История самого популярного парка Ижевска началась больше полутора сотен лет назад, в середине XIX века, а своим появлением будущий парк имени Горького обязан Генеральскому дому. Построенный по проекту архитектора Ивана Коковихина в 1857 году, этот особняк имел статус казенного. Селились там сменявшие друг друга командиры Ижевского оружейного завода. Как правило, они носили генеральские чины - отсюда и неофициальное название дома.
После строительства территорию вокруг особняка благоустроили: посадили новые деревья, проложили аллеи, разбили клумбы. Сад, также получивший название Генеральского, использовался и как домашний сад для семьи начальника завода, и как площадка для проведения мероприятий с участием офицеров завода и местной интеллигенции. Простые мастеровые, чтобы попасть на праздник, должны были пройти строгий «дресс-код», а именно - прийти в «мастеровом кафтане с золотым галуном».
Один из самых интересных обитателей Генеральского дома - генерал-майор Яков Попов и его супруга, доктор химических наук Вера Богдановская-Попова. Генерал приехал на Ижевский завод в 1894 году и вскоре привез сюда свою молодую супругу, но уже через два года Ижевск потрясло известие о гибели генеральши.
Первый ижевский йог
Познакомились будущие супруги в Санкт-Петербурге, а в октябре 1895 поженились.
- Яков Попов был на двадцать три года старше Веры, - рассказывает ижевский историк и краевед Евгений Ренев. - До того, как он был назначен начальником Ижевского завода, Попов служил в комиссии по перевооружению армии, в Главном артиллерийском управлении. Кстати, именно он начал в Ижевске массовое производство знаменитой трехлинейной винтовки. Кроме того, Попов занимался йогой, причем часто делал это на открытом воздухе возле своего дома, чем немало удивлял окружающих.
Яков Попов, хоть и недолго возглавлявший завод, успел прослыть либералом: он сократил служащим завода рабочий день, возглавил Общество трезвости, добился отчислений на народное просвещение. В его планы входила также и модернизация всего производства на заводе, причем большие надежды он возлагал как раз на помощь своей жены - доктора химических наук Женевского университета.
Вера, приехав в Ижевск, проводила химические эксперименты в лаборатории, которую специально для нее оборудовали в Генеральском доме. Кроме того, она работала и в лаборатории оружейного завода, а параллельно - готовилась читать курс лекций по химии в Петербурге в качестве профессора.
25 апреля 1896 года Вера проводила опыт с белым фосфором и циановодородной кислотой. Лабораторный сосуд взорвался, осколки стекла поранили женщине руку, и токсичное вещество попало в кровь. Несколько часов, находясь в сознании, Вера пыталась сама провести детоксикацию, а затем объясняла мужу, как можно это сделать, однако спасти ее жизнь не удалось.
После смерти жены генерал Попов оставил службу, а позже стал первым в России профессором-теоретиком йоги. Вера Богдановская-Попова была отпета в Александро-Невском соборе, после чего генерал перевез ее тело в свое родовое имение в Черниговской губернии и похоронил в фамильном склепе. Существует красивая легенда о том, что тело Веры покоилось в хрустальном гробу, а склеп имел форму корабля. В годы Советской власти склеп был разорен.
Дом с привидениями в центре Ижевска
Некоторые ижевские историки связывают трагедию четы Поповых с тем, что Генеральскому дому изначально была предопределена несчастливая судьба. Вряд ли на особняке лежит проклятие, однако в его истории есть несколько пугающих совпадений.
- Череда трагедий, связанных с этим домом, продолжилась и после смерти Веры Поповой, - говорит Евгений Ренев. - Так, в начале XX века в Генеральский дом несколько раз бросали бомбы местные террористы. 25 апреля 1909 года на плотине недалеко от особняка был зарублен топором ижевский генерал, начальник оружейного производства Васильев. А в ноябре 1918 года в этом здании расположилась ЧК красных. В самом доме и около него были расстреляны десятки участников Ижевского восстания и простых жителей. Когда после окончания Гражданской войны здесь обосновались различные учреждения, их работники рассказывали, что на ночь в доме лучше не оставаться - мол, можно увидеть или услышать призраки замученных здесь людей.
В парк ходили, чтобы потанцевать и подраться
В 1917 году дом лишился своего «генеральского» звания, а сад стал общественным. В решении Ижевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов говорилось: «Казенный сад открыть для общего пользования и передать его в ведение комитета «Народного дома».
В советское время в Летнем саду проводили политические акции и выставки, устраивали народные гуляния, танцы, лотереи, по вечерам здесь играл духовой оркестр. Выступали в саду артисты цирка, а иногда даже устраивались «Вечера огня» с фейерверками. Кроме того, все желающие могли прокатиться отсюда до речки Карлутки на автомобиле; стоила такая поездка 1 рубль.
В парке была и своя пристань. Одна из ижевских газет 1937 года пишет:
«Многих привлекает пристань парка культуры и отдыха, где удобнее место для купания. Там пологий спуск, песчаное чистое дно, на берегу горячий песок и густая трава. Но естественные условия потребуют еще некоторых искусственных сооружений. На берегу надо построить досчатые кабины для мужчин и женщин, где бы можно было выжать белье или переодеться. Теперь же купальщики вынуждены одевать верхнее платье на мокрые трусы или искать удобное место для переодевания».
Кстати, ижевчане вспоминают: в 70-е годы 20 века в парке также регулярно устраивались танцы - это было чуть ли не единственное подобное место в городе. Молодежь туда приходила толпами, причем нередко из-за понравившейся девчонки могла вспыхнуть драка. Кое-кто даже ходил в парк Горького не ради «танцулек», а именно с целью помахать кулаками.
«Товарищам ижевцам - бодрости духа!»
Переименование улицы Базарной (после революции называлась Коммунальной) в улицу имени Максима Горького связано с Летним театром, который был построен в саду в 1920 году. На площадке театра работали кинотеатры «Гигант» и «Заря». Кроме того, именно здесь началась история ижевского Театра кукол: в 20-е годы в Летнем саду поставили первые в городе кукольные спектакли «Петруха и голодуха» и «Петруха и разруха». Вышло так, что эта площадка стала своего рода культурным центром Ижевска. Возглавлял Летний театр народный артист СССР, герой Соцтруда, актер Михаил Царев.
31 мая 1928 года в Летнем театре состоялась ижевская премьера пьесы Максима Горького «На дне». После спектакля артисты и работники сада отправили Горькому поздравительную телефонограмму к 35-летию его литературной деятельности. В ответ писатель прислал в театр свой портрет-литографию с надписью «Товарищам ижевцам - привет и пожелание бодрости духа! Максим Горький, 16.VI.28 г». Позже эта реликвия находилась в краеведческом музее, но, к сожалению, до наших дней портрет не сохранился.
После этого Летний сад официально назвали в честь Максима Горького. После смерти писателя в 1936 году улица Коммунальная, на которой располагался парк, была переименована в улицу Горького. Тогда же, в 30-е годы, в парке установили статую писателя.
Советский «Вихрь» против чешских «Луна-парков»
С годами парк имени Горького разросся: со стороны пруда к нему добавился откос, а со стороны улицы Бородина - пустырь, на котором до революции располагался Мучной базар и купеческие склады. Площадь парка увеличилась до современной, - а это примерно 4 гектара.
Большинство аттракционов появились в парке в 60-70-е годы прошлого века. Парки культуры и отдыха по всей стране подчинялись министерству культуры и финансировались из его бюджета. При этом набор аттракционов был стандартным.
У ижевчан наибольшей популярностью пользовались колесо обозрения, цепочная карусель «Вихрь», «Орбита» и «Ромашка». А вот аттракционы «Солнышко», «Колокольчик», «Юнга» и «Елочка», хотя особой прибыли и не приносили, но по разнарядке обязательно «распихивались» по всем паркам страны. Иногда к ним добавляли и «Автодром», но достать его было очень сложно, так что наличие такого развлечения в городском парке считалось настоящей удачей.
Практически все аттракционы проектировались в институте Культтехники, а производились на Ейском заводе в Краснодарском крае. Чертежи закупались в Японии, но при этом проектировщики сильно упрощали конструкцию, а на заводе использовали более дешевые материалы, лишая «начинку» для парков какого-либо антуража. Отсюда - достаточно «унылый» вид советских аттракционов по сравнению с западными. Зато министерство культуры строго следило за тем, чтобы все без исключения аттракционы соответствовали требованиям безопасности, которые определялись отраслевым стандартом, а также приказом министерства.
Распределение аттракционов по паркам происходило «по разнарядке», в соответствии с их сроками эксплуатации. И то, получит ли парк аттракцион вне очереди, часто зависело от того, насколько хорошо его директор умел договариваться напрямую с заводом.
Позже, в 70-е годы, в Ижевск начали приезжать чешские «Луна-парки». Это были передвижные «наборы» аттракционов, включающие уменьшенную копию «американских горок», комнату страха, тир и множество других развлечений. 16 таких парков аттракционов постоянно гастролировали по стране, привлекая толпы посетителей необычными аттракционами (например, «Комнатой страха») и мелкими призами - в тире можно было выиграть иностранную жвачку, пакетик с шипучим напитком или детское колечко с камешком.
Сейчас в парке Горького до сих пор работают некоторые аттракционы, сделанные в советские годы - колесо обозрения, «Вихрь», «Сюрприз».
- В последние несколько лет у нас появился новый, итальянский, «Автодром», китайские «Кенгуру» и «Свадебная карусель», российские «Каравелла», «Торнадо» и «Мини-Джет», - рассказывает главный механик парка Алексей Лебедев. - За техникой безопасности мы следим очень строго: аттракционы осматриваем ежедневно, а раз в год их проверяет специальная комиссия. За те 15 лет, что я тут работаю, ни одного серьезного происшествия с аттракционами не было.
Как менялись Генеральский дом и Летний сад?
1812 год
На улице Береговой, неподалеку от заводской плотины, зодчий Семен Дудин выстроил «командирский дом», где жили начальники завода со своими семьями. Уже тогда вокруг дома был сад, спрятанный от чужих глаз за глухой оградой. Да и сами обитатели дома предпочитали уединение: дорога, ведущая к особняку, на ночь перекрывалась шлагбаумом. За сорок лет деревянный особняк обветшал, так что его решили сменить на более современное, каменное, строение.
1857 год
Архитектор Иван Коковихин выстроил на месте старого дома новый – каменный двухэтажный особняк с балконом и двумя боковыми флигелями. Сад вокруг него привели в порядок, посадили новые деревья.
1870-е годы
На втором этаже Генеральского дома появился металлический балкон, украшенный декоративной решеткой.
1880 год
Арендатор Ижевского оружейного завода капитан Стандершельт выстроил рядом с южным флигелем особняка двухэтажную деревянную «галерею» для высоких гостей, приезжающих на завод из столицы и других городов. Именно здесь 21 и 22 июня 1887 года останавливались великие князья со свитой - генерал-фельдцейхмейстер Михаил Николаевич, последний сын российского императора Николая I, тогда занимавший должность председателя Государственного совета, а также его сын Сергей Михайлович. В связи с этим «Вятские губернские ведомости» писали: «Для приезда Его Высочества вся 40-верстная дорога от с. Гольян до Ижевска была ремонтирована заново; при въезде в Ижевск была выстроена триумфальная арка с возвышающимся над ней щитом с инициалами самого Михаила Николаевича. На въездной стороне прибитаго щита крупная надпись: «Добро пожаловать», а на выездной «Да сохранит Господь в долгой дороге».
1917 год
Генеральский сад открыли для всех желающих.
1918 год
В здании разместили сначала штаб оружейников, восставших против большевиков, в том числе - Временный Прикамский комитет членов Учредительного собрания. Затем, с ноября 1918 года – ЧК (чрезвычайную комиссию), Ревком (орган власти, создававшийся на местах в годы Гражданской войны), Ревграждансовет. Тогда же Береговая, на которой стоит дом, была переименована в улицу Красного Террора.
1 февраля 1920 года
В особняке открылся общегородской Клуб коммунистов – «образовательно-воспитательное учреждение, основанное с целью дать членам РКП (б) возможность проводить свободное от работы время в разумных занятиях и развлечениях». Чуть позже северный флигель был надстроен, а между ним и домом соорудили двухэтажный переход.
1924 год
Дом вновь становится собственностью оружейного завода, в нем открывают «Клуб Союза металлистов». Через 4 года здание передается в собственность городского совета.
1928 год
Летнему саду присвоили имя Максима Горького.
1930-40-е годы
В доме размещались Дом просвещения и несколько учебных заведений. Во время войны здание использовалось как госпиталь. С южной стороны Генеральского дома были пристроены гараж для правительственных автомобилей и помещение под технические службы.
В 1939 году аллея, ведущая к ротонде, заканчивалась памятником Сталину.
Тогда же часть дома была отдана под художественную мастерскую - филиал всесоюзной организации «Рекламбюро». Художники работали на заказ: рисовали рекламные плакаты и другую продукцию для предприятий по всей Удмуртии. Возглавлял мастерскую Александр Трояновский. В Генеральском доме эта организация под разными названиями существовала до 1963 года.
1957-1999 год
В 1957 г. Здание передали службе скорой помощи города Ижевска. При станции также было открыто первое в городе специализированное травматологическое отделение на 35 коек (впоследствии увеличенное до 80 коек).
Что будет дальше с Летним садом и Генеральским домом?
Предполагается, что реконструкция Летнего сада начнется в 2013 году. Из парка уберут большинство аттракционов, а его оформление полностью изменят. Возможно, что Летний сад снова превратится в Генеральский - по крайней мере, в том, что касается внешнего вида. Власти города хотят оформить аллею, ведущую к ротонде, в свадебном стиле, установив на ней объекты, привлекательные для женихов и невест.
В Генеральском доме, скорее всего, откроется интерактивный музей истории Ижевска. Идей для его оформления много: это и фотоателье в стиле ретро, и стилизованный под XIX век ресторан, и бильярдная 30-х годов.
Завершить реконструкцию парка планируется к 2015 году.
Прямая речь
Ижевчане в Летнем саду ели мороженое, дрались и танцевали
Виктор Чулков, руководитель пресс-службы Президента и Правительства Удмуртской Республики:
- Летний сад я помню с конца 1950-х - начала 60-х гг. С друзьями по двору (сегодня уже такого явления нет, и я не знаю, радоваться этому или печалиться) мы часто ходили туда покачаться на качелях, поглазеть, как парни повзрослее вертели «мертвую петлю» на самолете, посмотреть кино в летнем кинотеатре. Очень впечатлял фонтан с огромными рыбинами, из пасти которых били водяные струи. Почему-то именно с Летним садом у меня связаны воспоминания о деревянных купальнях на пруду. Летом 1968 года наша юношеская сборная механического завода по боксу выступала в Летнем саду с показательными боями. Заглядывал я туда и с будущей женой, потом - с детьми. А теперь иногда захожу туда с внуком, которому очень нравится колесо обозрения и батуты. Можно сказать, что Летний сад стал частичкой моей жизни и жизни моей семьи. Давно мечтаю о том, чтобы кто-нибудь взялся и сделал из Летнего сада Ретро-сад. Собрать бы туда архитектурные, ландшафтные и скульптурные прелести 1930-1960-х гг., музыкальное и кино-сопровождение тех лет, восстановить аппараты с газировкой, игры и аттракционы. Мне кажется, было бы здорово.
Александр Мустаев, заслуженный артист России, народный артист Удмуртии, председатель Союза театральных деятелей Удмуртии:
- В детстве мы с друзьями по выходным бегали в этот парк - есть мороженое и кататься на каруселях. До сих пор помню, как катался на «Вихре», и сердце буквально замирало - так это было впечатляюще. Особенно мне нравилась карусель с фигурками животных - лошадку, слона, верблюда. Я почему-то всегда выбирал верблюда: между его горбами было удобно сидеть. Правда, эти животные были, кажется, из металла, и в холодную погоду кататься на них было довольно прохладно. А еще возле выхода из парка был планетарий, там рассказывали о звездах и планетах, были даже какие-то движущиеся макеты. Есть и воспоминания, связанные с моей профессиональной деятельностью. Театр кукол до перестройки каждое летнее воскресенье обязательно давал спектакли в парках Ижевска, в том числе - в Летнем саду. Публики было много, тем более что представление было бесплатным. Сцена в саду не предназначалась для спектаклей – не было даже помещения, где артистам можно было бы переодеться. Каждый раз нам приходилось устанавливать «боковины», за которыми прятались актеры. Помню, как-то раз перед спектаклем, пока монтировали декорации, ко мне подошел мальчишка и спросил, что за спектакль будет сегодня. Я ответил: «Голубой щенок». Мальчишка похвастался, мол, он его уже семь раз смотрел. Я спросил: «Что, и в восьмой раз будешь смотреть?» «И в восьмой раз буду», - ответил он довольно.
Зульфия Своекошина, руководитель кадровой службы:
- Самые яркие впечатления от детства, связанные с Летним садом - это приезд чехословацкого «Луна-парка» в середине 70-х. Я тогда была совсем маленькой, и это было какое-то чудо: яркие краски, музыка, жвачки «Педро», которые выдавали по купонам, выигранным на аттракционах. А аттракционы, по сравнению с нашими «ракетами» и «цепочками», были просто какими-то космическими! Еще они привезли «Комнату страха» - настолько реальные там были образы, что маленькие дети по-настоящему пугались. Билеты на аттракционы стоили 10 копеек, а жвачка - не по купонам - 60 копеек (тогда это были приличные деньги!). А когда я уже училась в школе, весной мы ходили в парк на праздники, посвященные прилету птиц. Все наряжались в костюмы птиц - делали себе клювы и хохолки, - читали стихи, приносили с собой скворечники.
В следующем выпуске «Прогулок по Ижевску» мы расскажем о том, как должен был выглядеть исторический центр нашего города, где хранилась заводская казна и почему 160 лет назад в Ижевске появился памятник «рыжему Мишке».
Ваших вопросов и предложений жду по телефону 945-005 или почте red@mgcentr.ru