возвышалась куча этих отходов, с которой нам, мальчишкам, было очень удобно заглядывать по вечерам в окна и смотреть, как живут наши соседи. Шторы тогда никто не вешал – не принято было, да и денег не хватало, – и нам прекрасно было видно, кто чем занимается: кто-то ужинает, кто-то читает, кто-то переодевается. Ну а горячей воды в доме не было до середины восьмидесятых. Воду мы грели с помощью титанов, которые тоже топили дровами.

В 2015 году дом стал победителем конкурса «Ижевск – цветущий город», и на выигранные деньги жители установили детскую площадку, ограждение, декоративный пруд. Правда, в этом году часть украшений пришлось убрать: двор перекопали, чтобы поменять ветхие трубы. Сейчас на этом месте – свежий газон Фото: Сергей Грачев

В следующем году дому №46 исполняется 60 лет. Несмотря на возраст, выглядит он для своих лет просто отлично. Во многом это заслуга наиболее активных жильцов, которые объединились в ТСЖ под управлением Арнольда Владимировича Иванова. Теперь все проблемы – от замены труб до благоустройства двора – жители решают сами и на собственные деньги. А в 2015 году этот дом стал победителем конкурса «Ижевск – цветущий город». На выигранные деньги жители установили новую детскую площадку, ограждение, сделали декоративный пруд. Правда, в этом году часть украшений пришлось убрать: двор перекопали, чтобы поменять ветхие трубы.

Из окон дома №46 открывается прекрасный вид на Дом правительства и резиденцию главы республики. Неудобств жителям это не доставляет, разве что во время визитов Владимира Путина служба безопасности опечатывает чердак и подвалы дома Фото: Сергей Грачев

– Наш двор и раньше радовал глаз, – говорит Валерий Сергеевич. – Почти сразу после того как дом заселили, сюда приехала бригада озеленителей и засадила двор тополями, некоторые из них растут здесь до сих пор. По периметру двора поставили деревянный заборчик, тут же устроили футбольную площадку и площадку с турниками. Детей во дворе всегда было много, и шум здесь стоял, как на футбольном стадионе во время матча.

Улица Пушкинская в 1958 году. Вдалеке - будущая Центральная площадь Фото: архив редакции

Игрушки напрокат и киносъемки прямо во дворе

Чуть ниже дома №46, буквально в соседнем дворе, стоит телевышка высотой 110 метров. Она начала работу 4 ноября 1956 года. Здесь же, в доме №206 по Пушкинской, располагалась первая в Ижевске телестудия.

– Наверное, не было в окрестных домах ни одного мальчишки, который бы не залез хоть раз на эту вышку, – говорит Валерий Новиков. – Я тоже туда забирался. И телестудию я отлично помню: они частенько снимали кино в наших дворах и на Пушкинской. Например, был какой-то фильм про ученика тридцатой школы: он бежал по улице, видимо, изображая, что опаздывает на урок, а оператор ехал перед ним на грузовом мотороллере.

Фото: Сергей Грачев

Еще один знаковый объект рядом с домом №46 – Центральная площадь. Жители вспоминают: до того как ее облицевали плитами и выстроили эспланаду, здесь был военный городок, обнесенный забором, а рядом, на месте театра оперы и балета был разбит сквер.

Угол дома, выходящий на Пушкинскую, раньше занимал магазин «Спорттовары», причем открылся он еще до того, как дом сдали. В нем был отдел, где продавали мотоциклы – прямо с Ижмаша. Народ приезжал за ними отовсюду, в том числе и из других городов. Там, где сейчас детский офтальмологический центр, в советские годы была детская поликлиника. А вместо торгового центра вдоль Лихвинцева – сначала дневная, а с 1961 года вечерняя школа Фото: Сергей Грачев

– Тут стоял памятник – небольшая стела из красного гранита в честь присоединения Удмуртии к России, на месте которой собирались установить «Лыжи Кулаковой», но позже передумали, – рассказывает Валерий Новиков. – Тут же были разбиты цветники, а к пруду спускалась аллея из берез. В сквере можно было взять напрокат игрушки: огромные машинки, модели самолетов, какие-то вагончики на колесах – словом, те игрушки, которые обычные семьи просто не могли себе позволить. В те времена и велосипеды можно было взять напрокат, и даже автомобили: помню, как-то раз папа взял машину на день, чтобы съездить на огород, а она проехала пять километров и заглохла. Он потом все оставшееся время ее толкал обратно до пункта проката.

Фото: 2gis.ru

Вам есть, что рассказать о доме, в котором вы живете? Пишите нам с помощью кнопки «Я могу рассказать об этом больше», расположенной ниже, или звоните в редакцию Елене Кардопольцевой по телефону 945-005.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».