В преддверии 1 сентября мы решили вспомнить, что такое настоящая советская школа. Наша героиня – легендарная учительница истории, проработавшая в ижевской гимназии №24 с 1948 по 1983 год, Люция Семеновна Аммосова. С ней мы поговорили о том, какими были учителя и школы прошлой эпохи.
Люция Семеновна, в этом году отметившая свое 90-летие, носит звание Отличника народного просвещения. Ее до сих пор узнают на улицах бывшие ученики – обнимают и от всей души говорят «спасибо». Общаясь с ней, понимаешь, почему наши родители вспоминают свои школьные годы с ностальгией.
Помощь вечным прогульщикам
После окончания пединститута (сейчас УдГУ) Люция Семеновна попала в одну из лучших школ Ижевска – 24-ю.
– Как и школы №№30 и 28, она считалась элитной, – рассказывает Люция Семеновна. – Учителя работали на износ, поэтому многие новички просто не выдерживали нашего темпа. Здесь учились дети из хороших семей, с дисциплиной всегда все было отлично, а выпускники поступали в лучшие вузы Москвы и Ленинграда.
Но были и те, кто учиться не хотел. Задачей учителя было сделать все, чтобы такие дети, во-первых, не бросили школу, а во-вторых, оказались хоть как-то пристроены после ее окончания.
– Был у меня один такой мальчишка из неблагополучной семьи, – вспоминает Люция Семеновна. – Родители утром его закрывали дома, чтобы не убежал, а ключ заносили мне. Я за ним заходила, будила и вела в школу. И то он ухитрялся пропускать уроки. Однажды прихожу к нему, а открыть дверь не могу – этот хитрец приделал изнутри крючок. Но я его все равно как-то дотянула до девятого класса. А после окончания школы, когда нужно было пристраивать его в техучилище, я пришла, смотрю – у него даже одежды чистой нет. Выстирала ему рубашку, утюгом ее высушила, одела его и повела в парикмахерскую. Вышел оттуда – его и не узнать!
А иногда всего один мудрый совет учителя мог изменить жизнь подростка.
– Был у меня в классе мальчик, который влюбился в сверстницу, – рассказывает Люция Семеновна. – А потом она забеременела. И мальчик испугался и бросил ее. Родители увезли девочку к родственникам в другой город, чтобы избежать позора, а я подошла к несостоявшемуся папаше и говорю: «Съезди ты к ним, посмотри на нее, на ребенка. Если ничего в душе не екнет, просто вернешься обратно». Он уехал да так там и остался. До сих пор живут душа в душу.
Как школьники победили бюрократию
Одна из примет советской школы – комсомольские собрания, на которых решали самые разные вопросы. Наша героиня приводит невероятный пример того, что зачастую эти собрания были даже важнее решений городских властей.
– Школа наша отапливалась дровами, – рассказывает Люция Семеновна. – И однажды смотрю: вдоль улицы Коммунаров, на той стороне, копают какую-то траншею. Подошла к бригадиру. Оказалось, проводят горячую воду и отопление. Я говорю: «А вы можете нам провести тепло?» Мне отвечают: «Если бы отсюда до школы сделали траншею, мы бы трубы проложили, а так нет». И мы недолго думая провели комсомольское собрание, где решили, что отоплению в школе быть! Никого не спрашивая, сняли асфальт на участке улицы Коммунаров и вырыли траншею до самой школы. После этого я прихожу в горисполком и говорю: «Трасса готова». Те в ответ: «Какая трасса?». Ну, я им объяснила, какая, и слышу: «Да мы вас за такое под суд отдадим!». Я отвечаю: «Отдавайте, только проведите тепло в школу, пожалуйста». Ну, они еще пошумели. А потом отправили человека посмотреть на нашу траншею. И провели тепло!
Как одевались советские школьники?
Три приметы советской школы
Чернила
Сначала школьники писали перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки, затем – автоматическими чернильными ручками. Клякс было не избежать!
Промокашка
Розовый, голубой или сиреневый лист мягкой бумаги, которым промакивали чернила. Из промокашек получались отличные самолетики, шпаргалки и новогодние снежинки.
Тетрадки
Синие, розовые или зеленые, на обратной стороне которых печаталась таблица умножения, гимн октябрят или строчки из песен вроде «Взвейтесь кострами, синие ночи».