Есть повод: 10 апреля Ижевску исполняется 255 лет
Фото: архив редакции.

Есть повод: 10 апреля Ижевску исполняется 255 лет

Автор: | | Комментариев: 2 | Просмотров: 8152

В честь этой даты мы собрали самые интересные исторические факты о нашем городе.

255 лет назад по распоряжению графа Петра Шувалова началось строительство Ижевского железоделательного завода. Об этом 10 апреля 1760 года Берг-коллегия, руководящая всей горнорудной промышленностью страны, сообщила в Сенат. При Ижевском заводе также основали одноименный заводской поселок. Вот почему именно эта дата считается днем рождения нашего города.

Есть повод: 10 апреля Ижевску исполняется 255 лет
 Первый план завода и будущего города. 1764 год. Фото: iz-article.ru.

Строительство завода велось под руководством опытного горного инженера Алексея Москвина. Именно Москвин настоял на том, чтобы завод появился на берегу Ижа, «где леса и прочия удобности, кои никому не отведены, имеютца», а не на одном из притоков Камы в Пермском крае. К 1763 году рабочие возвели плотину, создав Ижевский пруд. В 1763 году на заводе получили первое железо.

В честь этой даты мы решили вспомнить самые интересные исторические факты об Ижевске.

На Нефтемаше можно отыскать остатки древних городищ

В V веке нашей эры на самом высоком холме у речки Карлутки возвышались два Карлутских городища, крепостные валы которых заметны до сих пор в районе санатория «Металлург». Одно занимало площадь 2500 квадратных метров, второе было в 4 раза больше. Крепости занимали представители племен мазунинской культуры, являющиеся предками современных удмуртов.

Ижевск начинался с двух улиц

В 1764 году в Ижевске было всего две улицы: одна шла по плотине пруда, вторая - перпендикулярно ей вдоль высокого берега реки Иж. Сейчас это проезд Дерябина и улицы Свердлова и Милиционная. А самыми первыми улицами будущего города были улица Старая в центральной части поселка (сейчас улица Карла Маркса) и ее тезка - улица Старая в районе Зареки, где сейчас расположена промзона. Скорее всего, по ним когда-то пролегали лесная дорога вдоль Ижа и идущая параллельно ей тропинка.

Сейчас в нашем городе больше 800 улиц, переулков, проездов и бульваров.

Если бы не Андрей Дерябин, наш город мог остаться поселком

К началу XIX века Ижевский железоделательный завод пришел в упадок. Если бы не строительство рядом оружейного завода, он бы быстро захирел. А вопрос о том, где именно будет основан новый завод, решал Андрей Дерябин, один из крупнейших в России специалистов горнозаводского дела.

Несколько лет Дерябин исследовал участки вдоль Камы, Сивы, Кильмези, Чусовой, Ижа. И в конце концов выбор Андрея Федоровича пал на Иж. Если бы не это, скорее всего, наш город так и остался бы поселком при небольшом заводе.

«Нобелевский» след

В конце 1860-х Ижевский оружейный завод сдали в аренду, и одним из арендаторов стал Петр Бильдерлинг - артиллерист и изобретатель. Вместе с ним  заводом руководил Людвиг Нобель - брат Альфреда Нобеля. 

Герой штурма Зимнего не смог взять Ижевск

В разгар Гражданской войны Ижевск на 90 дней вырвался из-под власти Советов. Этот период известен как Ижевско-Воткинское восстание, продолжавшееся с августа по ноябрь 1918 года.

18-19 августа шесть тысяч красноармейцев (по другим источникам - не более двух тысяч) приплыли из Сарапула в Гольяны, а оттуда двинулись на Ижевск с 8 пушками и 32 пулеметами. Командовал ими один из предводителей штурма Зимнего дворца Владимир Антонов-Овсеенко по прозвищу «Штык».

Нападающим Ижевск оказался не по зубам. Город обстреливали из пушек-трехдюймовок, а восставшие отстреливались в ответ - из своего единственного орудия. Когда враг подходил ближе, по нему открывали шквальный огонь из винтовок. Наступление красных в итоге захлебнулось - нападающим не хватило смелости и организации.

К Арсеналу по Коммунаров шла узкоколейка

В начале XX века к Арсеналу подвели заводскую узкоколейку - железную дорогу с небольшой шириной полотна (1000 мм, при том что ширина обычной железной дороги - 1520 мм).

Кстати, еще сто лет назад подобными железными дорогами был опутан весь Ижевск и его окрестности. Так, например, известно, что там, где сейчас стоят «немецкие дома» на улице Удмуртской (напротив ТЦ «Флагман»), было депо, откуда «Кукушка» шла до Хохряков и дальше за город. А еще в 1990-е можно было прокатиться на поезде по Постольской узкоколейке, начинавшейся в Ленинском районе - примерно там, где сейчас расположена остановка «Школа милиции».
В Ижевске мог появиться памятник Сталину высотой с 4-этажный дом

Согласно генплану застройки нашего города, созданному ленинградскими архитекторами в 1951 году, Центральная площадь должна была выглядеть совсем по-другому. Здесь собирались выстроить огромный театр, здания министерств и ведомств, жилые дома, учебное заведение. А в центре площади появился бы огромный - высотой с 4-этажный дом - памятник Ленину и Сталину.

Советские архитекторы собирались строить мост через пруд
В Ижевске могли появиться канатная дорога, мост через пруд и торговые ряды под Центральной площадью. Так, проект подземных торговых рядов в Ижевске в зоне эспланады, спускающейся к пруду, появился раньше подобного ему московского «Охотного ряда» - еще в 1990-х. А Колтому и Малиновую гору должен был соединить мост. 
Больше интересных фактов и подробностей из истории Ижевска - в нашей рубрике «Прогулки по Ижевску».

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • Огромное спасибо за интересную статью! Кажды раз знакомясь с историей нашего славного Ижевска, испытываю глубокие чувства уважения к Отцам основателям и добрым людям живущим в прекрасном городе!

  • \"проект подземных торговых рядов в Ижевске в зоне эспланады, спускающейся к пруду, появился раньше подобного ему московского «Охотного ряда» - еще в 1990-х\", - пишите вы.

     

    Так и проект пешеходной улицы Советской архитектора В.Орлова появился раньше , чем проект пешеходного Арбата в Москве  - ущё в 1960-е годы. И если бы не метастазы Мотозавода, перегородившие Красногеройскую (куда Орлов предлагал провести троллейбусную линию для разгрузки Советской), то у нас старый Александро-Невский проспект был бы пешеходной улицей. А сейчас короткая Советская улица у нас в городе одна из самых экологически грязных, башня местного Адмиралтейства за красивой горабатостью  улицы совершенно не видна.

     

    Да много чего у нас раньше было бы. Например памятник Высоцкому предлагал на свои деньги поставить один человек в 90-е. Не дали. Теперь памятник Высоцкому во многих городах давно есть, только не у нас.

     

    Проект белгородского архитектора с жёлтым мостом, который у вас в статье, визуально и экологически ужасен в этом месте, там возможен стелющийся и незаметный пешеходный мост, но никак не автомобильный. Автомобильный мост планируют делать выше - от сквозной магистрали через лес выше истока Подборенки, то есть  от начала Воткинского шоссе в сторону Малиновой горы. Вообще-то там, в районе Полигона или дачи Калашникова нужен не мост, а скорее всего, плотина, чтобы очистить низовья пруда от многометровых тонн грязи дешевым открытым способом обычными экскаваторами и чуть выше первой шири пруда восстановить былую длинну Ижевского пруда, стремительно превращающегося с его верховьев в болото (в 1841 г. Ижевский пруд был вдвое длиннее и вдвое шире, чем сейчас - 22 км. в длину и 5 километров в ширину - в первой шири, вместо сегодняшних 12  в длинну и 2,5 км в ширину в первой шири).

     

    Нужна не только преправа через пруд, нужны и экологические меры по очистке и содержанию пруда. Пока же пруд гробят тотальным уничтожением ракушек перловиц, очищающих пруд, гробят  при помощи ежегодного снижения уровня пруда весной - лёд давит и оголяет мелкие части пруда, где зимуют эти естественые очистители воды.

     

    С Днём рождения, Ижевск!!! С 10 апреля!!!

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus