Мы уже писали, что в Генеральском доме - старинном особняке с балконом, где сейчас располагается Музей Ижевска - с момента его постройки в 1857 году и вплоть до революции селились управляющие Оружейным заводом с семьями. Одним из них был генерал-майор Яков Попов. Его молодой жене суждено было войти в историю Ижевска… увы, в первую очередь из-за того, что Генеральский дом стал местом ее гибели.
Одна из первых женщин-химиков жила в Ижевске
Генерал Попов стал начальником Ижевских оружейного и сталеделательного заводов и перебрался из Петербурга в Ижевск в 1894 году, а вскоре привез сюда свою молодую супругу - Веру Богдановскую.
Игорь Кобзев,
историк, кандидат культурологии:
|
|
Вера Евстафьевна родилась в 1867 году в семье профессора Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. Она получила блестящее образование: окончила курс Смольного института, затем поступила на Высшие женские курсы, так называемые Бестужевские, и выбрала в качестве основного своего занятия науку, а именно - химию. |
В те годы химия переживала свой расцвет: всего десятью годами ранее Дмитрий Менделеев вывел свой знаменитый периодический закон химических элементов. Вере Богдановской удалось добиться на этом поприще заметных успехов: она работала в России и Швейцарии, слушала лекции в Женевском университете и сама читала курс студенткам, а в 25 лет стала доктором химии.
- Вера много читала, писала повести, ходила в театр, на концерты, на художественные выставки, - рассказывает Игорь Иванович. - Она была хорошо знакома с семейством художника Николая Ярошенко, который служил по артиллерийскому ведомству. Яков Попов был его коллегой, и именно у Ярошенко они и познакомились.
Хрустальный гроб для любимой
Осенью 1895 года Вера Богдановская-Попова приехала в Ижевск и поселилась в Генеральском доме, который в те годы назывался просто - «казенный дом № 15». Она продолжила свои занятия химией - и в заводской, и в домашней лаборатории, которую генерал Попов обустроил по просьбе супруги.
- Всего через шесть месяцев после свадьбы случилось несчастье, - рассказывает Игорь Кобзев. - Богдановская пыталась провести реакцию между белым фосфором и циановодородной кислотой. Ампула с этими двумя веществами взорвалась и поранила ее. В кровь попало ядовитое вещество, а фосфорный газ, наполнивший лабораторию, только усилил мучения молодой женщины.
Через четыре часа после взрыва, несмотря на все усилия заводского врача, Вера Богдановская-Попова скончалась. Ей было 29 лет.
- Отпевали супругу генерала в Александро-Невском соборе. Гроб с телом жены генерал увез в свое родовое имение в Черниговскую губернию, - говорит Игорь Кобзев. - Тело забальзамировали и поместили в склеп, возле которого поставили памятник Вере Евстафьевне.
Но в первые годы советской власти склеп был разорен, тело молодой дворянки уничтожили. Памятник же удалось спасти - сейчас он находится в тамошнем краеведческом музее. Поговаривали, кстати, что генерал Попов похоронил любимую в хрустальном гробу, как в сказке Пушкина, а склеп соорудил в форме корабля.
Тем временем
Загадочный узор решетки
Самая запоминающаяся часть Генеральского дома - чугунный балкон - украшена уникальным узором, подобных которому нет в литье Петербурга или Урала. Городская легенда вообще связывает разделенный надвое круг в узоре решетки с древним восточным символом Инь-Ян.
Знай!
Сейчас в Генеральском доме располагается недавно созданный Музей Ижевска. Кстати, вплоть до 30 сентября здесь работает выставка «Телепорт генерала Попова», где представлены живопись, графика, фотографии, видео, арт-объекты и инсталляции современных художников на тему истории города и истории Генеральского дома. Билет на выставку стоит 50-100 рублей.
В планах - реконструкция здания и дальнейшее развитие музея.
1930-е годы. Вид из окна одного из зданий по соседству с Генеральским домом. Слева - Ижевский пруд, прямо по курсу - Летний сад. Деревянный «теремок»в центре кадра - скорее всего, ресторан постройки 1920-х.
Вот так примерно то же самое место выглядит сейчас.
Генерал и либерал
Яков Попов, один из обитателей Генеральского дома и управляющий заводом, прослыл либералом: он сократил служащим рабочий день, добился отчислений на народное просвещение. В его планы входила также и модернизация производства.
«Николаевская» ограда
А когда-то на пересечении улицы Милиционной и Советской можно было полюбоваться еще одним чугунным узором - оградой, эскиз которой утверждал лично император Николай I. Этой решеткой было обнесено здание Военного собрания (Советская, 1).
Как Генеральский сад стал Летним
Наконец, еще одним историческим объектом, относящимся к улице Милиционной, можно считать Летний сад, часть которого до революции принадлежала Генеральскому дому.
Продолжение истории по улице Милиционной, читайте в свежем номере еженедельника «Центр».