Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории

Автор: | | Комментариев: 4 | Просмотров: 15904

Как застраивался один из самых уютных районов Ижевска? <архивные фото>

Мы начинаем серию материалов, посвященных ижевскому Соцгороду. Это неофициальное название носит микрорайон, расположенный по обе стороны от улицы Орджоникидзе. Сегодня мы расскажем о том, как застраивался этот район, как выглядели первые дома, возведенные здесь по немецким проектам, где находился ижевский макаронный комбинат и почему вместо школы власти решили построить хлебозавод.

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории
 В прошлом улица Орджоникидзе, до этого носившая название Трактовой, делила Соцгород на две части - Ключевой поселок и Гольянский поселок. Фото: Эдуард Карипов.

Справка

Что такое соцгород?

Этим термином в Советском Союзе называли жилые массивы, строившиеся в 1930-х годах по единому плану.

Как правило, такие компактные поселения возникали при крупных промышленных предприятиях, и жили там их рабочие. Строились городки из расчета, что плотность населения в них будет примерно 80 человек на га, а норма жилой площади - около 4,5 кв. м на человека. В Ижевске под Соцгород отводилось 2100 гектаров земли.

В соцгороде было все, что нужно для жизни: дороги, школы, магазины, ателье, бани, дворец культуры и т. д. Более того - там предлагалось строить 2-этажные или 3-этажные жилые дома, укомплектованные столовыми, библиотеками и другими коммунальными службами. При этом кирпич был тогда весьма дефицитным материалом, поэтому соцгородки возводились из дерева.

Помимо Ижевска, подобными жилыми массивами могли похвастать Казань, Киев, Новосибирск, Тольятти, Железногорск и другие города.

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории
 Ижевский Соцгород. Фото: izhevsk.ru

Стройку охраняло НКВД

Застраивать район Соцгорода в Ижевске начали в июне 1931 года. Это был период расцвета советско-германской дружбы, причем отношения между двумя странами складывались не только в сфере политики, но и в области архитектуры.

- Первые дома, выстроенные в ижевском Соцгороде, были немецкими во всех смыслах, - их заказывали в Германии и доставляли на стройплощадку по железной дороге, - рассказывает Михаил Курочкин, доцент УдГУ, много лет изучающий историю Соцгорода. - Специально для этого даже выстроили отдельную ветку - шла она от станции Позимь Воткинской линии до современной улицы Ленина, вдоль русла речки Карлутки - примерно там, где сейчас находится улица Мельничная. Возле станции до сих пор сохранились поворотные рельсы, уходящие в сторону Соцгорода.

Правда, очень скоро местные власти решили, что не стоит тратить валютный запас страны на покупку домов, которые можно возводить самостоятельно. Строители валили корабельные сосны, растущие на месте будущего городка, делали из них доски и сколачивали каркасы для стен. Пустоты заполняли мочалом, вымоченным в купоросе (чтобы не заводились грызуны).

Михаил Курочкин:
Интересно, что с 1931 по 1934 годы, пока шло строительство, территория Соцгорода была огорожена колючей проволокой и охранялась НКВДшниками с собаками. Почему-то властям было важно, чтобы на стройку не проник кто-либо посторонний.

Главной улицей будущего городка стал новый Гольянский тракт (позже его переименовали в улицу Орджоникидзе), который замостили торцами бревен. Он делил Соцгород на две части - Гольянский и Ключевой поселки. На карте Ижевска до сих пор есть адресные ориентиры с этими названиями.

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории
Эти здания более чем на 40 лет стали визитной карточкой Соцгорода - в 1930-х было возведено 74 таких дома. Строили их по немецкой технологии, но все выразительные детали прятали под слоями штукатурки. Фото: ГКУ «Центральный Государственный архив УР».

Соцгород возводили по секторам, в каждом из которых располагалось несколько домов. Это были 2-этажные дома с хорошей планировкой: в каждой квартире по 2-3 комнаты, собственные санузел и ванная, большие площади.

Вместо школы будущего - хлебозавод и макаронная фабрика

- Когда Соцгород проектировали, архитекторы задумали выстроить там огромную школу на тысячу мест - с зимним садом, дендрарием, спортзалом и астрономической обсерваторией, - рассказывает Михаил Курочкин. - Но к тому моменту, когда был заложен фундамент, стало ясно, что куда важнее городу другое. И вместо школы построили хлебозавод № 2. Да и место было удобным именно с точки зрения производства. Позже рядом с ним выстроили макаронный комбинат. Он работал несколько лет, а затем закрылся. Это здание сохранилось до сих пор - на улице Марата, 5, рядом с трамвайным депо № 2.

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории
 Хлебомакаронный комбинат был построен в Соцгороде в 1935-37 гг. по проекту, разработанному обществом «Хлебстрой». Это - одно из первых крупных промышленных зданий Ижевска, возведенных после революции. Фото: Эдуард Карипов.

Еще один нереализованный проект - парк имени Ворошилова, который должны были разбить южнее улицы Промышленной. Ее, кстати, архитекторы видели бульваром, по обеим сторонам которого стояли бы дома, росли деревья и цветы, били фонтаны.

Прямая речь

Из воспоминаний историка и литератора Сергея Жилина*:

«Здесь, на Краева да Прасовском, протекали мои детство и юность - семья обитала несколько лет в одном из бараков близлежащего Гольянского поселка, ныне почти сплошь застроенного панельными 9-этажками.

Сколько раз проходил я с лыжами или санками в руках еще мимо старого кафе «Позимь», мимо 4-го роддома (ставшего ныне травматологией), мимо 28-й столовой (побывавшей одно время и кафе «Русь») - к лесу, постоянному зимнему месту обитания всех окрестных ребятишек.

И, затаив дыхание, смотрели мы, мальчишки, на завораживающий полет лыжников с ижевского трамплина, Монбланом возвышавшегося над лесом и ближайшими районами - низковат был город нашего детства!.. И к роднику за свежей водой - тоже сюда, к речке Карлутке, к лесу.

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории
 Вид на Соцгород со стороны лыжного трамплина. Фото: izhevsk.ru

Кто теперь вспомнит магазин «Радуга» на углу улиц Краева и Орджоникидзе? Да и знаменитый некогда 41-й гастроном давно поменял свое название. Я помню, как заработала «стекляшка» на углу Краева - Воровского. Вскоре возле нее появился телефон-автомат. Барачным детям в диковинку было просто покрутить диск и послушать в трубке гудки…»

* Статья С. Жилина «В Прасовском проулке». 


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • \"Возле станции до сих пор сохранились поворотные рельсы, уходящие в сторону Соцгорода.\"

     

    Подъездные пути к различным предприятиям и пользователям железнодорожного транспорта от станции Позимь есть, а \"поворотных рельс уходящих в сторону Соцгорода\" нет.

  • Спасибо за статью) Очень интересно. Тем более, что живу как раз в Соцгороде. Теперь даже знаю, что на териитории Гольянского посёлка)))

  • На улице Орджоникидзе жил поэт О..Хлебников, когда он приезжал к матери из Москвы в 90-е годы, я к нему ходил в этот дом. У Хлебникова есть стихотворение о лыжных прогулках у \"онкологички\" - рядом с Карлуткой. И еще: в  Соцгороде в 50-е годы, напротив бывшего Нагорного кладбища был барак  - общежитие для преподавателей Мединститута, во дворе его стоял бюст Ленина (в общежитии преподавателей другого вуза - пединститута, общежитии  на Сивкова - тоже деревянном здании в 1950-е годы - стоял бюст Горького,  у Селивановского сохранилось фото бюста). Металлическая ограда бывшего Нагорного кладбища после строительства там стадиона в 1965 году была перенесена в Козий парк, где частично сохранилась до сих пор. Козим парком называли также и само кладбище, когда там поломали все могильные памятники, в тех местах бродили на привязи козы среди холмиков зеленых. Еще я читал в \"Удмуртской правде\", что на месте волковского Дома Дружбы народов (бывшего ДК механического завода, возникшего из эвакуированного Тульского оружейного завода) в войну была будто бы братская могила  немецких военопленных, статья написана по данным архивов человеком, который на немецкие деньги искал могилы военнопленных, не помню фамилии автора и номера газеты, искал, не нашел. В Соцгороде также сломали много интересных построек, жаль Прасовского переулка - там стояли самые интересные в архитектурном отношении \"сталинские\" дома. Слышал также, что армянский храм хотели построить на улице Орджоникидзе, но потом нашли другое место на берегу речки Карлутки: армян, видимо, заинтересовало кавказское наименование улицы.

  • Не многие помнят-но вернуть бы все назад!!!Наш с вами район был красивым- и место хватало всем Ижевчанам и приезжим в наш красивый городок
     

  • Квартиры были на 3 хозяев и ванн там никаких не было.
  • Ксения, спасибо за замечание! Мы обязательно уточним этот момент у нашего эксперта. А вы помните эти квартиры? Может быть, там жила ваша семья? Было бы замечательно, если бы вы смогли рассказать нам об этом более подробно: мы как раз этим летом запускаем новый проект с воспоминаниями горожан о прошлом конкретных домов, а не только улиц Ижевска. С уважением, автор.
Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus