Городская археология: что интересного находят историки на территории Ижевска
Фото: архив редакции, troica.org, landsofplanet.com, архив Института истории и культуры народов Приуралья, УдГУ.

Городская археология: что интересного находят историки на территории Ижевска

Автор: | | Комментариев: 18 | Просмотров: 46109

Монеты, перстни, кресты, посуда и другие древности, найденные в центре города, на месте Троицкого кладбища.

Очередной археологический сезон подходит к концу, и в связи с этим мы решили вспомнить, какие интеерсные археологические находки связаны с Ижевском, а точнее - с территорией старого Троицкого кладбища, что возле Ледового дворца. Несколько лет тут работали ученые и студенты УдГУ, вынимая из земли остатки захоронений и самые разные артефакты. Что именно находили археологи в центре Ижевска?

Полтора века назад здесь была окраина города

- История кладбища началась в 1810 году, после основания здесь Андреем Дерябиным оружейного завода, - рассказывает археолог, историк, старший научный сотрудник Института истории и культуры народов Приуралья Станислав Перевощиков. - До этого ижевцев хоронили на том месте, где сейчас стоит СвятоМихайловский собор. Но за полвека будущий город разросся, и скоро улицы вплотную подошли к ограде кладбища. Погост было решено перенести за окраину поселка, в дальний конец улицы Троицкой. Кто тогда мог представить, что через полтора века это будет практически центр города?

На Троицком кладбище хоронили всех - бедных и богатых, православных, католиков и старообрядцев. Старейшая и самая почетная часть кладбища - так называемая «алтарная», - находилась прямо возле Троицкого собора, который был возведен в 1814 году. Земля там считалась наиболее престижной, а потому, скорее всего, хоронили там самых именитых ижевцев - священнослужителей, заводских начальников, купцов. Известно, что прямо возле церкви со стороны алтаря был похоронен оружейный фабрикант Адриан Евдокимов. Возможно, там же была и могила Семена Дудина, первого архитектора Ижевска.

В 1929 году кладбище закрыли. Официальная причина - город вплотную приблизился к границе захоронений. Но в этом решении властей легко найти и идеологический подтекст - все-таки здесь лежали предки «классовых врагов» молодой республики. Троицкое кладбище должны были снести, но помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Это же, кстати, спасло и Троицкую церковь.

- Ижевские газеты предвоенных лет писали, что в здании храма предполагалось сделать кинотеатр, как в Александро-Невском соборе, - рассказывает ижевский историк и краевед, кандидат культурологии Игорь Кобзев. - Но не успели - грянула война, после ее окончания гонения на церковь были уже не так сильны. А на территории самого кладбища собирались разбить парк, тем более что там росли красивейшие деревья. Ограничились тем, что посбивали кресты и надгробия, и могилы тысяч ижевцев превратились в безымянные холмики.

Кстати, одна из надгробных плит, снятых в то время, стоит сейчас в месте, которое называется «Дуровской гранью». Это район леса в заречной части, где 19 января 1929 года во время охоты был случайно застрелен знаменитый цирковой артист Анатолий Дуров, находившийся в Ижевске с гастролями. Памятник ему установили в 1933 году, причем рабочий оружейного завода по фамилии Первяков за 2000 рублей сбил старую надпись на обелиске черного мрамора и высек новую, уже в память о Дурове.

«Тетушка нашла в старой могиле драгоценный перстень»

- Я на этом кладбище, можно сказать, родился, - шутит Игорь Иванович. - Мой отец был преподавателем пединститута (сейчас УдГУ), и им с мамой дали комнату в общежитии возле первого корпуса. Ходил в соседний детский сад, и его руководитель - Надежда Романовна Яковлева, которая была родом из московских дворян, - выводила нас гулять в сквер на месте кладбища. До сих пор помню, как мы играли на заросших травой могильных холмиках. Вокруг росли березы, где мы ловили майских жуков.

- С 30-х по 60-е годы все кресты и надгробные памятники были снесены - комсомольцами на субботниках, - рассказывает Станислав Перевощиков. - Никто не переписывал данные с надгробий, никто не перерисовал расположение могил. Никто не возмущался. Во-первых, атмосфера была не та, чтобы возмущаться, а во-вторых, слишком мало в Ижевске осталось тех, чьи предки похоронены на этом кладбище, ведь многие коренные жители поселка Ижевский завод ушли отсюда в 1918 году с Белой армией.

Кстати, по словам Игоря Ивановича, многие из дореволюционных надгробий были найдены в 1980-х годах, когда рыли котлован при строительстве жилых домов по соседству с кладбищем. Сейчас некоторые из них хранятся в музеях Ижевска.

- Когда моя тетушка была совсем молодой, ее вместе с другими отправили убирать могилы возле Троицкой церкви под строительство, - вспоминает Галина Бажутина, завсектором Центральной муниципальной библиотеки им. Некрасова. - Она помнит могилу какого-то воеводы, в которой нашла драгоценный перстень. Говорила, что остальные тоже находили много разного добра - украшения, монеты. Куда потом все это делось, оставили они это себе или отдали государству, я не знаю. Где сейчас тетушкин перстень, тоже неизвестно.

До сих пор вокруг церкви находят кости

Вскоре на территории кладбища началось масштабное строительство спортивных объектов - стадиона «Зенит» (открыт в 1968 году) и Ледового дворца (1971 год).

- Начали рыть котлованы и, конечно, обнаружили гигантское количество костей, - вспоминает Станислав Перевощиков. - По данным Евгения Шумилова, которые лично мне кажутся наиболее объективными, за сто двадцать лет на Троицком кладбище было похоронено около 140 тысяч человек. Останки вывозились вместе с грунтом. Его использовали для подъема земли в пойме реки за «Зенитом» - сейчас эту территорию частично занимает «Зеленхоз». Грунт этот использовали и в основании путепровода, который сейчас называют «Долгий мост». Да мало ли тогда было строек!

- Строили подземный переход возле университета - находили гробы с останками, - вспоминает Игорь Кобзев. - Копали траншеи, прокладывали коммуникации - то же самое. Но тогда ни один человек не был перезахоронен - кроме, разве что, Ивана Пастухова. Останки, якобы принадлежащие ему, в 1967 году перенесли в братскую могилу возле мемориала, где сейчас Свято-Михайловский собор.

Никаких археологических работ в советское время на территории бывшего кладбища не вели. Старшее поколение ижевчан до сих пор вспоминает, как мальчишки и девчонки играли черепами, которые находили возле церкви. Отношение к святому месту изменилось только в последние годы.

- В 2007 году власти решили выстроить рядом с Ледовым дворцом каток «Олимпиец», - рассказывает Станислав Евгеньевич. - Только начали рыть котлован - пошли кости. Строители возмутились, отказались от работы, и руководители стройки позвали археологов. Мы работали там около двух месяцев, выбрали примерно 700 костяков, то есть скелетов. В 2008 году ставили подстанцию, которая обслуживает «Олимпиец», и нашли еще около двухсот костяков.

Все останки были перезахоронены рядом с Северным кладбищем, в месте, специально отведенном для этого администрацией города. Там же будут перезахоронены все, кого археологи найдут еще на Троицком кладбище. Места для них много не нужно, так как хоронят их в небольших гробиках.

Католическое распятие и семейные склепы

Хотя кладбище закрыли еще в 1929 году, неофициально на его окраинах продолжали хоронить и позже. Доказательство тому - монеты 30-х годов, которые позже находили в могилах. Умирающее кладбище подарило историкам и другие интересные находки.

- Во время раскопок археологи натыкались на могилы из пяти-шести ярусов, - рассказывает Станислав Евгеньевич. - Мы не можем точно сказать, с чем это связано - либо людей хоронили поверх уже заброшенных могил, либо это своего рода семейные склепы: лежал дед, к нему положили сына, затем внука и так далее. При этом из 900 ижевцев, чьи останки были найдены в 2007 и 2008 годах, известна всего пара имен.

Станислав Евгеньевич показывает табличку, которая, очевидно, отвалилась от надгробия и потому сохранилась. Судя по ней, в могиле лежал молодой человек, умерший в 1906 году в возрасте 20 лет, по фамилии Алексеев.

- Находили мы и предметы быта - флаконы из-под масла, которым смазывали механизмы, бутылки из-под спиртного, стаканчики, стопочки, тарелки, монеты; начиная с конца 18 века, - иконки, монисто и головные украшения. Кое-где сохранились даже лапти, остатки кожаной обуви. В могиле какого-то солдата нашли лоскуты шинели с номером на погонах, благодаря которому мы установили, в каком полку он служил. Нашли женщину, которую кто-то убил, выстрелив ей в спину волчьей картечью. Мужчину-иностранца, которого Дерябин мог пригласить сюда работать на заводе: это был либо француз, либо бельгиец, потому что в его могиле лежало католическое распятие, изготовленное в начале XIX века. Кстати, эти раскопки доказали, что в Ижевске жили не одни только русские, но и удмурты, хотя долгое время считалось, что это не так.

Городская археология: что интересного находят историки на территории Ижевска
Городская археология: что интересного находят историки на территории Ижевска
Городская археология: что интересного находят историки на территории Ижевска

Часть находок с Троицкого кладбища - крестики, бутылки, старинные монеты.

А вот так храм выглядит сейчас.

Были и случайные находки.

- В начале 90-х рабочие копали траншею рядом с 6 корпусом УдГУ, вдоль Красногеройской, - вспоминает Станислав Евгеньевич. - Наткнулись на шесть или семь скелетов и побежали к нам, на кафедру археологии. Мы вместе с Игорем Кобзевым спустились, кости эти разобрали. Потом останки забрала милиция - проверить, не связаны ли они с тем или иным преступлением. Насколько я знаю, они их и перезахоронили. Когда рыли фундамент под межвузовскую библиотеку, там тоже пошли захоронения. У нас на складе хранится могильная плита оттуда.

А в 80-х, когда закладывали шестой корпус, нашли братскую могилу. Там лежало множество скелетов с дырками в черепах. То ли красные, то ли белые, неизвестно. Никаких отличительных знаков, ни одного креста или хотя бы клочка одежды.

Сейчас археологи вновь приступили к работам на Троицком кладбище, которые предваряют строительство бассейна.

- Психологически это не очень комфортно - работать на кладбище, потому даже за деньги к нам в помощь идут неохотно, - рассказывает Станислав Перевощиков. - Работников не хватает, особенно - с крепкими нервами.

История Троицкого собора

20 марта 1782 года

Первое упоминание о Троицкой церкви в архивных документах. Тогда деревянная кладбищенская часовня Ижевского завода, расположенная на пересечении улиц Троицкой (ныне Советская) и Тринадцатой (ныне Удмуртская), была обращена в церковь и освящена в честь Святой Троицы.

1812-1814 годы

Деревянная церковь сгорела в 1810 году, и на этом месте возвели каменный храм по проекту архитектора Семена Дудина. Его освящает сам Захарий Лятушевич, протоиерей, о котором мы писали в позапрошлом выпуске «Прогулок по Ижевску».

1852-57 годы

К храму была пристроена низкая колокольня по проекту архитектора Ивана Коковихина. Он же был автором Генеральского дома на набережной Ижевского пруда.

1912-1914 годы

К столетию церкви по проекту губернского архитектора Ивана Чарушина, автора Свято-Михайловского собора, была построена трехъярусная колокольня.

Конец 1937 года

Арестовано все духовенство, служившее в тот момент в Троицком соборе, после чего собор был закрыт. Колокол в 258 пудов весом (больше 4 тонн) сбросили с колокольни и разбили.

Февраль 1939 года

Начали разбирать купол и алтарную часть храма для устройства кинотеатра, который должен был вступить в строй в 1941 году. Этому помешала Великая Отечественная война.

Городская археология: что интересного находят историки на территории Ижевска

Вот так выглядело здание церкви в 40-е годы.

17 марта 1946 года

Состоялась первая служба. Храм был передан церкви еще в 1945 году, но помещение нужно было подготовить – во время войны там располагалась хлебопекарня. С тех пор храм уже не закрывался, вскоре став кафедральным собором.

Городская археология: что интересного находят историки на территории Ижевска

Рабочие побросали инструменты и отказались копать

- Помню я это безобразие. Жил рядом. На костях стоит не только спорткомплекс, но и улица Удмуртская. От Советской и до университета. Когда рыли траншеи под коммуникации, то могилы были в три яруса, и даже склепы. Стадион «Зенит» начали строить году в 1964 или 65-м. Но приехал из Москвы главный церковник и такую речь сказал, что все рабочие побросали инструмент и отказались работать. В городе не могли найти рабочих. Года три простояло все. Потом начали гонять на земляные работы школьников со всего города. И меня в том числе. Запугивали, что иначе оставят на второй год и т.д. А еще помню, что на окраине кладбища хоронили аж до 1964 года.

Пользователь сайта Izhlife.ru, зарегистрированный под ником пенсионер.

«Мы ходили на работу через это кладбище»

- В начале 60-х мы жили на Культбазе, а работала я в центре города, - вспоминает Ниннэль Геннадьевна Бояршинова, пенсионерка. - Района «Буммаш» тогда вообще не было, трамваи ходили только до завода «Редуктор», а там, где сейчас остановка «Авангардная», был лог. И я ходила на работу пешком как раз через Троицкое кладбище. Там были протоптаны тропинки. Я помню, что на многих могилах были надгробия - в основном почему-то священнослужителей. А через несколько лет все срыли, и на этом месте начали строить Ледовый дворец.

Городская археология: что интересного находят историки на территории Ижевска

Вот таким был Ижевск двести лет назад. Троицкое кладбище можно разглядеть справа, на самом краю карты. В то время это была окраина поселка. Видна также Троицкая улица, на которой еще стоят ныне разрушенные церкви - Ильинская, католическая кирха, Покровская старообрядческая.


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • Спасибо автору за интересную статью о родном городе. Побольше бы таких статей - с соответствующим теме названием, с приложением документальных фото, со смыслом наконец. Огромное спасибо, было интересно.

  • Огромное спасибо, очень интересно!

  • Присоединяюсь. Однозначно лучшие материалы - это \"Прогулка по Ижевску\"

  • Классная статья, интересно почитать! Спасибо автору!

  • Автор, ведь приятно читать такие отзывы о своем творческом детище? Ваша серия статей о городе просто захватывает и увлекает в свой мир букв и строчек! Трудно,конечно, писать на такие темы, тут ведь нужно кучу материалов перерыть, но оно того стоит! Успехов Вам!

  • Мои предки прадеды были похоронены там, их могилы располагались на месте современных касс по продаже билетов.. Прабабушка Елена Шадрина и моя маленькая мама всегда останавливались у этих касс после церковной службы - \"навестить дедушек с бабушками\"
  • Спасибо БОЛЬШОЕ автору !

  • Премию автору!!!

  •  

    просто шикарно!интересно и познавательно!большое спасибо!

  • Цитата: историк 09
    Автор, ведь приятно читать такие отзывы о своем творческом детище?


    Вы не представляете, насколько приятно! Пришла с утра на работу, а здесь столько радости в комментариях.

    Спасибо всем большое!

    Цитата: Света Шагина
    Прабабушка Елена Шадрина и моя маленькая мама всегда останавливались у этих касс после церковной службы - \"навестить дедушек с бабушками\"
     
    Даже не знаю, что сказать... печально это все-таки. 

    Автор. 
  • а здесь столько радости в комментариях.   

     

    не знаю,чему люди радуются, надеюсь тому, что Автор  еще помнит историю родного города, которую окончательно зарывают под стройки того, что должно быть в других местах. Это прискорбно и стыдно.   А у церковников в 60-е(!) годы было гороаздо больше совести и мужества- \"Но приехал из Москвы главный церковник и такую речь сказал, что все рабочие побросали инструмент и отказались работать. В городе не могли найти рабочих. Года три простояло все..\" И это в атеистическое время..против сегодняшего всеодобряемого воцерковления....

     

    rs- Автору  респект за статью с исторической т.з., о нравственной стороне вопроса - почти  ни слова, а вопрос строительства на месте кладбища требует именно такой трактовки

  • Tisa ,  статья дает историческую ретроспективу.  Автор нам дала исторические сведения, а уж каждый сам для себя решит насколько нарвственно выглядит строительство объектов на территории старого кладбища.  У каждого своя мораль. А люди радуются, потому что на таких статьях (история города) душа отдыхает,  мозг развивается. Да и статей таких очень немного, от того и восторг тоже. 

      А у церковников в 60-е(!) годы было гороаздо больше совести и мужества- \"Но приехал из Москвы главный церковник и такую речь сказал, что все рабочие побросали инструмент и отказались работать. В городе не могли найти рабочих. Года три простояло все..\" И это в атеистическое время..против сегодняшего всеодобряемого воцерковления..


    Вот с этим соглашусь полностью! Хорошее замечание,  Tisa.
  • Информативно и увлекательно. Действительно интересное чтиво. Спасибо за проделанную работу.

  • Кто нибуть знает, что в совецкое время надгробия с этого кладбища использовали наши горожане в качестве фундамента??? Сам лично видел, когда сносили \"деревяшки\" под \"Ниагару\" (Чугуевского 9). Как в таких домах потом люди жили...

  • На плане, разработанном архитекторм В.Шевкуновым, с алтарной стороны кладбища, где сейчас строится плавательгный бассейн, предполагалось установить памятник \"Ижевцам от ижевчан\" (ижевцы - это те кто уехал, точнее бежал в Китай, США, ижевчане - те, кто понаехал). Могилы русских людей не уважаются самими русскими в Ижевске. Иное дело - военнопленные иностранцы. Недавно в Металлурге, в лесу у психиатрической больницы установили памятный камень с надписями по-венгерски и по-русски о том, что здесь в годы 2 мировой войны покоятся умершие в Ижевске военнопленные венгры (рядом между 8 и 9 Подлесными улицами вдоль современой трамвайной линии был один из 2-х ижевских лагерей для военнопленных - немцев и их союзников). Точно такой же знак установлен в заречной части Ижевска (второй лагерь для военнопленных был на ул. Клубной). Военнопленные построили в Ижевске множество объектов, в том числе готический 5-этажный дом с башенками напротив церкви - на месте старообрядческого участка Троицкого кладбища (угол Совесткой и Удмуртской в сторону ул. Ленина). Это очень показательно, что могилы военнопленных гитлеровцев уважаются в Ижевске больше, чем могилы наших предков. Тут что-то с совестью, господа...

  •  

     По поводу строительства плавательного бассейна на Троицком кладбище.  Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ \"О погребении и похоронном деле\"

    Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

    \"Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.\"

       Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

       Статья 99. Земли историко-культурного назначения

       \"1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:

    ...

       3) военных и гражданских захоронений.

       2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

       Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.\"

  • Цитата: Дмитрий Владимирович
    Кто нибуть знает, что в совецкое время надгробия с этого кладбища использовали наши горожане в качестве фундамента??? Сам лично видел, когда сносили \"деревяшки\" под \"Ниагару\" (Чугуевского 9). Как в таких домах потом люди жили...
     

    Я тоже помню это. Сам на Воровского жил.  
  • спасибо огромное автору за статью. читала не отрываясь. сама в Ижевске по работе, но стала интересна история Вашего города. От некоторых моментов дрожь идет по телу.
    так же хочу сказать спасибо комментирующим. тот факт что фундамент домов строился из материалов с кладбища, не оставил меня равнодушной. это ужасно. куда катится страна.. куда катится воспитание и мораль нашего народа.. нет слов. 

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus