Top.Mail.Ru
17 февраля 2014 19:29
История Удмуртии

Разведка боем: ижевчане вспоминают, как воевали в Афганистане

15 февраля исполнилось 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. <фото>

Из личного архива А. Куряева, С Попова и Л. Рыловой, Раиса Ибрагимова, музей &quot;Сыны Отечества&quot;
Из личного архива А. Куряева, С Попова и Л. Рыловой, Раиса Ибрагимова, музей "Сыны Отечества"

25 лет назад закончилась Афганская война: наши солдаты пересекли мост на советско-афганской границе и вернулись домой. Мы поговорили с ижевчанами, чьи судьбы оказались связаны с одной из самых кровопролитных войн в истории СССР.

Справка

Афганская война продолжалась с 1979 по 1989 год.

Советский Союз потерял 15051 солдата, 417 считаются пропавшими без вести.

53753 военнослужащих было ранено.

Из Удмуртии в Афганистане служили примерно 2400 человек, из них 83 человека погибли, более 130 вернулись инвалидами.

«Служил разведчиком в том же полку, что и знаменитая 9-я рота»

Альберт Куряев на службу в армию был призван в 1982 году. До армии серьезно занимался дзюдо и самбо. К физическим нагрузкам был готов, и новость о том, что придется служить в Афганистане, принял спокойно.

- Взяли меня в разведроту 345-го полка, который считался элитным - вспоминает ветеран афганской войны Альберт Куряев. - В этот же полк, кстати, входила знаменитая 9-я рота, отличившаяся в начале войны - при штурме дворца Амина, и в самом конце - в бою у высоты 3234. Отправили нас сначала в Кабул, и вот там мне в первый раз стало по-настоящему страшно. Мы ночевали напротив госпиталя. Я вышел покурить, и как раз привезли раненых. А на БТР сверху лежали тела убитых, завернутые в плащ-палатки. Я по глупости спросил у санитаров: «А что это такое?» Те в ответ: «Не видишь, что ли? Груз 200!»

Альберт Куряев:
Потом приехали в Баграм: колючая проволока, казармы, дзоты… Ребята там ходят - лица у всех загорелые, обветренные. Привыкать было сложно. «Деды» к нам долго присматривались - понимали, что им с нами вместе под пули идти.

Разведрота - одно из тех подразделений, где жизнь солдата постоянно находится под угрозой. В задачи разведчиков, например, входило уничтожение караванов, с помощью которых террористы перевозили оружие и боеприпасы через пакистанскую границу в Афганистан.

- Однажды наша рота нарвалась на засаду, где нас почти всех перестреляли, - рассказывает Альберт. - Когда остатки роты привезли в часть на бронетранспортерах, солдаты полка сидели в клубе - смотрели кино. Объявили, что разведрота вернулась из боя, и все бросились к нам. Парни до сих пор рассказывают, что картина была жуткая. Знаю, что засада была подготовлена: начальник разведки гарнизона «слил» информацию моджахедам. Потом выяснилось, что он был завербован давно. И несколько лет подразделения, которые работали в подконтрольной ему зоне, попадали в засады. Состав нашей роты за полгода сменился чуть ли не два раза - такие были потери.

Чтобы выследить и ликвидировать караван, разведчикам иногда неделями приходилось сидеть в засаде.

- Сначала на БТР мы выезжали в соседнюю часть, где стояла колонна КамАЗов, подготовленная будто бы для перевозки продуктов, - рассказывает Альберт Куряев. - Ночью забирались под брезент, и нас везли за две-три сотни километров. Дожидались ночи, вылезали и делали марш-бросок километров в десять-пятнадцать до места засады, а там ложились и ждали караван. Однажды пришлось ждать 22 дня, и каждую ночь - туда-обратно…

- А еще никогда не забуду одну деталь, - продолжает ветеран. - Шли мы как-то к месту, где нужно перехватить караван, и увидели костры. Стали подкрадываться, и тут мальчишка маленький - он хворост собирал рядом с лагерем - заметил нас и закричал. Это оказался караван кочевников: мужчины начали стрелять, и мы их уничтожили. Остались женщины и дети - их нужно было сдать властям. Каждый солдат взял под наблюдение кого-то из местных. Со мной шли старик и девочка лет восьми - я не столько за ними наблюдал, сколько помогал идти. Смотрю - девочка на мою фляжку поглядывает. Протянул ей, а она пить не стала - отдала сначала деду, а потом уже сама напилась.

Разведка боем: ижевчане вспоминают, как воевали в Афганистане

С афганской войны Альберт Куряев пришел с четырьмя боевыми наградами и девятью пулевыми ранениями. Пять лет восстанавливался, перенес 12 операций.

- Я оттуда вообще ненормальным пришел, - признается Альберт. - Было страшно: что делать, куда дальше? Я еще молодой, а уже инвалид. Но постепенно взял себя в руки - подлечился, получил образование, нашел работу. Сейчас я возглавляю саморегулирующую организацию «Автоперевозчики Удмуртии» - помогаю малым предпринимателям, которые занимаются пассажирскими перевозками. Защищаю их интересы, отстаиваю права перевозчиков.

«Родители из газет узнали о том, что я служил в Афганистане»

- Еще в юности я мечтал, что буду служить в воздушно-десантных войсках, - рассказывает Сергей Попов, ветеран афганской войны. - С 14 лет занимался в ижевской военно-спортивной школе - была такая раньше на улице Гагарина. Преподавали в ней десантники - ветераны афганской войны, которыми мы очень гордились. А вот мне, несмотря на все мои старания и подготовку, для десанта ни роста, ни веса не хватало. И я пошел к деду - Павлу Васильевичу Суровцеву. Он воевал еще в Великую Отечественную, был командиром разведроты. Он мне говорит: «Сиди, жди». Надел все свои ордена, ушел в военкомат, возвращается - «На! Завтра в армию». И все, я ушел в десант.

Служил Сергей Попов в Кабуле, в разведывательной роте.

- Мы охраняли колонны с грузами, искали караваны с наркотиками и оружием, сообщали о них своим или уничтожали сами, - вспоминает Сергей. - При этом своим родным я писал, что служу в Монголии - чтобы не волновались. Правды не знал даже дед, хотя он приезжал ко мне в учебку, в Фергану. 

Сергей Попов:
Родители выяснили правду уже после того, как наши войска выводили из страны - в феврале 1989 года. 6 февраля наша колонна с флагами шла через мост на границе Афганистана и Советского Союза. Эти кадры показывали по телевизору, фотографии попали в газеты. И родители меня там узнали. Конечно, сразу телеграмму мне отправили, а что толку - я уже почти дома был.

На вопрос о том, что чувствовали солдаты, покидающие афганскую землю, Сергей пожимает плечами:

- Я не могу сказать, что мы победили или проиграли, - говорит он. - Мы тогда об этом не думали вообще. Просто выполняли приказ. Но эмоции были, конечно. Тяжело покидать место, которое за эти два года стало для тебя вторым домом. Ты здесь жил, ел, спал, находил и терял друзей. И тут приходят местные войска, ты передаешь им ключи от казарм и уходишь.

В советское время ветеранам афганской войны выдавали талоны на получение квартиры или машины. Но Сергей этой привилегией не воспользовался.
- Для этого нужно было встать на учет в собес, - рассказывает он. - Я прихожу, а там сидят ветераны Отечественной войны, которые до сих пор не получили свои квартиры. И я тогда просто развернулся и ушел - как и многие из моих приятелей-афганцев. Нам тогда по 20 лет было, вся жизнь впереди. Сами как-то справлялись. Я, например, после войны устроился преподавателем в свою же военно-спортивную школу, постепенно возвращаясь к обычной жизни. Раньше играл в ансамбле военной песни «Серпантин», писал песни про Афганистан. Сейчас работаю на опытно-механическом заводе, увлекаюсь охотой. А еще играю на гитаре в рок-группе Fakel 220 - выступаем в ижевских клубах, на рок-фестивалях.

Разведка боем: ижевчане вспоминают, как воевали в Афганистане

 Сергей Попов на фоне плаката с той самой фотографией, на которой его узнали родные (на плакате Сергей во втором ряду, в середине).
«Восьмого января был бой, а через три дня в Ижевск доставили «груз 200»

В ижевском детско-подростковом клубе «Патриот» на улице 9 Января работает музей «Сыны Отечества», посвященный ветеранам, а также солдатам, погибшим в Афганистане, Чечне и других локальных войнах. Организатор музея, Людмила Николаевна Рылова - мама одного из тех, кто погиб в афганской войне. Ее сын Женя служил в десантных войсках, работал санинструктором. Он был ранен в бою 8 января 1985 года.

- До 12 лет у Жени была бронхиальная астма, которую вылечили с огромным трудом, - рассказывает Людмила Николаевна. - После этого он начал наверстывать упущенное. Занялся хоккеем, а когда мы переехали в Ижевск, то записался еще и в цирковое училище. Уже после его гибели я узнала случайно, что он еще и на борьбу успевал ходить. Учился в техникуме, готовился получать высшее образование, подрабатывал на хлебозаводе. Запоем читал, слушал Высоцкого...

Оба дедушки у Жени воевали в Великую Отечественную войну, папа три года прослужил в Германии, так что никто в семье Рыловых не удивился, когда Женя сказал, что собирается быть десантником.

Людмила Николаевна Рылова:
В Ижевск из Свердловска мы приехали летом 1980 года и на День десантника оказались в парке им. Горького. И муж мне сказал тогда: «Все, клюнул». Сам он служил в танковых войсках и хотел, чтобы сын тоже был танкистом. Но Женя уперся. Отец ему: «Какой десант, ты же заикаешься!», а он по струнке вытянулся и выпалил без заминки: «Триста тридцать третий полк!» Он заикался с детства, но упорно пытался с этим справиться: закрывался в ванной и сам себе вслух пересказывал Джека Лондона.

26 апреля 1984 года Женя отправился служить. Из Прибалтики писал родным, что попал в силы Варшавского договора, и значит, «как ни прискорбно - Афганистан или Германия».

- Писал он нам всегда интересно, ярко, - говорит Людмила Николаевна. - Но в одном из писем, перед гибелью, были строки: «Я вернусь оттуда живым». Не «отсюда», а «оттуда»… А когда я писала ему последнее письмо - то самое, которое потом ко мне вернулось, - то у меня две ручки подряд перестали писать. Сейчас понимаю, что это был знак.

Подробностей гибели сына Людмила Николаевна не знает. Рассказывает, что его ранили в живот разрывной пулей.

- 8 января был бой, 11 января в Ижевск доставили «груз 200», - говорит она. - Гроб охраняли солдаты. И это была не дань уважения, нет - это делалось для того, чтобы родные его не открыли! Есть поверье, что на могилах солдат не растут цветы оттого, что их не обняли на прощание. Родные могли поплакать над Женей, а у меня первые 40 дней слез вообще не было…

Разведка боем: ижевчане вспоминают, как воевали в Афганистане

Пережить трагедию Людмиле Николаевне помогли ее первоклашки - она работала педагогом в школе-интернате, была классным руководителем у деток с особенностями развития.

- Я вышла на работу, пришла к ним на урок, подняла глаза и вижу - они все сидят и плачут, - вспоминает Людмила Николаевна. - И я тогда себя дерганула, встряхнулась и говорю: «Ребятки, давайте работать». А они очень ласково ко мне относились и помогали - то обнимут, то конфетку на столе оставят для меня... 

За что сражались наши солдаты в Афганистане?

27 апреля 1978 года в Афганистане произошла Саурская революция. Президент Мухаммед Дауд был казнен, а к власти пришла прокоммунистическая Народно-демократическая партия. Правительство стало проводить радикальные реформы, на которые общество реагировало достаточно болезненно. Гонениям и репрессиям подверглись религиозные лидеры и муллы. В исламской стране началась гражданская война. Правящая партия раскололась на две фракции, которые вступили в борьбу за власть. В конечном итоге к власти пришел лидер одной из них - Хафизулла Амин, получивший военное образование в США. Спецслужбы Советского Союза считали, что он в любой момент может переориентироваться на Запад. 

После многочисленных переговоров было принято решение устранить Амина, а в страну ввести войска, чтобы помочь коммунистическому правительству справиться с мятежниками.

Советские войска должны были встать гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт. Однако оппозиционное движение нарастало, и столкновения с афганскими моджахедами происходили все чаще, хотя официально никто не называл происходящее войной. Афганских партизан поддерживали США, Китай, арабские страны. На территории Пакистана была создана огромная сеть тренировочных лагерей, где проходили подготовку моджахеды. Эти же страны фактически спонсировали моджахедов и помогали им оружием - стрелковым, артиллерийским. Непрекращающееся сопротивление в конечном итоге склонило руководство СССР к выводу войск из Афганистана. Однако за годы войны стало ясно, что наша 40-я армия - это отлаженный механизм, умело борющийся с моджахедами, а солдаты и офицеры Советской армии честно выполняли свой долг.