В Ижевске могли появиться канатная дорога и подземные торговые ряды
Фото: Самый амбициозный среди ижевских проектов - мост через пруд, который кардинально бы изменил транспортную обстановку в Ижевске.

В Ижевске могли появиться канатная дорога и подземные торговые ряды

Автор: | | Комментариев: 16 | Просмотров: 21422

Интересно, что в некоторых современных проектах можно угадать черты нереализованных советских архитектурных идей. <фото>

В Ижевске могли появиться канатная дорога и торговые ряды под Центральной площадью. Интересно, что в некоторых современных проектах можно угадать черты нереализованных советских архитектурных идей.

Стоянка и торговый центр - под землей

Проект подземных торговых рядов в Ижевске в зоне эспланады, спускающейся к пруду, появился раньше подобного ему московского «Охотного ряда» - еще в 1990-х.

- В 80-х был объявлен конкурс проектов по реконструкции Центральной площади и бульвара-эспланады, - рассказывает Нина Степанюк, заслуженный архитектор Удмуртии, директор архитектурного бюро. - Мы с архитекторами Еленой Чугуевской, Владимиром Шевкуновым и другими предложили свой проект, который сделал бы Центральную площадь куда более функциональной и притягательной для ижевчан.

Авторы проекта предложили использовать перепад рельефа для организации пространства под частью площади, где находится круглый фонтан, - между ДК «Ижсталь» и кинотеатром «Россия».

«Уйти под землю» по предложению известного ижевского архитектора Василия Петровича Орлова мог также участок улицы Пушкинской.- Предполагалось, что там разместятся объекты торговли и парковки с разными входами (со стороны улицы Карла Маркса, под пешеходным мостом, а также с лестницей, выходящей на поверхность вокруг фонтана), объекты культурного и досугового назначения, - рассказывает Нина Евгеньевна.

- Предполагалось, что отрезок от Вечного огня до набережной станет единой прогулочной зоной, - вспоминает Рауза Хайбулловна Яковлева, заслуженный архитектор Удмуртии, почетный председатель Союза архитекторов республики. - Для этого Пушкинскую можно было пустить под Центральной площадью, по тоннелю для транспорта.

Летом прошлого года главный художник города Мария Бутченко рассказала, что строительство подземных парковок и галерей - слишком дорогой проект для Ижевска. Поэтому пока решено ограничиться небольшими изменениями: на площади предполагается снести два фонтана и установить стеклянный павильон. А несколько месяцев назад была озвучена идея разбить там сквер имени Чайковского.

Проект «двухэтажной» Центральной площади предполагалось воплотить в жизнь к 2015 году.

Дом Правительства мог быть куда грандиознее

Главное административное здание Ижевска - Дом Правительства, где в советское время располагались обком партии и Совет министров Удмуртской АССР. Он был выстроен по проекту Василия Петровича Орлова в 1962 году.

- Изначально Орлов проектировал Дом правительства 10-этажным и по-настоящему огромным, но пришлось выполнить лишь часть проекта - здание с 5-этажным фасадом и внутренним двориком. В таком виде оно и стоит сейчас на Пушкинской, - рассказывает Антонина Дмитриевна Марьина, в прошлом - главный конструктор мастерской №2 «Удмуртгражданпроекта». - Окончательный же проект был дополнен еще одним корпусом, обращенным к Центральной площади. Он должен был быть слегка изогнутым и украшенным декоративными элементами – рядами элегантных колонн по первому этажу, витражным остеклением, рельефными вставками, фризами (лентами, обрамляющими фасад).

Фото: www.tehne.com

Почему проект не воплотился в жизнь:

Слишком помпезный и дорогой проект не пришелся по вкусу московским властям, тем более что возведение Дома Правительства в Ижевске совпало с бумом жилищного строительства: все силы и средства уходили на постройку «хрущевок».

Колтому и Малиновую Гору должен был соединить мост

Один из самых обсуждаемых в советское время, но так и не воплотившийся в жизнь проект, - строительство моста через пруд.

- Решением проблемы пробок могло бы быть строительство моста через пруд в самой узкой его части, между Колтомой и Вараксино, - считает краевед и писатель, доцент ИжГТУ Сергей Селивановский. - Проект моста начали обсуждать еще в советское время, но и сейчас он был бы очень полезен. Мост позволил бы пустить транспорт в район Малиновой Горы и заречную часть города, минуя центр, и разгрузить улицы Горького, Карла Маркса и Пушкинскую. В этом случае дорога могла бы пройти до западного отрезка окружной дороги.

Кстати, в 2011 году о проекте моста через пруд заговорили снова - в частности, глава города Александ Ушаков подчеркнул, что его можно было бы сделать платным.

Самый амбициозный среди ижевских проектов - мост через пруд, который кардинально бы изменил транспортную обстановку в Ижевске. Так он мог выглядеть по мнению нашего дизайнера.

В парке Кирова могли открыть цирк и три кинотеатра

Парк Кирова (тогда он назывался Ижевским) появился на карте города в 1934 году. Спроектировал и начал воплощать его в жизнь известный московский ландшафтный архитектор Коробов, автор проектов центральных парков Москвы и Сталинграда. В парке была проложена круговая аллея, выстроены павильоны, парашютная вышка, причалы.

- В 2009 году я разрабатывала проект-идею реконструкции парка Кирова, - рассказывает Нина Степанюк. - Изначально я основывалась на замысле Коробова с учетом нынешней и прогнозируемой ситуации (а идеи он выдвигал просто замечательные!).

Согласно эскизу Коробова, опубликованному в «Ижевской правде» за 1934 год, в парке должны были выстроить:

  • цирк на 2500 мест (для сравнения, современный Ижевский цирк вмещает 1800 зрителей);
  • фабрику-кухню, шесть столовых и семь буфетов;
  • три кинотеатра;
  • зеленый театр;
  • филиал Дома удмуртской культуры;
  • стадион на 10 тысяч зрителей;
  • площадь для митингов на 12 тысяч человек;
  • детский универмаг игр.

Кроме того, Коробов предлагал соединить парк Кирова и Летний сад в один огромный Береговой парк, создав «свободную от заводского дыма» зеленую зону в центре Ижевска. Вход в парк предполагалось сделать со стороны пруда, где архитектор собирался возводить 200-метровую насыпь.

Почему проект не воплотился в жизнь:

- Так как парк в основном строился на пожертвования предприятий, за счет рабочих, а особого финансирования власти на него не выделяли, большинство идей Коробова остались только в качестве эскизов, - говорит Нина Степанюк.

Железная дорога от Летнего сада до парка Кирова

В конце 1980-х было решено реконструировать Летний сад. Разработку проекта поручили выдающемуся петербургскому архитектору, члену Русского Географического общества, Санкт-Петербургского Союза ученых и Союза художников Георгию Пионтеку. Он долго изучал все особенности ижевского парка, после чего представил властям Удмуртии проработанный до мелочей проект.

Летний сад в нем разделен на четыре части, ориентированные по частям света: южную, центральную, северную и западную (задорожную). Южную часть парка планировалось посвятить истории и культуре Удмуртии: в ней должны были появиться мозаика, изображающая генеалогию удмуртского народа, плита в форме нашей республики, монумент, иллюстрирующий одну из удмуртских легенд - о том, как корова «съела» берестяную грамоту с удмуртской письменностью.

Аллея, которая ведет от входа в парк к ротонде, должна была называться Аллея Вечной памяти. Георгий Пионтек предлагал украсить ее бюстами известных деятелей культуры Удмуртии - от Кузебая Герда до Флора Васильева. Ротонда же должна была превратиться в беседку, аналогичную той, что когда-то была построена в Петергофе по проекту Растрелли.

В этой же части парка мог стоять Фонтан слез - в память о погибших в ходе Великой Отечественной войны.

Еще один фонтан, музыкальный, должен был стоять на главной аллее, параллельной улице Горького. Там же архитектор задумал построить солнечные часы. По краям циферблата планировалось рассадить цветы, распускающие бутоны в строго определенное время суток.

В северной части парка был запланирован Городок аттракционов, идея которого целиком основана на удмуртских национальных играх, фольклоре и мифологии. Об этом говорят даже названия аттракционов: «Поляна Лопшо-Педуня», «Дом чудес», «Гигантские шаги», «Волшебный грибок», «Дырявая крыша», «Покажись, вумурт».

В северном конце сада, на территории бывшего пивомедоваренного завода Ивана Бодалева, Пионтек планировал выстроить ресторан удмуртской кухни.

А прямо возле спуска к пруду был спроектирован небольшой вокзал с депо и поворотным кругом. Здание вокзала должно было представлять собой уменьшенную копию старого Ижевского железнодорожного вокзала. От вокзала вдоль берега на север предполагалось протянуть детскую железную дорогу, соединяющую Летний сад с парком имени Кирова.

Кстати, реконструкция Летнего сада, возможно, начнется уже в этом году. Из парка хотят убрать карусели, а его оформление - полностью изменить. Власти намерены сделать из парка Генеральский сад, а в Генеральском доме открыть музей истории Ижевска, для которого уже начали собирать экспонаты - подлинные предметы быта ижевских семей.

Почему проект не воплотился в жизнь:

Причину, по которой проект свернули, сейчас назвать сложно. Сам архитектор говорил об этом неохотно. Возможно, дело было в том, что замысел Георгия Пионтека показался властям чересчур зацикленным на национальной идее. По крайней мере, в газетах тех лет можно было встретить заголовки в духе «Удмуртский националист из Ленинграда пытается превратить Летний сад в языческое капище».

Вдоль набережной предлагалось пустить канатную дорогу

- Идею канатной дороги, связывающей практически все отрезки набережной Ижевского пруда, предложил Василий Петрович Орлов, - вспоминает Нина Степанюк. - Дорога была запланирована в рамках разработанной Орловым схемы монументально-декоративного оформления города. Функционального назначения эта дорога могла бы и не иметь, но с точки зрения имиджа, как одно из городских развлечений для туристов, это было бы замечательно. Эту идею мы также использовали в проекте-идее парка Кирова.

Строительство канатной дороги над Волгой обошлось в сумму около 1 млрд рублей. На фото - дорога в Нижнем Новгороде.
 Фото: progorodnn.ru

Как в советское время собирались решать транспортные проблемы?

1. Строительство многоуровневых развязок

- В 70-е годы было много проектов транспортных развязок, в том числе - на перекрестке улиц Удмуртской и Кирова, - вспоминает Сергей Селивановский. - Трамвай предполагалось пустить по нижнему уровню, автомобили - выше. Эти проекты в качестве перспективных предлагали в Управлении архитектуры Ижевска в годы, когда главным архитектором города был Петр Петрович Берш. Уже в то время архитекторы задумывались о том, что число автомобилей возрастет.

Ни один из подобных проектов в жизнь так и не воплотился - по словам Селивановского, на это просто могло не хватить денег из бюджета.

2. Расширение трамвайной сети

Маршрут 10-го трамвая по генплану города предполагается продлить по улице Автозаводской до завода пластмасс. Еще в советское время было предусмотрено строительство тяговой подстанции - электроустановки, которая подает ток для движения трамваев, - возле завода пластмасс. А по улице 10 лет Октября должны были пустить скоростной трамвай – по разделительной полосе между полосами автомобильного движения.

Этот проект, кстати, предусмотрен и в генплане Ижевска, утвержденном в 2006 году. В нем примерная стоимость строительства трамвайных путей составляла почти 600 миллионов рублей.

3. Продление основных городских магистралей.

- Улицу Автозаводскую предполагалось соединить с Воткинским шоссе с помощью моста, который проходил бы над железнодорожными путями, - говорит Нина Степанюк. - Успели даже выстроить мост, но позже проект был свернут из-за нехватки денег.

Этот мост в самом конце Автозаводской обрывается «в никуда» - его начали строить, когда собирались продлить эту улицу до Воткинского шоссе.

Улицу Чугуевского предлагается продлить до Клубной, чтобы разгрузить участок возле Долгого моста. Появилась бы еще одна магистраль, ведущая из центральной части города в район «Строитель». Проект тоже не довели до конца - возможно, он еще будет реализован в будущем. А вот проект продления улицы 10 лет Октября в Металлург, чтобы разгрузить Холмогорова, городские власти обещают воплотить в жизнь в ближайшие годы.

Улицу Чугуевского предлагали продлить до Клубной через реку Иж.

Почему в Ижевске не стали строить высотки?

Появится ли на карте Ижевска спроектированное и даже утвержденное генпланом города здание, в советское время зависело не только от наличия средств, но и от технических возможностей, которыми на тот момент располагали строители и городские службы.

- Идея строить в Ижевске высотные дома впервые прозвучала еще в 30-е годы, но тогда это было практически нереально с точки зрения возможностей строителей, - рассказывает Нина Степанюк. - А, например, в 1970-х архитекторы предлагали возводить в городе высотные дома. Они были запроектированы уже в 2000-х, и даже началось строительство одного из таких домов. Но его быстро свернули, когда стало ясно, что такой дом был бы невероятно дорог в инженерно-техническом обслуживании – для этого потребовалось бы специальное оборудование. Ведь высотный дом означает, что, к примеру, в трубах пришлось бы поддерживать необходимое и в то же время безопасное давление, колоссальное давление, чтобы вода доходила до верхних этажей. То же самое с газоснабжением, вентиляцией. У пожарных же не предусмотрено приобретение очень дорогостоящих средств спасения, лестниц достаточной длины, и так далее. 


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • Мост соединяющий Автозаводскую и Воткинское шоссе ооооочень нужен!! По Копровому переулку в час пик не едешь, а ползешь. Мало того что поток машин большой, так еще и качество дорожного полотна там оставляет жедать лучшего.

  • зачем дублировать последнее предложение? и так всё понятно.

  • благодаря ВАА-ваке проект строительство моста через пруд был сорван. построить его планировал ИЭМЗ на собственные средства, но ВАА \"слил\" ИЭМЗ в МСК, \"бабки\" пошли мимо кассы, а город остался с группой клоунов, которые строили цирк и зоопарк.

  • Цитата: гость
    построить его планировал ИЭМЗ на собственные средства, но ВАА \"слил\" ИЭМЗ в МСК,
    Зачем лапшу-то людям вешать! Купол не настолько богат ,чтобы строить такие проекты и нафига Куполу это надо!
  • Цитата: Павел
    Зачем лапшу-то людям вешать! Купол не настолько богат ,чтобы строить такие проекты и нафига Куполу это надо!

    У КУПОЛА НА ТОТ МОМЕНТ БЫЛИ ДЕНЬГИ, их не стало ПОСЛЕ ТОГО КАК \"продали\" в МСК

    Цитата: Спасибо
    Гость, а на черта нам, горожанам, эта канатная дорога!?

    не надо иронии! это был проект полноценного моста с металлурга до зареки

    Цитата: Спасибо
    Для меня, моих детей, для всех у кого есть дети, цирк и зоопарк-это радость и место, где можно культурно отдохнуть.

    наивные, вы просто не в курсе, сколько стоит содержание это богадельни городу.

    Цитата: Спасибо
    И за это действительно всем нам стоит сказать огромное спасибо Волкову.
     

    ха (3 раза)! сколько волчара откатил себе в карман? вы тоже в доле?!

    вы, наверняка, знаете, что с такими нужно делать

  • Цитата: Спасибо
    И за это действительно всем нам стоит сказать огромное спасибо Волкову. 


    в ноги может ему еще упасть?  
  • Гость, а на черта нам, горожанам, эта канатная дорога!? Для меня, моих детей, для всех у кого есть дети, цирк и зоопарк-это радость и место, где можно культурно отдохнуть. И за это действительно всем нам стоит сказать огромное спасибо Волкову. 

  • Цитата: Спасибо
    Гость, а на черта нам, горожанам, эта канатная дорога!? Для меня, моих детей, для всех у кого есть дети, цирк и зоопарк-это радость и место, где можно культурно отдохнуть. И за это действительно всем нам стоит сказать огромное спасибо Волкову.



    +100500 Подтверждаю! 
  • Цитата: Спасибо
    Гость, а на черта нам, горожанам, эта канатная дорога!? Для меня, моих детей, для всех у кого есть дети, цирк и зоопарк-это радость и место, где можно культурно отдохнуть. И за это действительно всем нам стоит сказать огромное спасибо Волкову. 

     
    СПАСИБО?!?!?!? ВОЛКОВУ?!!??!?! офигеть сколько у нас безмозглых которые на подачках живут.Вам цирк с клоунами подарили,вы и рады,зоопарк,вы вообще от счастья в эйфории,вы себя хоть слышите????? не стыдно? где ваша гордасть? в зоопарке с медведями спит ????
  • SET

    [
     quote=Спасибо]Гость, а на черта нам, горожанам, эта канатная дорога!? [/quote] 

    Речь шла не о канатной дороге, а о мосте. Разницу видите?
    Мост для Ижевска на сегодняшний день - спасение, а то \"эвакуировать Ленинский\" в случае чего никак не получится :о)
    Да и Копровый проезд та еще [удалено модератором]! Перед выборами и единорос и глава района \"пяткой крестились\", что асфальт в этом году положат и светофор на перекрестке Автозаводская&Копровый поставят ... болтуны (мягко сказано). Будут следующие выборы и снова повториться сказка \"про белого бычка\".

  • пусть лучше мост через каму зделают это лучше будет в тысячу раз,и дороги отремонтируют в городе, о какой речи тут может быть про канаты и мосты через пруд!!!

    походу власть на Пенсию отправлять надо!

  • Цитата: alien5
    СПАСИБО?!?!?!? ВОЛКОВУ?!!??!?! офигеть сколько у нас безмозглых
    Да,круто Вас  мозговитого А.А.  ОБИДЕЛ ,аж жизнь наср....ь! Сходите в цирк,в зоопарк -развейтесь и жить захочется! Прогуляйтесь по набережной БЕЗ ПИВОСИКА ,посмотрите трезвыми глазами на мир -ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!
  • Что плохого в зоопарке и цирке?
    Это лучше,чем бесконечные бары и пивные ларьки!

  • [quote=Ana_Banana]Что плохого в зоопарке и цирке?[/quotДа в том -то и дело,что плохого ни в цирке,ни в зоопарке нет! Плохо,что построили при руководстве неугодного для некоторого процента населения главы Республики,но это-на каждого не угодишь!

  • Цитата: Ana_Banana
    Что плохого в зоопарке и цирке?

    Цирк и зоопарк - это дешёвые пиар-проекты властей, которыми они пытаются имитировать \"бурную деятельность\". Но только, сравнивая с другими столицами, Ижевск с этими цирком и зоопарком выглядит ну совершенно убого.

     

    Вдумайтесь, люди: за 20 с лишним лет в городе кроме цирка и зоопарка больше ничего не появилось! Генплан нифига не выполняется. Город словно остановился в своём развитии на уровне 1991 года. Заводы разорены, промышленность распродана, город используется чиновниками и бизнесменами лишь как средство наживы и распила бабла. Инфраструктура не развивается.

     

    И этот недостроенный, разрушающийся мост на Автозаводской - это очень символичный, гигантский, немой памятник всему Ижевску. Он как бы олицетворяет весь наш город, забытый и брошеный всеми и постепенно разваливающийся...

  • Вы прям как леша навальный. Даже его языком заговорили. Вы пройдитесь по городу и посмотрите немного. Видимо вы засиделись у компьютера очень давно и корни пустили. Вообщето много что делается в городе. Трамвай 10 не пустили из за спада производства на пластмассе и автозаводе. Там и 14 маршрут автобуса сократили в разы. Не загружен. В том причина и недостройки дороги до воткинского шоссе. Она должна была обеспечивать транспортом завод Старки и  Ижцветлит.  

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus