Top.Mail.Ru
23 ноября 2016 16:01
История Удмуртии

История одного дома: отсутствие ванных и кино под открытым небом

Рассказываем, как устроена жизнь в самых известных и необычных зданиях Ижевска.

Сегодня – о доме №185 на улице Пушкинской, на перекрестке с Советской, где сейчас расположен офис «Марк-ИТТ». Дому почти 90 лет, здесь в разные годы жили профессор мединститута Семен Ворончихин и известный фотограф Ахат Хисамутдинов. Раньше большинство квартир в этом доме были коммунальными, а теперь на их месте – офисы и магазины. В этом доме нет горячей воды и ванных комнат, так что жильцы устанавливают газовые колонки и душевые кабины. А еще здесь когда-то был известный на весь Ижевск магазин «Сельхозпродукты».


Один из первых многоквартирных кирпичных домов

Фасад дома №185 – мешанина из вывесок и рекламы многочисленных фирм, занимающих половину дома. Зато со двора здание выглядит почти так же, как и 50 лет назад, – разве что на окнах стоят современные стеклопакеты, да машин во дворе стало гораздо больше.


Вот так дом выглядит со стороны улицы Пушкинской. На переднем плане - скульптура льва, который многие годы является своего рода символом дома, придавая ему нотку питерского настроения Фото: Анастасия Малышева
 
Вид со стороны Советской и вид со двора Фото: Анастасия Малышева

Ижевчанка Галина Алексеевна Белослудцева жила в этом доме с 1938 по 1987 год. Сейчас она на пенсии, а раньше работала на заводе «Ижнефтемаш». Ее отец, Алексей Петрович Белослудцев, в 1930-х был секретарем Центрального исполнительного комитета (ЦИК) – высшего органа власти в Удмуртии.

Галина Алексеевна Белослудцева,
жила в доме с 1938 года:
«Наш дом можно было назвать элитным, несмотря на то, что тут было много коммуналок. Ведь тогда на улице Советской было лишь несколько кирпичных многоэтажек. Остальной город был деревянным»

 

 

– Раньше мои родители и папины сыновья от первого брака жили в трехкомнатной квартире в так называемом «ЦИКовском доме» – №171 на улице Вадима Сивкова (подробнее о нем читайте в материале, посвященном истории улицы Советской и ее окрестностей). В 1937 году, когда начались репрессии, папу исключили из партии и сняли с работы, но, к счастью, этим и ограничились, – рассказывает Галина Алексеевна. – Чуть позже они с мамой переехали в две комнаты в коммуналке дома №185. Уже здесь родилась я – в 1938 году.


Сейчас немногие решатся жить в квартире без ванной комнаты, зато 80 лет назад этот дом считался элитным, так как был одним из немногих многоквартирных кирпичных зданий – остальные горожане жили в «деревяшках». Фото: Анастасия Малышева

Фасад дома со стороны Советской с высокими арочными окнами, которые хоть и походят на старинные, но были сделаны в 90-х. Фото: Анастасия Малышева

Из-за пожара в доме так и не сделали ванные комнаты

Как и в других домах, выстроенных 80 лет назад, в этом доме изначально не было ванных комнат. Но другие подобные здания реконструировались, а этому не повезло.


Фото: Анастасия Малышева

– Мы ходили мыться в общественную баню на Красногеройской или к маминой сестре, – вспоминает Галина Алексеевна. – При этом наш дом должны были капитально ремонтировать с выселением, так что мы были уверены: рано или поздно ванные комнаты у нас все-таки появятся – как это случилось в соседнем доме. Но однажды на нашем чердаке случился пожар. Из-за этого пришлось начать ремонт раньше запланированного, и, видимо, денег на него выделили меньше. В итоге нам провели отопление, поменяли полы и двери на более хлипкие… И никаких ванных и горячей воды!


На этом снимке видно, насколько толстые в доме стены (в дверном проеме слева) Фото: Анастасия Малышева
Ванные комнаты проектом не предусматривались, и жильцы ходили мыться в общественную баню

В каждой квартире дома №185 были темные комнаты. О них рассказывает и другой наш собеседник – ижевчанин Григорий Шапошников. В доме №185 на Пушкинской он жил с рождения.

– Я родился в 1986 году, и 13 июня меня зарегистрировали в квартире №11 на третьем этаже этого дома, – говорит Григорий. – Два года назад мы продали квартиру, и сейчас в ней фотостудия, которая так и называется – «Квартира 11». Так вот, у нас в каждой комнате было что-то вроде кладовки – темной комнаты, где мы хранили одежду, инструменты и другие вещи. А в гостиной было углубление в стене, закрытое дверцами. Мы называли его «барчик» и ставили туда банки.

Григорий Шапошников,
жил в доме с 1986 года:
«Ванной комнаты у нас тоже не было, поэтому дедушка соорудил ее прямо на кухне. Ванна была в два раза короче обычной, так что мылись мы сидя. Горячей воды в доме тоже никогда не было, и у нас до 2014 года стояла газовая колонка»

Перила в угловом подъезде не меняли ни разу за 80 с лишним лет. Наверное, поэтому они неуловимо напоминают перила в парадных Питера. Интересная деталь – украшения в виде «шишечек» Фото: Анастасия Малышева

Среди жильцов – знаменитые профессор медицины и фотограф

О доме №185 рассказывает и отец Григория, Валерий Шапошников, заслуженный тренер России по велоспорту, 22 года возглавлявший сборную России по велоспорту и маунтинбайку, трижды мастер спорта, судья международной категории.

– В 1985 году мы с женой въехали в одну из комнат коммунальной квартиры №11, – говорит Валерий Валентинович. – Остальные две комнаты занимала Лия Вульфовна Волчек, много лет возглавлявшая знаменитый Гастроном №1, который раньше находился на перекрестке улиц Советской и Красной. Умерла она через 8 месяцев после того, как родился Гриша, близких родственников у нее не было, и по закону ее комнаты передавали домоуправлению. Но раз у нас родился ребенок, мы могли написать заявление, чтобы их отдали нам. Так наша семья оказалась в «трешке» площадью 60,8 м2, из которой мы переехали только в 2014 году.

– Когда меня спрашивали: «Где ты живешь?», я мог ответить: «В доме, где «Сельхозпродукты», и все сразу понимали, о чем речь, – продолжает Валерий Валентинович. – Магазин занимал первый этаж дома со стороны Советской, и это было очень удобно: можно было выйти из квартиры прямо в тапочках, спуститься на первый этаж и купить что-то из продуктов. Здесь был колбасный и мясной отдел, овощи, хлеб, молоко, алкоголь.


На снимке – угловой подъезд дома. Справа внизу виден низкий пристрой – бывшая крыша котельной, которая обеспечивала дом теплом. Сразу над ней – окно квартиры, где когда-то жил Семен Иванович Ворончихин, знаменитый хирург. А слева, там, где сейчас серая дверь, был грузовой лифт магазина продуктов Фото: Анастасия Малышева

– «Сельхозпродукты» знали все, так как это был единственный магазин с таким названием в Ижевске. Второй появился значительно позже. А до «Сельхозпродуктов» в доме был хлебный магазин, – вспоминает Галина Алексеевна. – Наша семья здесь отоваривала карточки на хлеб вплоть до 1947 года. Очередь за хлебом всегда была такой длинной, что огибала дом и уходила вниз по Пушкинской мимо наших окон.


Примета времени – вертикальная кирпичная кладка над окнами, точно такая же, как в дореволюционных зданиях Фото: Анастасия Малышева

Сколько в доме этажей?

Интересно, что дом этот – разноуровневый, то есть со стороны улицы Пушкинской в нем четыре этажа, а со стороны Советской – три, а если быть совсем точными, то два с половиной. Дело в том, что раньше перед домом с этой стороны было углубление, куда нужно было спуститься, чтобы попасть в подъезд. Со временем его заложили, и сейчас такое углубление осталось только напротив офиса компании «Марк-ИТТ». 


Раньше перед домом со стороны Советской было углубление. Со временем его заложили, и сейчас оно осталось только напротив офиса компании «Марк-ИТТ» Фото: Анастасия Малышева

В остальной же части дома окна первого этажа расположены так низко, что кажется, будто это подвальные помещения, хотя там тоже были квартиры.

 
За этими неприглядными окнами когда-то тоже были квартиры, просто расположенные очень низко Фото: Елена Кардопольцева
Михаил Курочкин,
доцент УдГУ, историк:
«На одном из окон первого этажа в 90-х стояла решетка, выпиленная, очевидно, с окна старинного Свято-Михайловского собора. К сожалению, от нее не осталось даже фотографий. Сейчас окно это заложено кирпичом»

 

Возле дома крутили кино под открытым небом

Сейчас к дому примыкает офисное здание с ресторанами, его окружают пятиэтажки, тут же стоит кинотеатр «Дружба».


Сейчас двор дома заставлен автомобилями, а раньше здесь были площадки для игр, коптильня, два сарая с кладовками, клумбы и скамейки Фото: Анастасия Малышева

– В моем детстве ниже по Пушкинской были частные деревянные дома, – рассказывает Галина Алексеевна. – Во дворе нашего дома на месте пятиэтажек стояли два длинных сарая, в которых у нас были кладовки. В них же хранили дрова для котельной, с помощью которой отапливали дом. Мальчишки залезали внутрь и в этих дровах прокладывали целые лабиринты.

На месте «Дружбы» стоял кинотеатр «Одеон», а рядом с ним – площадка, где летом крутили фильмы прямо под открытым небом

– Еще во дворе была коптильня продуктового магазина, и иногда мы видели там ряды колбас, подвешенных на длинной палке, - продолжает Галина Алексеевна. - Впритык к нашему дому стоял старинный особняк купца Килина – сейчас от него остался только фасад, – рядом с ним был деревянный детский садик, а вместо «Дружбы» – деревянный же кинотеатр «Одеон».


Сейчас от старинного дома купца Килина остался лишь кирпичный фасад, да и тот сделан заново. Справа к нему примыкает огромное офисное здание с ресторанами Фото: Анастасия Малышева

Возле «Одеона» была огороженная высоким забором площадка, где кино крутили прямо на улице.


На месте кинотеатра «Дружба» когда-то стоял деревянный же кинотеатр «Одеон» Фото: архив редакции

– Мы гуляли во дворе, и нам было слышно каждое слово из-за забора, так что мы знали наизусть все реплики героев фильмов «Свинарка и пастух», «Веселые ребята» и других кинолент той эпохи, - говорит ижевчанка.

Галина Алексеевна Белослудцева,
жительница дома:
«Маленькими мы брали санки и шли на Михайловскую площадь, где еще оставались ямы от фундамента взорванного Свято-Михайловского собора. С этой горы мы съезжали вниз, в сторону путей на Карла Маркса и, если ехал трамвай, то переворачивались вместе с санками, чтобы не выехать на рельсы»

 

Григорий Шапошников помнит, как в начале 2000-х стал рушиться дореволюционный особняк Килина.


Вот так раньше выглядел дом купца Килина. Владимир Килин занимался в Ижевске производством кирпичей, после революции бежал в Сибирь с семьей, но затем вернулся и жил в одной из комнат этого, теперь уже его бывшего, дома. Слева - дом №185 на Пушкинской Фото: ГКУ ЦДНИ УР

– В тот день я ушел в музыкальную школу, а когда вернулся, на месте дома была груда кирпичей, причем многие из них валялись прямо на проезжей части улицы Советской, – вспоминает Григорий. – Сейчас от особняка остался лишь фасад, да и тот сложен из современных кирпичей. Кстати, раньше между домом Килина и нашим было небольшое расстояние, которое занимал металлический гараж высотой метра три.

Григорий Шапошников,
житель дома:
«Двор дома в моем детстве был гораздо больше, тут были клумбы, стояли скамейки и стол, за которым мужики собирались для игры в карты»

– Еще я помню, что рядом с кинотеатром «Дружба» в моем детстве было кафе с летними столиками, потом его снесли и построили на его месте небольшой магазинчик, который назывался то ли «Герд», то ли «Герт», – рассказывает Григорий. – Там продавали крутые радиоуправляемые машинки, соки с трубочками, жвачки, газировку – в общем все то, что мы раньше видели только в кино. Потом его перепрофилировали под магазин «Ижмолоко». А еще мы ходили в кафе «Пингвин» – оно располагалось на Советской, в доме, где сейчас «Мама-пицца». Там было самое вкусное мороженое, которое подавали в металлических креманках и иногда посыпали сверху тертым шоколадом. «Пингвин» был разделен на два зала, в одном наливали напитки покрепче, так что папы обычно шли направо, а дети налево.


Полвека назад юные жители дома все свободное время проводили во дворе, играя в лапту, футбол, волейбол, классики и прятки Фото: Лайфхакер

В 90-х дом собирались расселять

В 1990-х все больше жильцов дома №185 стали продавать свои квартиры под фирмы и магазины и уезжать. Вскоре вопрос с расселением коснулся всего дома.


Фото: Анастасия Малышева

– В Ижевске появилось некое ОАО «Кизили», которое собиралось выкупить весь дом то ли для своих нужд, то ли под офисы. Они успели скупить квартиры в той части, что выходит на Советскую и дошли уже до наших соседей из квартиры 12, – рассказывает Валерий Шапошников. – Нам они предлагали квартиру на Либкнехта, тоже трехкомнатную, но с меньшей площадью. Пока шли переговоры, «Кизили», видимо, разорилось, и в итоге мы прожили в этом доме еще 20 лет.

В советские годы дом собирались надстроить, как это случилось с его соседом под номером 186, но планы эти не воплотились в жизнь

Эту пожарную лестницу в 90-х во дворе дома выстроила фирма, которая и хотела расселять жильцов Фото: Анастасия Малышева

Чтобы спасти деревья, жильцы привязали ветки к своим рамам

– Из-за того, что подъезды в доме были сквозными, наш двор в 90-х облюбовали местные алкоголики – через подъезды можно было легко удрать от милицейского патруля, если тот их вдруг засечет, - рассказывает Валерий Шапошников. - А близость к зданию МВД не спасала от криминала: однажды я вечером поставил свою машину прямо под окнами, и за ночь с нее сняли все четыре колеса.

В 90-х перемены следовали одна за другой. Например, вместо сквера у «Дружбы», где стоит пушка, собирались делать автостоянку.

– И мы, жильцы, выходили протестовать против этого, - говорит Валерий Валентинович. - А когда рубили деревья у нас во дворе, мы привязали их ветки к створкам окон. Если бы их повалили, то наши рамы выдернуло бы «с мясом». И девять деревьев нам все-таки удалось спасти.


Фото: Анастасия Малышева

Если бы не жильцы дома, эти деревья во дворе, скорее всего, спилили бы Фото: Анастасия Малышева

Жители вспоминают, что этот лев у входа в офис строительной фирмы со стороны Пушкинской, всегда воспринимался ими как полноценная скульптура - особенно в те годы, когда в Ижевске было не так уж много памятников  Фото: Анастасия Малышева

Когда и кем был построен дом №185?

Точный год постройки дома назвать сложно. В паспорте на квартиру, который Галина Алексеевна хранила вплоть до переезда, был указан 1929-й. При этом в более поздних документах уже стоит 1937-й год. Однако наш эксперт, Михаил Курочкин, изучающий историю и архитектуру Ижевска, склоняется все-таки к первому варианту.

Говорят, что изначально часть квартир была отдана под нужды НКВД

– Скорее всего, дом №185 был выстроен в конце 1920-х или начале 1930-х годов, – говорит Михаил Валентинович. – Могу предположить, что возводил его жилищно-строительный кооператив «Металлист», в который входили рабочие металлургического завода. Большую часть стоимости квартиры оплачивал завод, а остальное – сами жильцы, взносы вычитались у них из заработка. Говорят также, что часть квартир в этом доме была отдана под нужды НКВД – тем более, их здание располагалось как раз напротив. Кстати, соседний дом №186, вероятно, также был выстроен в те же годы, так как очень похож по стилю на дом №185.

Версию о том, что дом строился по инициативе металлургического завода, косвенно подтверждают и слова жильцов: те вспоминают, что когда-то здесь якобы была то ли гостиница, то ли общежитие для работников завода.

Вам есть что рассказать о доме, в котором вы живете? Пишите нам по адресу red@mgcentr.ru с пометкой «История одного дома» или звоните в редакцию по телефону 945-005.