Улица Азина в Ижевске: пять интересных фактов

Автор: | | Комментариев: 5 | Просмотров: 8455

Когда переименовали Казанскую дорогу и почему Красная горка стала «Татарбазаром»?

В июне 1920 года в Ижевске появилась улица Азина. Несмотря на то, что улица является «промышленной», с ней связан ряд удивительных фактов! IZHLIFE выяснил, кто такой Владимир Азин и почему бывшую Казанскую дорогу назвали именно в его честь.

1. Кто такой Азин?

До 1920 года южный выезд из города, который сейчас называется улицей Азина, именовался Казанской дорогой: именно здесь начинался тракт, связывающий Ижевск и Казань. Однако во время Гражданской войны, с августа по ноябрь 1918 года, Ижевск находился под властью повстанцев, выступавших против большевиков. Подавил Ижевско-Воткинское восстание и захватил город Владимир Азин – командир красной дивизии.

6 ноября 1967 года в Ижевске на привокзальной площади был установлен памятник Владимиру Азину. В 2000-х его убрали: во-первых, скульптура буквально разваливалась на части, а во-вторых, мешала реконструкции площади

Основные силы Азина наступали с юга, по Казанской дороге: они взяли Ижевск в полукольцо, и участники восстания, понимая бесполезность сопротивления, отступили в сторону Воткинска. Через два года Казанскую дорогу назвали именем красного командира. Кстати, жители улицы периодически находили у себя во дворах снаряды – вполне возможно те самые, которыми Азинская дивизия 100 лет назад палила по городским окраинам.

2. Почему «Татарбазар»?

Район улицы Азина в Ижевске принято называть «Татарбазаром». Исторически так сложилось, что татары селились в этой части города с начала XIX века – тогда они целыми семьями перебирались в Ижевск из Агрыза и окрестных деревень для того, чтобы заработать на оружейном производстве. До революции один из районов Зареки даже назывался Татарской слободой.

В 1996 году на улице Азина выстроили новую мечеть, однако рядом с ней находится здание деревянной мечети 1846 года постройки (на фото). Его перенесли сюда в 1932 году из Заречной части Ижевска, а не так давно обложили кирпичом
До революции район «Татарбазара» назывался заречной Красной горкой. Русские устраивали здесь гуляния на Троицу, а татары праздновали Сабантуй

3. Где находился Ждановский рынок?

«Южный рынок» – остановка общественного транспорта на перекрестке улиц Азина и Областной. Сейчас здесь работает несколько магазинов, да иногда бабушки из соседних домов продают с рук излишки урожая. Однако в советское время здесь располагался огромный Ждановский рынок, позже переименованный в Южный. Жители «Татарбазара» вспоминают: на этот рынок постоянно ездил народ из окрестных деревень. Крестьяне везли на продажу дрова, сено, овощи, мясо, мед. Летом ехали по улице Азина на телегах, зимой – на санях.

4. Пробки на Азина были еще 50 лет назад

Сегодня, чтобы добраться из «Татарбазара» до Центра, придется постоять в пробке. Оказывается, так было и в 60-х! В те годы улица Азина была немощеной, а потому здесь почти всегда была грязь. Автобус №9 шел из Центра только до Южного рынка, дальше нужно было передвигаться пешком – по деревянным мосткам вдоль дороги.

Но главной транспортной проблемой улицы Азина в те годы был железнодорожный переезд – из-за него постоянно возникали самые настоящие пробки. Дойти до центра города пешком можно было быстрее, чем доехать на автобусе. Во-первых, транспорт ходил редко, а во-вторых, на двух переездах можно было простоять не меньше получаса – поезда в те годы, в отличие от автобусов, ходили часто. Существует вполне реальный архивный документ – приказ начала 1960-х, который постановил выдать председателю исполкома Ленинского района личный транспорт – лошадь и тарантас – «ввиду удаленности района от центра города».

Улица Азина начинается от здания завода «Ижсталь», возле проходной которого стоит памятник металлургам. Кстати, эту проходную рабочие много лет называли «Азинскими воротами»

5. Что такое «район 25 бараков»?

Здание администрации Ленинского района также находится на улице Азина, однако изначально его собирались строить в городке Строителей. Здесь же, на перекрестке улиц Азина и Областной, был «район 25 бараков», где жили металлурги со своими семьями. На том, чтобы администрацию строили именно тут, настоял секретарь райкома партии Яков Черняков. После этого начался снос бараков и строительство новых жилых домов, да и весь район Южного рынка стал намного оживленнее.

КСТАТИ!

Почему переулок – Будочный?..

В северной части улицы Азина ее пересекает переулок Будочный. Историю его названия рассказывает советский краевед Олег Севрюков. 10 сентября 1812 года вышел приказ поставить полосатые будки-заставы «с пристойным числом десятников» при въездах в Ижевск по Казанской, Сарапульской, Вятской, Медведевской и Курековской дорогам. Отсюда и название переулка.

…а улица – Угольная?

Когда-то параллельно улице Азина проходила улица Угóльная, название которой никак не было связано с углем. Просто выходила она к юго-восточному и северо-восточному углам заводской территории. А за ней шла улица Пробная, называвшаяся так из-за того, что начиналась она от склада винтовок, которые перед отправкой в арсенал подлежали предварительной «пробе», то есть пристрелке.


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • Очень интересно, спасибо!
  • Хорошо бы Азина вернуть историческое название. Не город, а большевистский пантеон! А понятие "пробка" у нас трактуют неправильно. Пробка- это " когда водитель вынужден остановиться на перекрёстке, «создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении»" (Википедия). В Ижевске я пробку видел только один раз. На фото- пробка в NY 1949 год.
  • - Несмотря на то, что улица является «промышленной», - поезда в те годы, в отличие от автобусов, ходили часто. Запятые расставание.
  • Там не нужны запятые
  • Очень интересные статьи, содержательные. Сразу видно, что автор статьи старался, собирал какие-то исторические сведения, на что всегда уходит много времени. Не то что статьи про ижевских молодоженов
Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus