Top.Mail.Ru
6 августа 2014 10:52
История Удмуртии

Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?

Транспортные кольца, эспланада на улице Чугуевского и театр на месте собора.

Мы продолжаем рассказывать о том, каким мог быть Ижевск, если бы все, что задумали архитекторы советского времени, воплотилось в жизнь. В прошлый раз «героем» публикации стал Генеральный план города 1951 года, предусматривавший, в том числе, возведение на Центральной площади памятника Ленину и Сталину высотой с 4-этажный дом.

Сегодня мы рассмотрим два генплана Ижевска, созданных горьковскими архитекторами в 1930-х гг. О том, какие задумки тех лет воплотились в жизнь, а что так и осталось на бумаге, нам рассказал наш эксперт, доцент кафедры компьютерных технологий Института искусств и дизайна УдГУ Михаил Курочкин.

Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?
Таким представляли будущее Ижевска архитекторы 30-х гг. Внизу - эта же транспортная схема, наложенная на современную карту города. Фото: ГКУ «Центральный государственный архив УР»
Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?
 

В одном из генпланов 1930-х гг. архитекторы предлагали переделать транспортную систему Ижевска. Главная, осевая, улица (2) была бы «прорублена» как продолжение современной эспланады (1), спускающейся к пруду. Орджоникидзе (3) хотели «отзеркалить» - новая улица (4) соединяла бы центр города с Воткинским шоссе. Кроме того, в Ижевске появились бы транспортные кольца (наподобие столичных Садового, ТТК и МКАД) - а точнее, полукольца, сужающиеся от окраин к центру. На том городском генплане они обозначены как Первое, Второе и Третье (5, 6 и 7).

Предложенную транспортную систему попытались воплотить в жизнь и даже успели сделать часть Третьего кольца - это трамвайная ветка от ул. Тимирязева до переулка Уральского, выгнутая дугой.

Самые интересные идеи из генплана 1937 года:

• Запуск важнейших городских магистралей - улиц 10 лет Октября и Удмуртской. Чтобы город рос в этом направлении, власти поощряли строительство в районе современной улицы Майской и БЦ «Эльгрин», выделяя ижевским семьям участки земли. Здесь строились частные деревянные дома.

• Центральная площадь и эспланада сейчас выглядят практически так, как их и задумывали в 30-х. Главное отличие - здание правительства должно было находиться напротив ЦУМа. Кроме того, эспланада должна была находиться чуть правее, спускаясь от Свято-Михайловского собора. Его, кстати, снесли в 1937 году с формулировкой: «Разбор вызван генеральным проектом планировки Ижевска. Эта площадь должна быть значительно расширена. Она займет квартал до Лихвинцева переулка и протянется до пруда. Площадь станет культурным и административным центром Ижевска». На фундаменте собора собирались возвести Театр оперы и балета на 1662 места.

Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?
Год назад выпускница Института искусств и дизайна УдГУ Ольга Сентемова представила свою дипломную работу в виде макета Центральной площади - в том виде, какой ее планировали архитекторы 80 лет назад.

 

Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?   Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?
Согласно плану 30-х гг. здание правительства должно было находиться напротив ЦУМа. Фото: ГКУ «Центральный государственный архив УР».

• Запуск трамвайных маршрутов №№ 2, 5 и 7. Проложены они были в генплане 1936 года, позднее их продлевали по мере появления новых микрорайонов - например, Буммаша.

• Улица Чугуевского, задуманная также в 30-х, должна была спускаться до самого Ижа и представлять собой бульвар-эспланаду - систему парковых зон, скверов и зон отдыха с аттракционами.

• Ижевск собирались застроить 3-х и 5-этажными домами. По стилю они одновременно напоминали римские инсулы (многоэтажные жилые дома с квартирами, предназначенными для сдачи внаем) и здания эпохи конструктивизма. Архитекторы Попов и Пикулев успели выстроить три подобных дома по проектам мастеров Розанова и Любофеева Горьковской архитектурной школы - на улице Советской, между улицами Пушкинской и Коммунаров. В одном из них до сих пор располагается магазин «Светлана». Интересная деталь: по проекту первые этажи таких домов должны были занимать ясли, где жильцы оставляли бы детей, уходя на работу.

Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?
Дипломная работа выпускницы Института искусств и дизайна УдГУ Татьяны Волковой - макет дома, который мог появиться на улице Советской, напротив магазина «Светлана».
Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?
А это – реализованный проект дома в Нижнем Новогороде (тогда – Горьком). Фото из архива М. Курочкина.

• Мотозавод намеревались перенести туда, где сейчас находится ТЦ «Байкал». Без заводских цехов набережная имела бы совершенно иной вид: на их месте предполагалось выстроить музейный комплекс, а также здания Союза художников и Союза архитекторов.

• Генплан 30-х не оставлял места на карте Ижевска не только Свято-Михайловскому собору, но и старинным купеческим домам на улице М. Горького, напротив Летнего сада. К счастью, снести их не успели, а после войны к этому вопросу не возвращались.

Какие еще проекты предлагали советские архитекторы?

1. Дома на набережной

Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?
По генплану 1951 года набережную Ижевского пруда должны были застроить аккуратными трехэтажными домиками.

 

Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?
В Ижевске проект так и не смогли реализовать, зато такие дома можно отыскать в Глазове - там их строили в начале 50-х. Фото: panoramio.com/user/3549740

2. Транспортная развязка на улице Гагарина

По словам Михаила Курочкина, в начале 1950-х архитекторы также собирались переделать район железнодорожного вокзала Ижевска. На улице Гагарина - неподалеку от железнодорожного моста - планировали соорудить транспортную развязку с выездами на Нылгинский и Можгинский тракты, а пространство от вокзала до улицы М. Горького - застроить жилыми домами. Скорее всего, они были бы похожи по стилю на «сталинки», стоящие сейчас на перекрестке переулка Интернационального и ул. М. Горького.

Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?   Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?
Возле железнодорожного вокзала собирались устроить грандиозную транспортную развязку, а сам район стал бы «парадными воротами» Ижевска.

А в это время в Москве…

Примерно в те же годы, когда горьковские архитекторы продумывали будущее Ижевска, в Москве вовсю разрабатывали проект строительства Дворца Советов - здания, которое должно было стать самым высоким в мире.

Каким архитекторы видели будущее Ижевска 80 лет назад?

Если бы не начало Великой Отечественной войны, в Москве могло появиться вот это ошеломляющее своими размерами здание - 415-метровый Дворец Советов. К 1939 году успели возвести фундамент, который во время войны пришлось разобрать для нужд фронта. Фото: vera-mysina.livejournal.com

Дворец Советов был задуман как первое в мире здание «рабочих и крестьян», олицетворяющее идею «мирового торжества коммунизма». В 1931 году был объявлен конкурс среди архитекторов со всего мира, и в итоге Совет строителей Дворца Советов принял за основу проект Бориса Иофана.

Высота здания должна была достигать 415 метров (в те годы в мире не существовало сооружения выше). Кроме того, на «крыше» Дворца хотели поставить 100-метровую статую Ленина, так что общая высота здания достигла бы полукилометра(!).

В стране в те годы даже появилась целая самостоятельная научная и хозяйственно-экономическая отрасль «Дворец Советов». Материалы, идущие на постройку здания, маркировали буквами «Д. С.», а к строительной площадке на время работ была подведена отдельная железнодорожная ветка.

Кладка фундамента высотной части и главного входа закончилась уже к концу 1939 года. Кроме того, построили 7 этажей одной из сторон здания. Однако в сентябре-октябре 1941 года в период Великой Отечественной войны из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы. Вскоре Дворец Советов разобрали совсем: его стальные составляющие во время войны использовали для возведения железнодорожных мостов.