Top.Mail.Ru
7 ноября 2013 11:48
История Удмуртии

Ижевско-Воткинское восстание: как дивизия Азина «штурмовала» наш город

95 лет назад, 7 ноября 1918 года, Красная армия подавила антибольшевистский мятеж в Ижевске. <карта наступления>

Гольянская пристань. Баржевики, освобожденные большевиками 17 октября 1918 года. Источник фото: А.В. Коробейников, «О мичмане Ильине, его жене и «Гольянской барже». Фото из фотофонда Национального музея УР
Гольянская пристань. Баржевики, освобожденные большевиками 17 октября 1918 года. Источник фото: А.В. Коробейников, «О мичмане Ильине, его жене и «Гольянской барже». Фото из фотофонда Национального музея УР

Мы заканчиваем цикл материалов, посвященных 95-летию Ижевско-Воткинского восстания. В прошлый раз рассказали о том, чем жил Ижевск во время мятежа, и о неудачной попытке одного из героев штурма Зимнего дворца отбить город. Сегодня - о том, как было подавлено восстание. Восстановить хронологию тех событий нам помог ижевский историк, доцент кафедры культурологии ИжГТУ, автор книги «Красная армия против Ижевского восстания» Евгений Ренев.

Красные полки стягиваются под Ижевск

В августе 1918 года в Ижевске вспыхнул антибольшевистский мятеж. Власть в городе сменилась, с конца августа повстанцами руководил Прикамский комитет Учредительного собрания - первого в России антибольшевистского правительства. Штаб Народной армии ввел в Ижевске военное положение.

- 11 сентября части Красной армии взяли Казань, - рассказывает Евгений Ренев. - Там большевики захватили немало орудий, так что с оснащением армии у них проблем не было. После Казани пришел приказ - разобраться с Ижевском. И сюда стали стягивать полки.

15 сентября в Вятские Поляны, в штаб 2-й армии, прибывает Владимир Азин - красный командир и будущий герой штурма Ижевска. Самой армией командует Василий Шорин, в прошлом - царский офицер.

- У красных есть пушки, винтовки, снаряды, патроны, - перечисляет Евгений Ренев. - Армия одета и обута - Азин уже в сентябре начал хлопотать о валенках и тулупах для своих бойцов. Людей тоже хватает - всех дезертиров собирали и гнали сюда. А дезертировали тогда массово: к примеру, так называемый Мусульманский полк в 3 тысячи штыков вышел из Казани в Ижевск и по дороге «потерял» 900 бойцов.

Штурм Ижевска становится одной из важнейших задач на этом этапе Гражданской войны, и большевики делают все возможное, чтобы отбить город-завод к первой годовщине Октября.

Бронепоезд и артиллерия

4 октября дивизия Азина отбивает у бойцов Народной армии железнодорожную станцию Агрыз. 5 октября Азин захватывает Сарапул. Повстанцы пытаются отбить Агрыз, но безуспешно.

- После этих событий стало ясно, что город, да и, пожалуй, все Прикамье, обречены, - считает Евгений Ренев. - Красные перекрыли железную дорогу, отрезали Каму. Азин обещает, что не сегодня-завра возьмет Ижевск. Но не может - ижевцы сопротивляются упорно. Однако местное начальство потихоньку начинает сбегать. Начальник штаба, командующий народной армией, начальник артиллерии и так далее. Командующим армией становится ижевский боевой офицер Журавлев - с 20-х чисел октября именно он держит оборону Ижевска.

Ижевско-Воткинское восстание: как дивизия Азина «штурмовала» наш город

Как развивались события в ноябре 1918 года?

3 ноября

Командующий 2-й армии Василий Шорин издает приказы о наступлении на Ижевск. В одном из них были такие слова: «Перед Вами Ижевск. Последний оплот белогвардейцев и прочей сволочи Камского района. Я отдал приказ перейти в решительное наступление. Так идите и возьмите его». К этому моменту полки стянуты к Ижевску и с юга, и с севера. В районе Якшур-Бодьи стоит Особая Вятская дивизия - 8 тысяч бойцов.

5 ноября

Красные атакуют позиции Ижевской армии и выбивают ее бойцов из деревни Старая Венья. Штаб Азина на тот момент располагается в районе деревень Большая и Новая Венья. Красные палят по Ижевску из орудий, но только по окраинам, боясь подорвать завод и плотину.

6 ноября

Начинается сражение за Пирогово, в результате которого ижевцы отходят вплотную к городским окраинам. В то же время ижевские бойцы идут в развернутую контратаку в районе села Каменное, где против них стоит Мусульманский полк.

- По показаниям красных, записанных ЧК, именно там и случилось то, что впоследствии советские историки назовут «психической атакой», - рассказывает Евгений Ренев. - Ижевцы, - от 300 до 600 человек, - ударили в полный рост, не обращая внимания на встречный огонь, и красные, бросив 6 орудий, побежали на юг, к железной дороге. Они пытались на этом участке атаковать снова - 7 и даже 8 ноября, - но безуспешно. При этом один Мусульманский полк был вооружен лучше, чем вся Ижевская армия.

7 ноября

Основные силы Азинской дивизии наступают на город с юга, по Казанской дороге. Идут вдоль железнодорожных путей, под прикрытием бронепоезда «Свободная Россия». Ижевцы отходят в город, на подступах к Ижевску остаются лишь немногочисленные патрули Народной армии. Азинские бойцы пробиваются в город от Пирогово по будущей улице Азина. Ижевцы сражаются, отступая при этом все дальше. Красные берут город в полукольцо с юга, однако подчиняются приказу, запрещающему входить в город.

- Большевики кружат над городом в аэропланах 7 и 8 ноября, - рассказывает Евгений Ренев. - Они докладывают, что Народная армия начинает отступать в сторону Воткинска по железной дороге. Вечером 7 ноября Шорин отбивает две противоположные по содержанию телеграммы. Командованию фронта: «Пехота ведет тяжелые бои на подступах к Ижевску». И практически тут же - знаменитая телеграмма в Кремль: «В. И. Ленину. Ижевск взят штурмом. Подробности сообщу позднее». Азин ночует в избушке возле Александровского кладбища.

8 ноября

Утром по Казанской дороге в город входит 3-й полк под командованием Азина - эту улицу позже назовут его именем. Большевики захватывают Оружейный завод и плотину. Ижевцы сдают Гору (сейчас - район улицы Горького) и покидают город.

- С армией уходит и часть мирного населения - после победы большевики докладывают о 1200 оставленных домов, а это пятая часть Ижевска, - рассказывает Евгений Ренев.

13 ноября

Особая Вятская дивизия захватывает оставленный повстанцами Воткинск. Ижевцы и воткинцы отступают за Каму. Позже они будут воевать с большевиками в составе Ижевской и Воткинской дивизий Русской армии адмирала Колчака.

Итоги штурма

- Потери с обеих сторон 7 и 8 ноября были минимальными, - подчеркивает Евгений Ренев. - По церковным «книгам мертвых» известно, что со стороны Ижевска погибло около 50 человек: 8 - в бою и примерно 40 - во время обстрелов города. Красные потеряли около 40 бойцов за 4 дня, в основном - из полка Северихина. «Тысяча убитых ижевцев» на Пироговских высотах, о которых пишут некоторые историки, - скорее всего, не более чем миф.

Артиллерист бронепоезда возле пушки. 1919 год.
Фото: ru.wikipedia.org

Во время восстания на Каме была подруга Троцкого и Гумилева

В 1918 году на Каме появились баржи с заложниками-заключенными - плавучие тюрьмы, которые в советское время стали называть «баржами смерти».

- 1 сентября 1918 года повстанцы захватили Сарапул, - рассказывает ижевский историк, подводный археолог Алексей Коробейников. - Они арестовали 500 большевиков, а когда к Сарапулу стала приближаться дивизия Азина, заложников пересадили на баржу. Это было довольно большое (более 60 м в длину) деревянное судно для перевозки зерна. Привезли их в Гольяны, поставили на якорь, и там они сидели с 3 по 17 октября, пока красные не отбили ее и не увели в Сарапул.

Одна из улиц Сарапула носит имя Федора Раскольникова - командующего Волжской военной флотилией, который участвовал в освобождении пленных баржевиков. Вместе с ним в Прикамье находилась Лариса Рейснер - известная революционерка, журналистка и писательница.

По воспоминаниям современников, Рейснер была необычайно красива. Известно, что у нее был роман с поэтом Николаем Гумилевым, и, по некоторым данным, Лариса также была близкой подругой Льва Троцкого. Кроме того, сохранились воспоминания о том, что Рейснер была влюблена во Владимира Азина, руководившего одной из дивизий при штурме Ижевска.

Именно Лариса Рейснер стала прототипом женщины-комиссара в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского - той самой, что, застрелив матроса, покушавшегося на ее честь, грозно спрашивает: «Кто еще хочет комиссарского тела?».

Не известно, участвовала ли она сама в рейде миноносцев в Гольяны, во время которого и была захвачена баржа. Но писала она о нем так:

«Ночные склянки, отбивающие часы на палубе миноносца, удивительно похожи на куранты Петропавловской крепости. Но, вместо Невы, величаво отдыхающей, вместо тусклого гранита и золотых шпилей, отчетливый звон осыпает необитаемые берега, чистые прихотливые воды Камы... Пользуясь всеобщим смятением решено всех взять врасплох, выдавая флотилию за белогвардейскую - адмирала Старка, которую с таким нетерпением поджидали себе на помощь ижевцы».

Умерла Лариса Рейснер 9 февраля 1926 в Москве от брюшного тифа, в возрасте 30 лет.

Ижевский историк Игорь Кобзев пишет о том, что Рейснер вполне могла быть прототипом главной героини романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Он цитирует Варлама Шаламова, который в январе 1954 года писал Пастернаку: «На похороны Ларисы Рейснер я не имел силы идти… Вы-то знали ее, Вы даже стихотворение о ней написали. 2000 страниц романа прочитано - где же доктор Живаго? Это роман о Ларисе».

А вот так во время Гражданской войны выглядели солдаты Азинской дивизии.
Фото: iz-article.narod.ru

Воткинск пытались переименовать в город Азин

Владимир Азин - один из самых загадочных комиссаров Красной армии. Никаких достоверных сведений о его происхождении нет. Есть официальная версия советских историков, согласно которой Азин - латыш родом из-под Полоцка, работавший счетоводом на фабрике в Риге. Был мобилизован в 1916 году, участвовал в Первой мировой.

- В 1918 году Азин появляется на военной арене как один из участников Гражданской войны, - рассказывает историк Евгений Ренев. - И на простого счетовода он уже ни капли не похож. Описывают, что он на полном скаку мог всадить две пули в столб, а потом, с разворота, - еще одну вдогонку. Уже после подавления восстания он зарубил саблей несколько человек в Можге - по подозрению, будто они хотели взорвать его штаб. А это значит, что подготовка у него первоклассная, рука «набита», он не боится вида крови. И видно, что он блестящий командир - полками командует отменно, хотя управляться с дивизией ему уже сложнее.

Современники описывали Азина как человека нервного, порывистого, дерганого.

- Скорее всего, он, как и многие красные комиссары, «сидел» на кокаине и алкоголе, - говорит Евгений Ренев. - Иначе никакого адреналина не хватит на то, чтобы вести активные боевые действия практически без отдыха. И он совершенно безжалостен. По воспоминаниям его же бойца Овчинникова, Азин после захвата Ижевска лично расстреливал раненых ижевцев, которых ему выводили из госпиталя, - тех, кто не соглашался переходить на сторону красных.

Когда и как Азин погиб, точно не известно. По официальной версии, он попал в плен к белым еще до окончания Гражданской войны, его пытали, а затем казнили.

В честь Азина названы улицы в Ижевске и Сарапуле. А Воткинск местные власти в 1924 году к пятилетию освобождения от колчаковцев даже пытались переименовать в город Азин.

6 ноября 1967 года в Ижевске, на Привокзальной площади, был установлен памятник Азину. Однако к началу 2000-х «железный комдив» буквально разваливался на части и к тому же мешал реконструкции площади, и его решено было убрать.

Почему началось Ижевско-Воткинское восстание, как Ижевск пытались отбить красные, и как жил наш город во время трехмесячной осады, читайте на сайте izhlife.ru/histories