1 мая 1933 года в Ижевске был открыт памятник Ивану Дмитриевичу Пастухову – одному из самых известных местных революционеров. До сих пор его фамилия на слуху у ижевчан: в городе есть улица Пастухова, Пастуховская библиотека, на набережной стоит дом-музей его имени – правда, сейчас заброшенный. А люди постарше наверняка помнят, что с 1934 по 1960 годы в Ижевске был Пастуховский район, примерно соответствовавший современному Первомайскому.
До 1968 года памятник Пастухову стоял в самом сердце Ижевска – на пересечении улиц Горького и Советской, возле Александро-Невского собора. Замощенная брусчаткой площадь возле памятника называлась Пастуховской и тогда считалась центральной – на ней проводили митинги, торжественные мероприятия, отсюда стартовали первомайские демонстрации, а возле памятника ижевских школьников принимали в пионеры.
Но в конце 60-х, без какой-либо видимой причины, Пастухов был перенесен на улицу Коммунаров, - туда, где она пересекается с Красногеройской, неподалеку от 3 корпуса УдГУ. Сейчас памятник прячется в заметно разросшихся елочках, и мало кто из молодых ижевчан вообще знает о том, что это за монумент и кому он посвящен.
От рабочего-оружейника до главы советского Ижевска
Иван Пастухов родился в 1887 году в Ижевске, в семье потомственных рабочих оружейного завода.
У Антонины Антоновны и Дмитрия Даниловича Пастуховых было 10 детей. Иван родился третьим. Несмотря на то, что семья жила бедно, все ребятишки получили начальное образование (обучение в школе было платным). Почти все члены семьи Пастуховых участвовали в революционном движении.
Дом, в котором жила семья Пастуховых
В 13 лет Иван стал учеником токаря инструментальной мастерской завода. Через старшего брата Александра познакомился со взглядами социал-демократов.
В 1905 году, когда ему исполнилось 18 лет, Иван был избран в Совет рабочих уполномоченных, созданный для защиты интересов рабочих перед администрацией завода. В этом же году Иван Дмитриевич вступил в Ижевскую организацию РСДРП (российская социал-демократическая рабочая партия).
Ижевская организация РСДРП, 1909 год (Пастухов стоит в центре, 5-й слева)
В 1910 году Иван был арестован, однако через несколько месяцев его освободили, лишив при этом права работать на казенных заводах и железных дорогах. Он уехал из Ижевска, работал в разных городах, нигде не задерживаясь дольше, чем на три месяца.
С 1913 года жил в Петербурге, активно занимался революционной деятельностью. 11 июля 1914 г. вновь арестован, заключен в камеру-одиночку петербургской тюрьмы «Кресты». После трехмесячного заключения выслан этапным порядком в Енисейскую губернию.
После Февральской революции 1917 года вернулся в Ижевск, в марте был избран председателем Ижевского комитета РСДРП. Становится одним из руководителей ижевских большевиков.
26 июня 1917 года под руководством Пастухова большевики Ижевска выделяются в самостоятельную партийную организацию. 30 августа 1917 г. общее собрание Ижевского Совета переизбрало исполком, Пастухов вошел в его состав.
На сторону Ижевского Совета перешли солдаты местного гарнизона, и в 20-х числах сентября 1917 года власть в Ижевске перешла в руки Совета. Председателем исполкома Совета был выбран Иван Пастухов – то есть фактически он стал главой Ижевска. В феврале 1918 года Ижевский Совет принял решение о присвоении Ижевску статуса города и мерах по его благоустройству.
Похоронили заживо, пытаясь выяснить, где спрятан клад
Гибель Ивана Пастухова – одно из самых спорных и овеянных легендами событий в истории Ижевска. Официальная версия, которой придерживались советские историки, выглядит так.
В августе 1918 года в Ижевске вспыхивает антибольшевистское восстание. Большевиков в городе на тот момент осталось очень мало – большинство сторонников Советской власти были мобилизованы в Красную армию.
Когда стало понятно, что большевикам не удастся удержать Ижевск, товарищи Пастухова по его приказу вывезли из города и спрятали в Вожойском лесу часть заводской казны – 12 миллионов рублей, предназначавшихся на выплату зарплат рабочим. Оставшиеся 14 миллионов достались восставшим, судьба этих денег неизвестна.
Иван несколько дней прятался на Воложке, за его голову была объявлена награда в 10 тысяч рублей. Выдал его путевой обходчик, и вскоре Пастухова схватили и бросили в тюрьму. Мятежники долго пытали его, надеясь выяснить, где большевики зарыли казну. Иван Пастухов отвечал, что не знает, куда вывезли деньги, а если бы и знал – то не сказал. Тогда белые офицеры связали Пастухова, вывезли на Троицкое кладбище, бросили в могилу и живым закопали в землю. Позже на суде они говорили, что просто хотели припугнуть его, чтобы он наконец признался, где казна.
Место захоронения Пастухова долгое время не было известно, его могила была обнаружена только в 1929 году. Из-за этого, а также из-за того, что мятежники долгое время скрывали факт убийства Пастухова, в народе стали говорить, что глава ижевских большевиков сбежал с казенными деньгами.
Эта легенда, кстати, популярна и по сей день, хотя советские историки нашли доказательства того, что большевики вернули казну и выплатили эти деньги рабочим сразу же после того, как Азин отбил Ижевск у белых. Деньги вывозил брат Ивана, Михаил Пастухов. Он и указал, где был зарыт этот «клад».
Памятник Ивану Пастухову было решено установить в 1932 году, к годовщине Октября. Но времени на работу скульптору дали слишком мало, и открытие монумента пришлось перенести на май 1933 года.
Ровно 96 лет назад, 1 мая 1917 года, Ижевск впервые отпраздновал Первомай. О том, как это было, пишет историк и краевед Олег Севрюков:
«Люди вышли на демонстрацию, не опасаясь казачьей нагайки или «селедки» городового. К 12 часам рабочие собрались на своих предприятиях. Затем, неся самодельные стяги и транспаранты из кумача, все двинулись на Михайловскую (ныне Красную) площадь, где состоялся праздничный митинг. Такие же митинги происходили на Сенной и Арсенальной (Карлутской) площадях. «С трибун лились речи ораторов... о свободе, братстве и равенстве наций, об Учредительном собрании, равноправии женщин, о демократической республике, о земле и воле, соединении пролетариата... Особенно следует отметить митинг военнопленных – немцев, австрийцев, венгров. Здесь звучали речи о братстве трудового народа, о необходимости свержения деспотов Вильгельма и Карла по примеру Николая Романова, о пагубности германского милитаризма...»