Прогулки по Ижевску: хрустальный гроб и трагедия в Генеральском доме
Фото: архив редакции, ГКУ «ЦГА УР»

Прогулки по Ижевску: хрустальный гроб и трагедия в Генеральском доме

Автор: | | Комментариев: 11 | Просмотров: 11321

Продолжаем серию материалов об улице Милиционной и ее обитателях.

Мы уже писали, что в Генеральском доме - старинном особняке с балконом, где сейчас располагается Музей Ижевска - с момента его постройки в 1857 году и вплоть до революции селились управляющие Оружейным заводом с семьями. Одним из них был генерал-майор Яков Попов. Его молодой жене суждено было войти в историю Ижевска… увы, в первую очередь из-за того, что Генеральский дом стал местом ее гибели.

Одна из первых женщин-химиков жила в Ижевске

Генерал Попов стал начальником Ижевских оружейного и сталеделательного заводов и перебрался из Петербурга в Ижевск в 1894 году, а вскоре привез сюда свою молодую супругу - Веру Богдановскую.

Игорь Кобзев,
историк, кандидат культурологии:
Вера Евстафьевна родилась в 1867 году в семье профессора Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. Она получила блестящее образование: окончила курс Смольного института, затем поступила на Высшие женские курсы, так называемые Бестужевские, и выбрала в качестве основного своего занятия науку, а именно - химию.

В те годы химия переживала свой расцвет: всего десятью годами ранее Дмитрий Менделеев вывел свой знаменитый периодический закон химических элементов. Вере Богдановской удалось добиться на этом поприще заметных успехов: она работала в России и Швейцарии, слушала лекции в Женевском университете и сама читала курс студенткам, а в 25 лет стала доктором химии.

- Вера много читала, писала повести, ходила в театр, на концерты, на художественные выставки, - рассказывает Игорь Иванович. - Она была хорошо знакома с семейством художника Николая Ярошенко, который служил по артиллерийскому ведомству. Яков Попов был его коллегой, и именно у Ярошенко они и познакомились.

Хрустальный гроб для любимой

Осенью 1895 года Вера Богдановская-Попова приехала в Ижевск и поселилась в Генеральском доме, который в те годы назывался просто - «казенный дом № 15». Она продолжила свои занятия химией - и в заводской, и в домашней лаборатории, которую генерал Попов обустроил по просьбе супруги.

- Всего через шесть месяцев после свадьбы случилось несчастье, - рассказывает Игорь Кобзев. - Богдановская пыталась провести реакцию между белым фосфором и циановодородной кислотой. Ампула с этими двумя веществами взорвалась и поранила ее. В кровь попало ядовитое вещество, а фосфорный газ, наполнивший лабораторию, только усилил мучения молодой женщины.

Одна из городских легенд гласит, что Веру Богдановскую похоронили в хрустальном гробу.

Через четыре часа после взрыва, несмотря на все усилия заводского врача, Вера Богдановская-Попова скончалась. Ей было 29 лет.

- Отпевали супругу генерала в Александро-Невском соборе. Гроб с телом жены генерал увез в свое родовое имение в Черниговскую губернию, - говорит Игорь Кобзев. - Тело забальзамировали и поместили в склеп, возле которого поставили памятник Вере Евстафьевне.

Но в первые годы советской власти склеп был разорен, тело молодой дворянки уничтожили. Памятник же удалось спасти - сейчас он находится в тамошнем краеведческом музее. Поговаривали, кстати, что генерал Попов похоронил любимую в хрустальном гробу,  как в сказке Пушкина, а склеп соорудил в форме корабля.

Тем временем

Загадочный узор решетки

Самая запоминающаяся часть Генеральского дома - чугунный балкон - украшена уникальным узором, подобных которому нет в литье Петербурга или Урала. Городская легенда вообще связывает разделенный надвое круг в узоре решетки с древним восточным символом Инь-Ян.

Прогулки по Ижевску: хрустальный гроб и трагедия в Генеральском доме

Знай!

Сейчас в Генеральском доме располагается недавно созданный Музей Ижевска. Кстати, вплоть до 30 сентября здесь работает выставка «Телепорт генерала Попова», где представлены живопись, графика, фотографии, видео, арт-объекты и инсталляции современных художников на тему истории города и истории Генеральского дома. Билет на выставку стоит 50-100 рублей.

В планах - реконструкция здания и дальнейшее развитие музея.

Прогулки по Ижевску: хрустальный гроб и трагедия в Генеральском доме

1930-е годы. Вид из окна одного из зданий по соседству с Генеральским домом. Слева - Ижевский пруд, прямо по курсу - Летний сад. Деревянный «теремок»в центре кадра - скорее всего, ресторан постройки 1920-х.

Прогулки по Ижевску: хрустальный гроб и трагедия в Генеральском доме

Вот так примерно то же самое место выглядит сейчас.

Генерал и либерал

Яков Попов, один из обитателей Генеральского дома и управляющий заводом, прослыл либералом: он сократил служащим рабочий день, добился отчислений на народное просвещение. В его планы входила также и модернизация производства.

«Николаевская» ограда

А когда-то на пересечении улицы Милиционной и Советской можно было полюбоваться еще одним чугунным узором - оградой, эскиз которой утверждал лично император Николай I. Этой решеткой было обнесено здание Военного собрания (Советская, 1).

Как Генеральский сад стал Летним

Прогулки по Ижевску: хрустальный гроб и трагедия в Генеральском доме

Наконец, еще одним историческим объектом, относящимся к улице Милиционной, можно считать Летний сад, часть которого до революции принадлежала Генеральскому дому.

Продолжение истории по улице Милиционной, читайте в свежем номере еженедельника «Центр».


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • Чёртово колесо и место деревянного ресторана находятся всё же в противоположных сторонах Летнего сада, здесь неточность некоторая.

     

    На месте Чёртова колеса в 1850-е годы находился миниатюрный огород генерала, а рядом генеральская баня.  Огород имел не продовольственное значение, а скорее, эстетическое (кроме овощей и огородной зелени - сирень, черёмуха, цветы) и воспитательное, образовательное (знакомство с родной природой для барских детей).

     

    Рядом с рестораном видны редкие для барских садов, но уже  высокие  \"пастернаковские\" ели и граница барского сада - очень длинный деревянный дом №1, построенный, предположительно, как ямская станция с квартирой станционного смотрителя, гостиницей для проезжающих и конюшей (со стороны Базарной улицы) для отдыха ямских лошадей.

     

    Для станции Ижевского завода в 19 веке полагалось держать для путешественников на готове три отдохнувших и сытых лошади, ближайшая станция была в селе Никольском (Завьялове), потом в Забегалове, Гольянах и далее от Гольян вдоль Камы вверх, в сторону Воткинска и Перми или вниз, в сторону Сарапула, Елабуги, Казани, Москвы и Петербура.

     

    Лошади менялись через каждые 15 верст на каждой станции, очередность и количество лошадей были по чину и по подорожной.

     

    В 1845 году здесь могли останавливаться Петя Чайковский с любимой матушкой по пути в самарские Серные воды, где пятилетнего Петю лечили минеральными водами и грязевыми ваннами от чрезмерной нервной впечатлительности (в воткинском Генеральском доме, построенном для генерала Дерябина в 1806 году ижевским архитектором Андреевским, помощником Дудина по строительству ижевского Арсенала  Петя Чайковский, прислушиваясь к молоту заводской ямы Мышинного короля, выбивал музыку о стекло окна и однажды, увлекшись, разбил окно и поранил руку, вот \"стеклянного мальчика\" и отправли лечиться, эта первая дальняя поездка произвела неизгладимое впечатление на будущего композитора красотами движущейся русской природы, холмистым рельефом с полями и лесами).

     

    О более коротком пути до Воткинска из Петербурга (не вдоль Камы, по основной трассе, а вдоль Ижа) жене рассказывал И.П.Чайковский еще в 1837 году, за 3 года до рождения Петра Ильича. Тогда, в 1837 году Илья Петрович Чайковский, назначенный на службу управляющим в Воткинск,  останавливался по пути на службу в генеральском квартале Ижевска вместе с оркестриной, купленной у немецкого мастера в  Петербурге, игравшей Моцарта - это было первое сильное музыкальное впечателение Пети Чайковского в раннем детстве.

     

    Оркестрина переночевала в генеральском квартале Ижевска вместе  с И.П.Чайковским и ждала его, когода он осматривал с полицмейстером завод и новое здание, построенное 8 лет назад  - Арсенал.

     

    А при Пастернаке в время его \"метельного\" путешествия в \"пугачёвской\" ямщицкой кибитке в Ижевск, основная ямщицкая станция с почтовыми лошадями находилась тоже на Базарной улице (ныне Горького), но ниже (на месте нового полосатого офисника из цветного кирпича), однако конюшня и  какая-то станция в доме №1 всё же были и при Пастернаке (номер дома по данным 19 века).

  • комментарии Кобзева - еще один дополнительный повод регулярно читать \"Прогулки\"... Спасибо, Елена! Спасибо, Игорь!

  • \"Яков Попов, один из обитателей Генеральского дома и управляющий заводом, прослыл либералом: он сократил служащим рабочий день, добился отчислений на народное просвещение. В его планы входила также и модернизация производства.\"( цитата.)  ------------А в  чём, из вышеуказанного, заключается \"либерализм\" ?. Скорее всего Яша Попов либералам слыл потому-что в БОГА не верил !!!. Иначе, предал бы земле бренное тело любимой супруги ,ибо:  \"земля ты еси, в землю и отидеши\",а не бальзамировал-бы,как \"ульянова-бланка-ленина\".   Вот такие \"яшки\" и довели страну до катастрофы 1917 года....

  • Мда! Кое что мне известно, кое что слышу впервые! Спасибо!

  • У меня нелады с арифметикой - Чайковский осматривал Арсенал не через 8 лет после его постройки, а через 12.

     

    На фото 1930-х годов кроме ресторана в запоздавшем стиле модерн (1921 года постройки) также видны: справа от него - ротонда, за ротондой - книжный магазин и кусочек Летнего театра - здания с такой же готической башенкой, как на Летнем ресторане. Слева от ресторана находились фонтаны со скульптурами, самый интересный из них - \"Дети под зонтиком\", он же - \"Первая любовь\". 

     

    Еще левее находилась деревяная полуротонда на набережной, ныне она мраморная.

     

    Все эти постройки имели аналоги - полуротонда (повторение императорской полуротонды в Ореанде на Царской тропе под Ялтой, на крутом берегу Чёрного моря, по мотивам колоннады Аполлона в Павловске, таких повторений было много - в Ессентуках, Севастополе, Владивостоке, Полтаве и т.д.), Летний театр (подобие Летнего театра в дачном Пушкино под Москвой, где Маяковский написал стихотворение про чаепитие с Солнцем и где от Воланда прятался будто бы  Лиходеев, на самом деле занесенный Сатаной в Ялту), скульптура \"Первая любовь\" (подобие скульптуры есть в Сарапуле на даче купца Башенина, а также точно такие жескульптуры в Ялте, донецкой Макеевке,  Челябинске, Уфе, Самаре, Оренбурге).

     

    Ну а вообще в Генеральском (Летнем) саду стояло много скульптур с кардинальной заменой их после войны на совершенно другие, аналоги этих скульптур были в Киеве, Сочи, Казани и др. гордах СССР. До войны скульптуры были приемущественно раздетые (кроме вождей), после войны их (комсомолок и спортсменок) одели в ватники и сапоги (у спуска к пруду от ротоды, например, стояла физкультурница с полотенцем, копия была в санатории им. Фрунзе в сочинской Хосте, потом на ее место Сталина поставили, типового (в Сталинграде, Кирове и др. городах точо такие же были) - одетого очень плотно, как мумия).

     

    До войны была такая эротика - Сталин в длинной шинели до пят  и куча раздетых догола женщин и голых детей вокруг него.  Парковая эротика с соответствующими победными лозунгами сублимировалась в трудовые и боевые успехи советского народа в окружении врагов.

     

    Сталиных в плотной броне шинелей и сапогов сбрасывали потом в пруд, сбрасывали по ночам, по рассказу ижмашевца Н.В.Торхова - недалеко от плотины, возле Угольной проходной, не доходя до пристани. Но там было мелко, хотя и безопасно для пароходов. Вот утром рабочие идут на завод, а голова Сталина из воды торчит. Проверяющий из горкома партии - сам секретарь горкома (дом купца Новикова напротив \"Колосса\") идет по плотине, увидел голову Сталина, не до конца утопленного, огорчился очень, говорит рабочим, мол, герои труда, рационализаторы и изобретатели, словом,  богатыри, ижевские рабочие, или вы не ижевские рабочие, срочно, позарез надо затолкать статую под воду, застрял вот, не идет, давай-давай. После гудка идут рабочие с вечерней смены, а головы усатой уже не выглядывает из воды. На плотине три пивных киоска тогда было, там же семечки в мешках продавали, ибо без этого ижевский рабочий не ижевский рабочий, - у Угольной проходной, у памятника Дерябину и у Немецкой лестинцы. После работы рабочие пили на плотине и в Генеральском саду пиво, истребляли воблу и семечки, сплевывали в пруд, но ниоткуда не было видно головы Сталина, затолкали хорошо, постарались очень, на совесть постарались. Но и не глубоко затолкали, чтобы можно было достать, в случае чего. Надо бы статую или несколько статуй Сталиных оттуда вытащить - для истории и ижевского колорита.

     

    Последний раз таким же макаром поступали ижевские рабочие несколько лет тому назад - памятник Ворошилову, говорят,  сбросили в реку Иж у Долгого моста. Но там остался еще памятник Орджоникидзе, он похож на Сталина, тоже с усами и в военной форме, фото его как-то ухитрился из города откуда-то сверху сделать известный фотограф Борисыч (см. в интернете), он снял голову с усами среди низких заводских крыш. Молодец, а то сломают и даже фотографии не будет - теперь ведь на Ижстали и Ижмаше идет массовый погром исторических объектов. Как раньше и как всегда.

  • спасибо за серию статей про Ижевск! Читаем всегда с огромным удовольствием!

     

  • По поводу будто бы \"Инь-Ян\" в узоре чугунного балкона - это из книги Е.Ф.Шумилова и не соответствует действительности, так как балкон на доме виден на фотографиях до приезда в Ижевск Попова и Богдановской.

     

    В готическом узоре балкона, по-видимому, зафиксированы геральдическая монограмма родного города и фамильного герба управляющего заводом с солнцем (движение посолонь) и монограмма Гуго Стандершельда из двух букв \"S\": латинская \"S\", с которой начинаются два слова сконструированной королём Густавом Третьим фамилии этого шведского дворянина . \"Штандерт\" (по-шведски, подставка для щита, штандарт), шелд (щит, слово скандинавского, варяжского происхождения).

     

    Король-солнце  Густав был поклонником французского короля-солнца Людовика, французского театра, основателем национальной оперы и театра Швеции и в соответствии с барочной культурой изобрел фамилию своего нового дворянина с театрально-игровыми барочными ассоциациями.

     

    После его убийства Финляндия перешла в состав России, а  шведские дворяне Стандершельды стали русскими дворянами и зафиксировали шведский след в узоре Генеральского дома в Ижевске.

  • Цитата: rich
    комментарии Кобзева - еще один дополнительный повод регулярно читать \"Прогулки\"... Спасибо, Елена! Спасибо, Игорь!
    Спасибо за ответ, а то я думал, что разговариваю сам с собой, слишком часто, слишком пространно, слишком в стороны и слишком не по теме данных статей, ну так они не мои, мне простительно.

     

    Да, и Елене спасибо тоже. И газете. Это, по-моему, рекорд среди местных СМИ по продолжительности исторических прогулок про Ижевск. Дело очень важное и необходимое. Надо продолжать, как можно дольше.

     

    Читатели, пишите комментарии, а то получается я сам пишу на статьи, в которых моё же сердитое изображение.

  • Копают фундамент под памятник генерал-фельдцейхмейстеру графу Шувалову. Памятник будет повторять силуэт памятника Павлу Первому в Павловске, только без треуголки. Думаю, что установят через недельку-две. 

     

    Газета \"Центр\", поторопитесь с видеофиксацией работ и публикацией проекта (проект видел у рабочих, проводивших сегодня земляные работы, рабочие были с \"Ижстали\".), так как этого в других СМИ еще не было. Памятник из Челябинска еще не привезли.

  • Цитата: Маша
    Спасибо, \"Ижлайф\" и Елена, за вашу чудесную рубрику! Только ее на портале и читаю:) И чем больше читаю, тем больше мне ясно - сколько же фактов из истории родного города я не знала! Спасибо и Вам, Игорь! Ваши комментарии очень дополняют и оживляют статьи.
    Спасибо, Маша, за благожелательный отзыв. От себя могу сказать вот что.

     

    Главное, думаю, еще впереди, и у газеты с Еленой, и в городе. В частности, предполагается мультимедийная карта Музея города, с которой можно будет знакомится, и в  сети, и на экранах в Генеральском доме  за чашкой чая, так как музей будет нетрадиционным, это будет \"Дом Города\", сочетающий в себе разные формы культурного отдыха, вроде дворца культуры или паркового музыкально-экспозиционного кафе с гланым официальным залом города.  Совместить многое на маленькой территории - это увлекательная и творческая задача. Музещики знают, как это сделать, были бы деньги от власти и воля власти. Ну и помощь СМИ, в частности, газеты \"Центр\" и Елены.

     

    Материалы для мультмедиа готовятся, хотя полноценного музея нет, как нет и полноценной дворянской усадьбы вокруг музея и много другого.

     

    Совершенно нет полноценной дворянской улицы, бывшей  Первой улицы (она же  Береговая, ныне Милиционная), так как полностью утрачена \"петербургская\" застройка в стилистике деревянного ампира, архитектор Дудин, уроженец Васильевского острова, жилого подвала Академии Художеств (отец зодчего был смотрителем Академии Художеств.

     

    Ближайший аналог утраченной на набережной застройки деревянного ампира в каменном варианте можете увидеть в Петербурге (набережная Лейтенанта Шмидта, архитектор Захаров, университетские дома), а также в Риме (палаццо Сентатори на Капитолии (архитектор Микеланджело, деревянный его аналог был построен из дерева архитектором Дудиным после приезда из Рима, в Ижевске это ратушное здание заводской конторы не сохранилось, оно напоминает также башню оружейного завода  того же архитектора.

     

    Мультимедийная карта  Музея Ижевска должна быть, по нашему мнению, использована для воссоздаия утраченной застройки, часть ампирного ансамбля которой сохранилась в подлиниках (главный корпус завода, Александро-Невский собор, Арсенал), но связующая часть единого некогда ансамбля утрачена.

     

    А ведь ампирными  были даже избы крепостных мастеров, в частности на набережной (проект \"Рабочая слободка\").  С сельской свободой и превращением ампирного \"города Ижа\" (1807-1867) в село Ижево после отмены крепостного права застройка Ижевска стала деревенской, очень деревенской, осбенно это видно по избам мастровых, совершенно не к городским по стилистике, наличникам и т.д.

     

    Но и деревенские избы оружейников села Ижева тоже имеют историческую ценность (как и типовые избы удмуртов в Лудорвае) и не должны исчезнуть, последние из них (в  Вознесенском овраге  единственный дом кафтанщика, избы двух основных типов сельского периода Ижевска) можно  потерять в ближайшее время, так как известная строительная комания только что выиграла суд и собирается начать стороительство типового (несмотря на внешние рюшки - цветной кирпич и т.д)  многоэтажного ЖК Багратион, он же Ренессанс.

     

    Город же не в силах отменить те юридические документы, которые он сам же подписал, не считаясь с мнением специалистов в градостроительстве и охране памятников истории и культуры. В охранном документе питерского проектного НИИ Ленгипргор (Ленинград, 1989) говорится, что на набережной Ижевского пруда подлежит охране деревянная застройка, масштаб её (после реставрации и воспроизводства утраченного и ценного исторически), но советские докуметы были отменены под давлением сверху, а новые охранные докуметы намеренно не приняты для получения быстрых денег. Охранный документ находится в бывшем Управлении по охране памятников истории и культуры, переименованом под давлением  Волкова в Управление по эксплуатации памятников истории и культуры и имеющее отныне консультативный статус, а фактически бесправное перед быстрыми деньгами и вандализмом.

  • Спасибо, \"Ижлайф\" и Елена, за вашу чудесную рубрику! Только ее на портале и читаю:) И чем больше читаю, тем больше мне ясно - сколько же фактов из истории родного города я не знала!

     

    Спасибо и Вам, Игорь! Ваши комментарии очень дополняют и оживляют статьи.

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus