Top.Mail.Ru
25 апреля 2015 10:26
История Удмуртии

Наши Герои: летчик Василий Меркушев дважды избежал смерти в немецком концлагере

После окончания войны нашего земляка обвинили в госизмене и дали 10 лет строгого режима.

forum.worldofwarplanes.ru, starhit.ru, polk.ru, ru.wikipedia.org
forum.worldofwarplanes.ru, starhit.ru, polk.ru, ru.wikipedia.org

Сегодня, 25 апреля, исполняется 105 лет со дня рождения Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны, летчика Василия Меркушева, уроженца Удмуртии. Имя его почти не известно ижевчанам. Улица, названная в честь Меркушева, появилась относительно недавно - в пригороде Ижевска, в районе Биатлона, и только-только застраивается коттеджами. А ведь судьба Василия Афанасьевича была настолько непростой и интересной, что вполне достойна отдельного киносценария.

Остался сиротой в 8 лет

Василий Меркушев родился 25 апреля 1910 года в селе Сюмси Малмышского уезда Вятской губернии (сейчас - Сюмсинский район Удмуртии). В пять лет он потерял мать, еще через три года погиб отец - его, как главу деревенского Совета, расстреляли колчаковцы. В 15 лет Василий устроился работать лесорубом, а в 1928 году Селтинский комитет комсомола направил его в Ижевскую партийную школу.

После этого карьера Меркушева пошла в гору: он вступил в партию, работал секретарем Ижевского горкома комсомола, заведующим орготделом Ижевского райкома партии. В 1931 году его забирают в армию, и Василий Меркушев становится сначала курсантом военной школы пилотов в Одессе, а с 1938 года - студентом авиационного факультета Военно-политической академии в Москве.

269 боевых вылетов, звание Героя и плен

На фронт Меркушев попадает уже с третьего дня войны - комиссаром 270-го истребительного авиаполка. В начале октября 1941 года самолет нашего земляка был подбит: снаряд зенитки разорвался прямо под кабиной пилота, осколки впились в ноги, разбили часть приборов на панели управления, пламя охватило правое крыло. Меркушев спикировал к озеру, но туда же устремились два немецких мотоцикла. Если бы не наша артиллерия, уничтожившая перехватчиков, Василий Меркушев оказался бы в плену.

К августу 1943 года майор Меркушев совершил 269 боевых вылетов, сбил 12 самолетов противника и дослужился до командира полка. 2 сентября Василию Афанасьевичу присвоили звание Героя Советского Союза.

Наши Герои: летчик Василий Меркушев дважды избежал смерти в немецком концлагере
 Наградной лист Василия Меркушева, опубликованный на портале «Подвиг народа».

А меньше чем через год, в июне 44-го, самолет Меркушева снова подбили - над вражеской территорией в районе румынского города Яссы. Василия Афанасьевича ранило осколками, он получил сильные ожоги рук и ног. Потерявший сознание летчик попал в плен к румынским солдатам.

Из воспоминаний Василия Меркушева:
«До Победы оставалось всего ничего, шел июнь 44-го года. Погода в тот июньский день была пасмурная, высота облачности 600-800 метров, видимость около двух километров. Вылетели мы на разведку шестеркой истребителей в район города Яссы, на территорию Румынии. Только отразили атаку четырех «мессеров», как из-за облаков на нас восемь «фоккеров» выскочило... Подбили машину фрицев и сами попали под ураганный огонь зениток. Один из снарядов угодил под мотор моего самолета. Машина загорелась... В горящем самолете, получив два осколочных ранения в левый пах и правую ногу, я пытался дотянуть до расположения наших войск... Искал какой-нибудь военный объект - хотел спикировать на него горящий самолет, но ничего подходящего на земле не заметил. Когда на мне загорелась одежда и начало обжигать тело, на высоте 500-600 метров я выпрыгнул с парашютом. Как приземлился - помню смутно…»


На допросе не скрывал сведений, которые и так были известны немцам

В руки гитлеровцев попал не только сам Меркушев, но и все его документы, включая удостоверение Героя Советского Союза и блокнот с записями, которые характеризовали боевую работу полка. Зная об этом, Василий Афанасьевич на допросе в разведывательном отделе 4-й германской воздушной армии не скрывал того, о чем немцы и так узнали из его записной книжки. Более того - из-за тяжелых ранений и ожогов допросить Меркушева удалось только через 40 дней после захвата, а обстановка на фронте за это время изменилась значительно, как и дислокация и боевой состав частей авиакорпуса.

«Записной книжкой я пользовался постоянно, в ней были записаны позывные всех радиостанций на участке фронта. У наших летчиков вошло в привычку - ничего не оставлять перед вылетом. Личный состав с презрением относился к тем офицерам, которые перед вылетом на боевое задание снимали ордена, выкладывали документы. Таких офицеров считали трусами», - воспоминал позже Василий Афанасьевич.

Правда, сначала Меркушев отказался подписывать свои показания. И тогда его хорошенько «обработали» гестаповцы.

Из воспоминаний Василия Меркушева:
«Три недели я провел в одиночной камере. Допрашивали меня пять раз. Обвинив в подготовке побега, фрицы избили меня прикладами винтовок и сапогами. В сутки я получал 2 стакана воды и 200 г хлеба и стал настолько истощен, что не мог самостоятельно передвигаться. В этом состоянии я подписал все свои ранее данные показания».

Лагерный врач дважды спас Меркушева от смерти

После этого Василия Меркушева отправили в концлагерь города Вайден. Там ему дважды удалось избежать смерти. Оба раза его спасал лагерный врач Николай Черкезов, тоже советский военнопленный. В первый раз Черкезов написал фальшивое заключение о наличии у Меркушева туберкулеза, отсрочившее казнь. Во второй раз врач дал товарищу одежду и номер скончавшегося больного и отправил в другой барак. Так Василий Афанасьевич перестал существовать для гестапо.

В апреле 1945 года лагерь освободили американские войска. А затем Меркушев снова оказался в лагере - на этот раз советском, где занимались «спецпроверкой» тех, кто побывал в немецком плену. Василий Афанасьевич выдержал три месяца допросов и очных ставок и был выпущен. Казалось, что все позади.

Меркушева оставили в резерве кадров Вооруженных Сил, в 1946 году, подтверждая членство в ВКП(б) и звание Героя Советского Союза, вручили новый партийный билет, дубликат Золотой Звезды, вернули другие награды, весной 1947 года отправили служить на Дальний Восток… А через два года внезапно арестовали, обвинив в измене Родине, шпионаже и выдаче военной и государственной тайны.

10 лет строгого режима и лишение звания Героя

Меркушеву припомнили то, что на допросе в гестапо он не скрывал сведений, и так известных немцам. Ему грозил расстрел с конфискацией имущества, но в дело вмешались друзья и однополчане. Свою роль сыграло и звание Героя. В итоге нашему земляку дали 10 лет строгого режима.

Лишенный звания Героя, Меркушев отсидел в лагерях половину срока, был освобожден по амнистии и в 1955 году реабилитирован.

Заключение Главной военной прокуратуры от 1954 года гласило: «..сведения о дислокации и боевом составе частей, данные Меркушевым немецкому командованию, секретные, но авиакорпус за 15 дней до допроса Меркушева переменил место базирования. Таким образом, сведения не могли быть использованы и не представляли для немецких войск практической ценности».

Как признавал сам Меркушев, единственное, в чем он был виноват, это в хранении в своей записной книжке данных, которые не должны были там находиться.

После освобождения Василий Афанасьевич вернулся в Ижевск. Работал начальником городского автомотоклуба, в 1965 году вышел на пенсию. Умер 20 августа 1974 года, похоронен на Хохряковском кладбище. Известно, что Василий Афанасьевич, говоря о своей жизни, часто повторял емкую и точную фразу: «Сначала «сталинским соколом» величали, а потом пустили зернышком промеж сталинских жерновов…»

Тем временем

Леонид Быков, режиссер легендарного фильма «В бой идут одни старики», использовал в одном из эпизодов случай, который произошел с Василием Меркушевым. В нем герой Быкова, летавший на разведку на трофейном немецком самолете, был сбит, а затем его избили наши же пехотинцы.

Читайте также в рубрике:

Наши Герои: ижевчанин Евгений Кунгурцев в 24 года стал дважды Героем Советского Союза

Наши Герои: легендарный танкист Вадим Сивков

Наши Герои: снайпер и телефонистка Татьяна Барамзина

Наши Герои: военный фельдшер Феодора Пушина

Наши Герои: «ночная ведьма» Нина Ульяненко

Наши Герои: ижевский Гастелло Аркадий Черезов

Наши герои: как ижевчанин Александр Сабуров попал на ковер к Сталину 

Наши Герои: боец из Ижевска первым установил советское знамя на границе с Германией